Файл: Ответы на вопросы по археологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ответы на вопросы по археологии.

Выполнил студент 1 курса заочной формы обучения. Направление: История – Обществознание. Васильева В.Е.


  1. Подумайте, какие проблемы возникают с познавательной спецификой в археологии?

Начиная размышлять о проблемах познания в археологии, сразу возникает мысль о том, что археология, в первую очередь, кажется не точной наукой. Археология изучает существующие реально объекты, которых не всегда может быть достаточно. Изучая эти объекты, по моему мнению, археологи не могут целиком воссоздать картину создания и предназначения данных объектов, а также, мне кажется, что даже с нашими развивающимися технологиями невозможно со 100% точностью датировать те или иные объекты. Например, если когда-то археологи в будущем будут изучать наши объекты быта, они могут что-то не так истолковать, ведь люди полагаются на свои догадки и домыслы. Уверена, даже наши пакеты из магазина можно представить каким-то другим предметом и дать ему совершенно иное предназначение. К тому же, когда люди начали записывать свои достижения на письменные носители, стало намного проще и точнее воссоздавать картины прошлого человечества.

  1. Общая характеристика палеолита.

Начиная давать характеристику палеолита, в первую очередь, хочется сказать о том, что доступные нам знания о древних людях весьма условны. Проблемой изучения древнего человека является недостаточность объектов для изучения, мы, к сожалению, не можем представить как мыслили древние люди, ведь только в верхнем палеолит начинает появляться человек разумный, о мышлении и логики которого мы можем хоть как-то судить.

Весь палеолит делится на три основных периода:

  1. Ранний ( от 2,6 млн. – 100-80 тыс. л. н. до н.э)

  2. Средний ( от 100-80 – 40-35 тыс. л.н до н.э)

  3. Поздний ( около 40-12 тыс. л.н до н.э)

Ранний палеолит характеризуется первичным появлением обезьяноподобного человека, в начале периода человек ещё не объединялся в стада, не вёл коллективную охоту и не мог добывать огонь. Человек в эпоху раннего палеолита занимается собирательством. Позднее, в связи с развитием самого человека, они начинают объединяться в первобытные стада и делать орудия труда, появляется каменный топор. Люди начинают понимать, что собирать ягоды и пр. можно вместе и это намного эффективнее.


Средний палеолит. Его можно назвать эпохой началом развития человека, как мне кажется. Ведь человек уже начинает меняться физически и внешне. Человек продолжает развиваться, старается согреться и начинает носить шкуры животных. Совершенствуются и орудия труда человека, человек уже может с целью повышения добычи совершенствовать свои орудия труда. Прогресс в развитии человека чувствуется всё сильнее, но человек ещё не является человеком – разумным, однако, люди уже близки к этому.

Поздний палеолит. Его можно описать тем, что человек прошёл уже очень большой путь с самого начала своего существования, он изменился внешне и умственно. Это эпоха становления человека – разумного. Люди уже начинают не только охотиться, но и занимаются ловлей рыбы. В их общинах появляются вожди. Они уже умеют пользоваться камнем, как орудием, но главным достижением человечества тех времён является – появление огня. Люди умеют его поддерживать, они могут готовить пищу и она лучше усваивается. Огонь отгоняет хищников от мест их стоянок, а также он греет древних людей.

  1. Общая характеристика мезолита.

Мезолит – это переходный период среднего каменного века ( 13-9 тыс. л.н до н.э). Люди до периода мезолита достигли огромных высот. Но во время мезолита происходят не менее удивительные шаги в развитии человека. Человек уже создаёт именно оружие и осознаёт это, человек начинает одомашнивание животных. Человек меняет свой стиль охоты, теперь на охоту ходят не большими группами и пользуются луком и стрелами. Развивается наскальная живопись. Если в эпоху палеолита преобладают достаточно простые рисунки, то в эпоху мезолита начинают изображать всё больше людей и животных. Начинают изображать какие-то важные события, тяжёлую охоту и т.п.


