Файл: Протокол 2022 г. Согласовано Заместитель директора маноу ок Слобожанщина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 2 год обучения )
№ | Содержание программного материала | часы |
1 | Теоретические основы и правила шахматной игры | 53ч |
2 | Практико - соревновательная деятельность | 15ч |
| Итого | 68ч. |
№ | Тема урока | Содержание урока |
1 | Повторение изученного материала. | Повторение программного материала, изученного за 1 год обучения |
2 | Игровая практика. | Игровая практика с записью шахматной партии |
3 | Повторение изученного материала. | Повторение программного материала, изученного за 1 год обучения |
4 | Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). | Игровая практика с записью шахматной партии |
| 1 л 2 ОСНОВЫ ДЕБЮТА | |
5 | Двух- и трехходовые партии. | Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии). |
6 | Решение задания “Мат в 1 ход” | Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии). |
7 | Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. |
8 | Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. | Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. |
9 | Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. | Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата |
10 | Решение заданий. | Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата |
11 | Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. | Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”. |
12 | Решение заданий | Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”. |
13 | “Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. | Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”. |
14 | Решение заданий. | Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”. |
15 | Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. | Дидактическое задание “Выведи фигуру”. |
16 | Решение задания “Выведи фигуру”. | Дидактическое задание “Выведи фигуру”. |
17 | Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). | Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”. |
18 | Решение заданий. | Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”. |
19 | Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. | Дидактические задания “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”. |
20 | Решение заданий. | Дидактические задания “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”. |
21 | Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. | Дидактические задания “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”. |
22 | Решение заданий. | Дидактические задания “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”. |
23 | Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. | Дидактические задания “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”. |
24 | Решение заданий. | Дидактические задания “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”. |
25 | Связка в дебюте. Полная и неполная связка. | Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”. |
26 | Решение заданий. | Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”. |
27 | Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. | Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
28 | Решение заданий. | Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
29 | Типичные комбинации в дебюте. | Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
30 | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
31 | Повторение программного материала. | Повторение программного материала, изученного за полугодие |
32 | Повторение программного материала. | Повторение программного материала, изученного за полугодие |
33 | Повторение программного материала. | Повторение программного материала, изученного за полугодие |
34 | Шахматный праздник | Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
35 | История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России | Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории появления шахмат на Руси, о том, как в России начала формироваться шахматная культура |
36 | Основные принципы игры в дебюте | Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями: роль центра, создание численного превосходства |
37 | Перевес в развитии фигур | Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения численного превосходства» |
38 | Атака на короля | Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и разносторонней рокировках, а также плана атаки на короля, оставшегося в центре |
39 | Перевес в пространстве | Способы игры при пространственном перевесе, способы достижения пространственного перевеса |
40 | Оценка позиций | Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы правильно оценить позицию во время шахматной партии |
41 | План игры | Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие цели планирования |
42 | Выбор хода | Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсированные варианты, профилактика. Учимся думать за партнёра |
43 | Открытые дебюты | Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, защита двух коней |
44 | Полуоткрытые дебюты | Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская защита, Французская защита |
45 | Закрытые дебюты | Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита |
46 | Гамбиты | Королевский гамбит |
47 | Тактический прием «мельница» | Знакомство с тактическим приёмом «мельница». Решение дидактических заданий |
48 | Тактический прием «перекрытие» | Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие». Решение дидактических заданий |
49 | Тактический прием «рентген» | Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение дидактических заданий |
50 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 13–16 |
51 | Анализ шахматной партии: выбери ход | Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира |
52 | Шахматный турнир | Игровая практика |
53 | Шахматный турнир | Игровая практика |
54 | Шахматный турнир | Игровая практика |
55 | Шахматный турнир | Игровая практика |
56 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены |
57 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены |
58 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены |
59 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены |
60 | Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя слонами одинокому королю | Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования двумя слонами |
61 | Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю | Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования слоном и конём |
62 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 22–27 |
63 | Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом | Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем учиться шахматной игре |
64 | Шахматный турнир | Игровая практика |
65 | Шахматный турнир | Игровая практика |
66 | Шахматный турнир | Игровая практика |
67 | Шахматный турнир | Игровая практика |
68 | Шахматный праздник | Решение заданий, игровая практика |
\