Файл: Практическая работа 6 Постановка судна на один и на два якоря.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №6 «Постановка судна на один и на два якоря».
Цель выполнения работы: закрепить умения и знания по способам постановки судна на один и на два якоря.
Методическое обеспечение:Методические указания по выполнению лабораторных работ (МУ).
Теория вопроса.
Отдача якоря на малых глубинах.Малыми глубинами принято считатьглубины до 25м. Если имеется возможность, то якоря правого и левого борта отдают поочередно. В этом случае якорная цепь изнашивается равномерно Например, правый якорь отдают по нечетным дням, а левый - по четным. Надо помнить, какой якорь отдавали в прошлый раз.Все команды, подаваемые с мостика на бак, обязательно репетуются с бака на мостик. Заблаговременно на подходе к месту постановки судна на якорь подается команда с мостика «Якоря приспустить». Приспущенный якорь считается тогда, когда шток с якорной скобой выйдет из якорного клюза. По исполнении этой команды подается следующая: «У правого(левого) якоря стоять». С приходом судна в точку отдачи якоря подают команду «Отдать правый (левый) якорь». По этой команде, предварительно убедившись, что в цепном ящике и вблизи якорной цепи нет людей, а за бортом под клюзом нет плавучих средств, боцман ослабляет ленточный стопор, и якорь под действием силы тяжести уходит в воду. Когда якорь дойдет до грунта, задерживают якорную цепь с помощью ленточного стопора. Это делается для того, чтобы якорная цепь не получила значительного ускорения, а также не вывалилась и не запуталась на его лапах. Якорную цепь потравливают постепенно по мере движения судна назад, и она ложится на дно почти по прямой линии. При вытравливании якорной цепи боцман следит за прохождением соединительных скоб между смычками и через помощника капитана докладывает на мостик о количестве смычек в воде, на клюзе или на брашпиле. По команде с мостика «Столько-то смычек в воду» вытравливается в воду рассчитанное количество смычек. Соединительная скоба фиксирует положение якорной цепи на уровне воды, клюза, брашпиля.По команде «Задержать канат» боцман зажимает ленточный стопор на брашпиле. При задержании якорной цепи соединительные скобы не должны находиться на цепном барабане (звездочке брашпиля). Когда судно задержится якорем («Якорь забрал») и выйдет носом против ветра или течения, это значит судно «вышло на канат» и маневры постановки на якорь судна на этом заканчиваются. Если якорная цепь,натянувшись, ослабла (провисла) и вновь натягивается, это указывает на то,что якорь «не забрал». В этом случае еще травят якорную цепь. Если якорная цепь, натянувшись, ослабла и больше не натягивается, означает, что судно надежно встало на якорь.
Отдача якоря на больших глубинах.На глубинах более25м постановкана якорь осуществляется следующим образом. Первоначально якорь потравливают с помощью брашпиля до грунта. Затем разобщают брашпиль и ослабляют ленточный стопор и потравливают рассчитанное количество смычек. Так делается потому, что если на больших глубинах отдать якорь прямо из-под клюза без стравливания с помощью брашпиля, то он может набрать большую скорость и при задержании якорной цепи возможны повреждение ленточного стопора, поломка брашпиля или обрыв якорной цепи и потеря якоря.
Постановка судна на два якоря.Для повышения надежности и безопасности стоянки на якоре и для уменьшения радиуса разворота судна на якоре в стесненных условиях, атакже при усилении ветра и приливно-отливных течениях рекомендуется становиться на два якоря. Для постановки судна на два якоря существует несколько способов.
Постановка на два якоря с ходу. Маневры, выполняемые при постановке на два якоря с ходу, следующие. К месту постановки на якорь судно подходит на самом малом ходу, лагом к ветру. В расчетной точке отдачи первого якоря дают машине «Стоп» и отдают якорь с наветренногоборта.Суднопродолжаетдвижениепоинерции,якорная цепь свободно травится. Вытрави несколько смычек, судно останавливается, и в этот момент отдают второй (подветренный) якорь. Если судно под действием ветра хорошо уходит под ветер,потравливают якорную цепь второго якоря. При необходимости развернуть судно носом на ветер быстрее следует подработать машиной на задний ход.Выравнивают брашпилем по длине якорные цепи обоих якорей. Угол между якорными цепями должен быть 60 - 90°
Отдача второго якоря при стоянке на одном якоре. При стоянке на якоре иногда возникает необходимость отдать второй якорь(усиление ветра, течения и т. д.). В этом случае маневрируют следующим образом. Подбирают якорную цепь отданного якоря, не подрывая его. Количество смычек остается в воде в зависимости от глубины. В тотмомент,когдасудносамо рискнетвсторону,противоположную отданному якорю, отдают второй якорь и травят якорную цепь, или, не дожидаясь зарыскивания судна,перекладывают руль «право на борт» и дают «толчок» судну двигателем и в расчетной точке отдают второй якорь. По мере возвращения судна в первоначальное положение курса (против ветра) и при переходе линии ветра потравливают обе якорные цепи и выравнивают их натяжение. В сильный ветер этот маневр необходимо выполнять только с использованием СЭУ.
Постановка судна на якорь способом фертоинг. Этот способ используется при постановке судна на якорь на ограниченной акватории и с сильным приливно-отливным течением. Большой разнос якорей обеспечивает надежную и безопасную стоянку судна, при перемене направления и скорости течения занимать небольшую акваторию, исключить перекручивание якорных цепей. Угол между якорными цепями должен быть160—170°. Маневр выполняется следующим образом. Судно заранее разворачивается и следует против течения. Подойдя к месту предполагаемой стоянки, отдают первый якорь. Судно продолжает движение на самом малом ходу. Одновременно потравливают якорную цепь отданного якоря. Вытравив несколько смычек, дают машине «Стоп», гасят инерцию (движение) при необходимости задним ходом. Отдают второй якорь. Оба якоря должны быть отданы почти на одной линии направления течения. Когда судно под действием течения пойдет назад, потравливают вторую якорную цепь, а слабину первой подбирают до тех пор, пока судно не встанет между якорями в расчетной точке (рис. в, положение III). При этом способе работает только один якорь со стороны течения, поэтому судно практически стоит на одном якоре, так как якоря лежат почти на одной линии. Постановку судна на якорь осуществляет капитан.
Ход выполнения работы:
1. Ответить на вопросы:
1)Способы постановки судна на одни якорь.
2) Способы постановки судна на два якоря.
3) Какие факторы влияют выбор способа постановки на якорь?
4) При постановке судна на один якорь как определяют какой именно якорь будут отдавать?
2. Практическое задание: Составить сообщение на тему: «Выбор способа постановки на якорь в узкости».
Рекомендуемая литература
1. А.Д. Дидык, В.Д. Усов, Р.Ю. Титов Управление судном и его техническая эксплуатация. Москва. Транспорт. 2009 г