Файл: Протокол 2022 г. Согласовано Заместитель директора маноу ок Слобожанщина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное автономное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Образовательный комплекс «Слобожанщина»
«Согласовано» Руководитель ШМО учителей естественно-математического цикла ______________ Василенко Т.В. Протокол № ___ « » ___________________2022 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора МАНОУ «ОК «Слобожанщина» _____________ Игнатюк Е.В. « » _____________2022 г. | «Утверждено» Директор МАНОУ «ОК «Слобожанщина» _____________Трубина Л.А. Приказ № _____ от « » ____________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Шахматы в школе »
среднего общего образования
(для обучающихся 1-4 классов)
срок реализации программы 2 года
Составитель: Лесников А.В.
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по шахматам адресована для учащихся первых – четвёртых классов средней общеобразовательной школы и составлена на основе авторской программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 1-4 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены авторами программы Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой ).
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цель программы.
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
- формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;
- формирование критического мышления;
- формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;
- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;
- овладение навыками игры в шахматы.
Развивающие:
- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;
- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)
Воспитательные:
- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
-
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; -
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); -
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:
-
Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); -
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. -
Проговаривать последовательность действий. -
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. -
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. -
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценкудеятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. -
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
-
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других. -
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им. -
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. -
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. -
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
4. Предметные результаты освоения программы курса.
-
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. -
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте; -
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. -
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 1 год обучения )
№ | Содержание программного материала | часы |
1 | Теоретические основы и правила шахматной игры | 64ч |
2 | Практико - соревновательная деятельность | 4ч |
| Итого | 68ч. |
№ | Тема урока | Содержание урока |
1. | Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат. | Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом |
2. | Шахматная доска. | Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии |
3. | Горизонталь. | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь» |
4. | Вертикаль. | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль» |
5. | Диагональ. | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ» |
6. | Шахматная нотация. | Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур |
7. | Шахматные фигуры и начальная позиция. | Расстановка шахматных фигур в начальной позиции |
8. | Ладья. | Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход» |
9. | Слон. | Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон |
10. | Ферзь. | Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие |
11. | Конь. | Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие |
12. | Пешка. | Правила хода и взятия пешкой |
13. | Превращение пешки. | Правила превращение пешки |
14. | Король. | Правила хода и взятия королём |
15. | Ценность фигур. | Сравнительная сила фигур |
16. | Нападение. | Атакующие возможности фигур |
17. | Взятие. Взятие на проходе. | Особое взятие пешкой: взятие на проходе |
18. | Шах и защита от шаха. | Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха |
19. | Мат. | Постановка мата всеми фигурами |
20. | Пат – ничья. | Варианты ничьей |
21. | Рокировка. | Правила рокировки, длинная и короткая рокировки |
22. | Основные принципы игры в начале партии. | Общие принципы игры в начале шахматной партии |
23. | Мат двумя ладьями одинокому королю. | Техника матования одинокого короля двумя ладьями |
24. | Мат ферзем и ладьей одинокому королю. | Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй |
25. | Мат ферзем и королем одинокому королю. | Техника матования одинокого короля ферзём и королём |
26. | Материальное преимущество. | Определение материального преимущества, реализация материального преимущества |
27. | Нарушение основных принципов игры в начале партии. | Ошибочные ходы в начале партии и их последствия |
28. | Партии – миниатюры. | Анализ коротких партий |
29. | Запись шахматной партии. | Способ ведения записи партии во время соревнований |
30. | Шахматный этикет. | Правила поведения шахматиста во время партии |
31. | Шахматный турнир. | Участие в шахматном турнире |
32. | Шахматный турнир. | Участие в шахматном турнире |
33. | Шахматный турнир. | Участие в шахматном турнире |
34. | Шахматный турнир. | Участие в шахматном турнире |
35. | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. | Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика. |
36. | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей | Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Обозначение шахматных фигур и терминов. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). “Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например:“Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п. |
37. | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения | “Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например:“Вторая горизонталь”). “Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”). |
38. | Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. | “Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет. “Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. “Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. |
39. | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты “Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?” |
40. | Достижение материального перевеса | “Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. |
41. | Достижение материального перевеса. Способы защиты. | “Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. |
42. | Защита. | “Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. |
43. | Две ладьи против короля. | Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические игры и задания |
44. | Ферзь и ладья против короля. | «Шах или мат».Шах или мат черному королю? «Мат или пат».Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. |
45. | Ферзь и король против короля. | «Мат в один ход».Требуется объявить мат в один ход черному королю. «На крайнюю линию».Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. |
46. | Ладья и король против короля. | «В угол».Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле. «Ограниченный король».Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода. |
47. | Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания |
48. | Цугцванг. | Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания |
49. | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | «Объяви мат в два хода».В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. |
50. | Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | «Защитись от мата».Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. |
51. | Матовые комбинации. Тема отвлечения. | Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). |
52. | Матовые комбинации. Тема завлечения. | Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). |
53. | Матовые комбинации. Тема блокировки. | Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). |
54. | Тема разрушения королевского прикрытия. | Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). |
55. | Тема освобождения пространства и уничтожения защиты. | Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. |
56. | Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов. | Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. |
57. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. |
58. | Тема уничтожения защиты. Тема связки. | Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. |
59. | Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. | Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. |
60. | Тема превращения пешки. | Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. |
61. | Сочетание тактических приемов. | Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. |
62. | Патовые комбинации. | Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.) |
63. | Комбинации на вечный шах. | Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.) |
64. | Типичные комбинации в дебюте. | “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. |
65. | Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). | “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. |
66. | Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). | “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. |
67. | Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). | Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса. |
68. | Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). | Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса. |