  1. Подумайте, как вы понимаете выражение «Система трёх веков обернулась системой трёх революций»?

Я понимаю данное выражение так, что конец каждого века заканчивается тем, что люди начинают использовать что-то новое и удивительно и это можно назвать революцией в прошлом. Ведь перейти с каменного века на бронзовый невероятно сложно. На лекциях я услышала интересную информацию о том, что люди перешли с каменного века на бронзовый совершенно случайно. Когда-то, в костёр к древнему человеку попал довольно мягкий металл и человек понял, что из-за нагревания этого камешка ему можно придать форму и если сделать, к примеру, наконечник для копья, то он будет намного острее и прочнее камня. Это и есть самая настоящая революция. В последствии, когда человечество достигло очень большого развития, мы

перешли на железный век, это тоже является огромным скачком в развитии человечества, ведь для обработки железа требуется гораздо большая температура.


  1. Дайте характеристику основным критериям, положенным в основу выделения неолита?

Для меня основными критериями для выделения неолита является появление керамики, серийное производство орудий труда и самое главное – переход от присваивающего к производящему виду хозяйств. Охарактеризовать данные критерии я могу так: создать керамику – это достаточно трудное занятие и для этого нужно не только стремление выжить, для меня это уже стремление к чему-то большему и красивому. Например, в начале палеолита человеку не нужна была керамика, для палеолита главной задачей являлось выживание.

Немаловажным критерием является серийное производство орудий труда. Для меня, к примеру, это обозначает, что люди понимают, что можно создать больше стрел для увеличения объёмов добычи с охоты.

Самым главным критерием для меня является переход от присваивающего к производящему виду хозяйств. Люди научились выращивать первые растения, им уже не нужно ходить куда-то в лес за едой, они могут и умеют производить это самостоятельно. Люди научились обрабатывать землю для посадки растений. Люди выращивают животных на убой и им не нужно ходить на охоту, с которой некоторые могли не вернуться.

  1. В развитии цветной металлургии, связанной с изготовлением медных и бронзовых орудий выделяют 4 этапа. Дайте характеристику каждому этапу. Раскройте понятие «палеометалла»?

Все этапы связаны и выделены по способу обработки и по составу обрабатываемого металла. Таким образом, было выделено 4 этапа:

  1. Холодная ковка чистой меди;

  2. Горячая ковка чистой меди;

  3. Горячая ковка в открытых формах;

  4. Горячая ковка в закрытых формах, переход к бронзовому веку, добавление к меди других металлов.

Первый этап можно охарактеризовать весьма просто, люди находили медь и с помощью подручных средств придавали ей нужную форму. С момента появления обработки металла в жизни человека начинается новая эпоха – палеометаллическая или просто палеометалл. Данная эпоха захватывает даже неолитовую эпоху. Ведь именно в ней человек начинает с помощью холодной ковки обрабатывать медь.


Второй этап тоже довольно прост, люди поняли, что если нагреть медь, то она довольно легче принимает нужную форму.

Третий этап уже более сложный, если раньше из меди просто выдалбливали нужную форму, то на данном этапе люди начинают создавать готовые формы и заливать металл в данные формы.

Четвёртый этап является переходным, после него век начинают называть бронзовым. Ведь именно на четвёртом этапе люди добавляют к меди другие металлы и получают бронзу. Также данный этап знаменит появлением закрытых форм для обработки металла.

Используемые источники:

  1. Амальрик А. С., Монгайт А. Л. Что такое археология. М., 1966.

  2. Палеолит СССР. 1984. - (Археология СССР).

  3. Мезолит СССР. 1989. - (Археология СССР).

  4. Окладников А. П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Глазковское время. Ч. III, М; Л., 1955. - (МИА, №43).

Интернет источники:

  1. https://studfile.net/preview/9568962/page:15/

  2. https://history.wikireading.ru/275540

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki