Файл: Методические указания по выполнению магистерской диссертации направление подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Тульский государственный университет
Кафедра «Правосудие и правоохранительная деятельность»
Утверждаю
Директор института Права и управления
__________________М.А.Берестнев
“____”___________________ 2018г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Направление подготовки: «Юриспруденция»
Специальность: 40.04.01 «Юриспруденция»
профиль: Судебная власть, прокурорский надзор, организация
правоохранительной деятельности, адвокатура, нотариат
Форма обучения (очная, заочная)
Тула 2018 г.

2
Методические указания разработаны к.ю.н. доцентом кафедры ПиПД
Дябловой Ю.Л., к.ю.н., доцентом кафедры ПиПД Бугаевской Н.В., доцентом кафедры ПиПД Т.А.Аристарховой, и обсуждены на заседании кафедры ПиПД.
Протокол №9 от “25”апреля 2018г.
Зав. кафедрой____________________Т.А.Аристархова

3
Оглавление
1.Цели и задачи курса…………………………………………………………….4 2.Выбор и утверждение темы магистерской диссертации…………………….4 3.Научное руководство магистерской диссертацией …………………………..6 4.Определение цели и задач, объекта и предмета………………………………7 5. Интерпретация и логический анализ основных понятий……………………7 6.Сбор материала………………………………………………………………….9 7.Работа с литературой. Изучение и обобщение материалов практики……10 8. Планирование, структура, объем и атрибуты магистерской диссертации..13 9.Стиль и форма диссертационного исследования……………………………17 10. Оформление магистерской диссертации………………………………......20 11. Предварительная защита диссертационного исследования………………25
Приложение

4 1.Цели и задачи курса
Цели магистерской диссертации:
Основной целью магистерской диссертации является развитие у диссертантов юридического факультета способности к научному поиску.
Именно творческий элемент, умение анализировать литературные, архивные и нормативные источники, практику правоохранительных органов, сопоставлять и обобщать полученные сведения и факты, выявлять их связь, проникать в их сущность, делать конкретные выводы и вносить свои предложения по совершенствованию действующего законодательства характеризуют магистерскую диссертацию как итог всей учебы.
Кроме того, магистерская диссертация имеет своей целью расширение и углубление знаний диссертанта по той или иной учебной дисциплине, избранной им специализации, а сделанные выводы и обобщения могут стать материалом для дальнейших шагов в науку. С учетом сказанного цели магистерской диссертации можно сгруппировать в следующие три основных блока: 1) систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных задач; 2) развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых проблем и вопросов; 3) выяснение подготовленности студента для самостоятельной работы в условиях прогресса юридической науки.
2.Выбор и утверждение темы магистерской диссертации
От правильного выбора темы в немалой степени зависит успех работы диссертанта. Поэтому на данный этап подготовки магистерской диссертации следует обратить самое серьезное внимание.
Прежде всего, тема будущей магистерской диссертации работы должна быть в какой-то мере знакома, интересна самому диссертанту. Кроме этого, тема магистерской диссертации должна соответствовать научной теме кафедральных исследований: соответственно по кафедре правосудия и правоохранительной деятельности Лучше всего, если она будет служить продолжением ранее сделанных научных наработок. В этом случае диссертант уже к началу работы будет представлять себе основные её аспекты, место данной проблемы в общей теории права, ознакомится с основными источниками и литературой. Разумеется, тема магистерской диссертации не просто повторение темы магистерской диссертации, она отличается большей определенностью, широтой охвата, а главное - глубиной раскрытия проблемы. На базе уже проделанной научно-исследовательской работы студент совместно с научным руководителем критически анализирует сделанное им ранее, выделяет основное направление и конкретизирует объем и содержание магистерской диссертации.


5
Важнейший критерий правильности выбора темы - её актуальность, малоисследованность, дискуссионность, новизна и возможность выработки самостоятельного подхода к решению того или иного поднятого вопроса.
Для этого необходимо четко представлять себе состояние законодательства
(или перспективы его реформирования, обновления) в избранной области правовых отношений, знать общественное мнение, отклики в печати, нужды практики и трудности, которые возникают при реализации тех или иных норм.
Диссертант не должен забывать, что актуальность темы его магистерской диссертации налагает на него особую ответственность.
Неудовлетворительное или посредственное решение важной темы способно дискредитировать ценную идею, исказить правильную мысль. Чем актуальней тема магистерской диссертации, тем более высокие требования предъявляются к её исполнению.
Важным критерием, которым также следует руководствоваться при выборе темы магистерской диссертации, несомненно, является хорошая источниковедческая база.
Избирая проблему, диссертант должен удостовериться в возможности сбора необходимого фактического материала.
Серьезное внимание при выборе темы следует обратить на освещенность избираемой проблемы в юридической литературе. Наличие большого числа трудов ученых по теме обычно свидетельствует о её важности и облегчает ориентирование в проблематике. С другой стороны, это же является показателем того, что диссертанту окажется труднее найти какие-то новые аспекты в хорошо изученном вопросе и внести свой вклад в его освещение. Вместе с тем и слабое отражение темы в литературе вовсе не обязательно говорит о её маловажности. Это может быть следствием установившейся исследовательской традиции, а также указывать на слабость источниковедческой базы, не позволяющей достаточно хорошо разработать данную тему, или, напротив, на чрезвычайную обширность источника, неподдающегося усилиям одного исследователя.
При выборе темы рекомендуется учитывать состояние и перспективы развития юридической науки, реальные задачи экономики, науки и культуры.
Все это необходимо всесторонне взвесить и хорошо обдумать.
Остановившись на определенной теме, диссертант должен согласовать её со своим научным руководителем. Как правило, диссертант изначально работает под руководством одного преподавателя, которого кафедра обычно и утверждает в качестве научного руководителя. В более редких случаях ему может быть назначен новый научный руководитель. С согласия руководителя соискатель подает на имя заведующего соответствующей кафедры заявление с просьбой утвердить его тему.
Темы магистерской диссертации утверждаются кафедрой, как правило, в присутствии диссертантов и их научных руководителей. При этом диссертанту могут задаваться вопросы с целью уточнения проблематики, выяснения обеспеченности её источниками и освещенности в литературе.
Обсуждение тем магистерских диссертаций на кафедре с участием


6 диссертанта необходимо для того, чтобы помочь ему выбрать или уточнить тему, определить неизвестные источники или литературу. Бывают случаи, когда кафедра может не согласиться с выбором диссертанта, предлагает иную тему или, уточняя избранную, иногда принимает решение вернуться к этому вопросу не позднее следующего заседания кафедры.
Решение кафедры об утверждении темы магистерской диссертации является окончательным. Изменения в утвержденную тему в случае необходимости могут быть внесены только по согласованию с научным руководителем и по специальному решению кафедры. Произвольное изменение темы запрещается.
Правильный выбор темы не только предопределяет успешность последующей работы диссертанта, от этого нередко зависит направление научных интересов выпускника высшей школы.
3.Научное руководство магистерской диссертацией
Руководители магистерской диссертации назначаются приказом Ректора
ТулГУ по представлению кафедр специализации из числа профессоров и доцентов.
По предложению научного руководителя кафедра вправе приглашать консультантов по отдельным разделам магистерской диссертации. В тех случаях, когда тема дипломной работы включает знания различных отраслей юриспруденции либо носит ярко выраженный прикладной характер, назначение научного консультанта является обязательным.
Консультантами по отдельным разделам магистерской диссертации могут назначаться профессора и преподаватели других вузов, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники правоохранительных органов, государственных предприятий, организаций и учреждений.
Научный руководитель обязан:
1. Составить вместе с диссертантом задание и календарный график выполнения магистерской диссертации. Задание и график утверждаются заведующим соответствующей кафедры.
2. Помочь диссертанту составить программу научного исследования
(высокое качество магистерской диссертации может обеспечить только хорошо продуманная программа, которая должна состоять из нескольких разделов).
В процессе формулировки проблемы исследования нужно стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение проблемная ситуация, а также существующие в жизни противоречия, определяющие её.
При этом надо избегать постановки мнимых проблем, которые не отражают реальной социальной ситуации либо давно решены. Однако следует опасаться и выдвижения проблем слишком широкого плана.
Если проблемную ситуацию можно разрешить уже известными средствами, то речь идет о практической проблеме и о поиске способов


7 приложения уже имеющихся знаний. Следствием же разработки научных проблем является получение нового знания, создание научной модели, объясняющей то или иное социальное явление.
4.Определение цели и задач, объекта и предмета.
Цель исследования - это общая его направленность (теоретическая или практическая). Диссертант должен четко представлять, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование.
Задачи исследования - это средства и конкретизация цели исследования в виде совокупности конкретных целевых установок на анализ и решение проблемы.
Объект исследования - это явление или процесс, по поводу которого оно будет проведено.
Предметом исследования принято считать наиболее значимую сторону объекта с точки зрения теории и практики, которая непосредственно подлежит изучению.
5. Интерпретация и логический анализ основных понятий.
Большое значение в проведении исследования имеет разработка понятийного аппарата, иначе говоря, языка исследования, в том числе поиск эмпирических значений наиболее важных теоретических положений.
Логический анализ основных понятий, занимающих главенствующее место в определении предмета исследования, предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе уяснение соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии.
Эмпирический показатель представляет собой наблюдаемое и измеряемое явление, которое используется для того, чтобы указать на наличие другого явления, недоступного для прямого наблюдения и измерения. Так, например, понятие "отношение к праву" нельзя прямо наблюдать и измерить. Это можно сделать лишь косвенным путем, разложив его на компоненты, отражающие отношение граждан:
- к праву как к ценности;
- к основным принципам права;
- к конкретным отраслям права;
- к тем или иным конкретным правовым нормам.
Последний из них также можно разложить на ряд характеристик: соблюдение норм трудового, гражданского, административного или уголовного права; умение защищать свои права правовыми средствами и т.д.
Данные понятия уже можно подвергнуть объяснению, например, через эмпирические показатели, свидетельствующие о наличии или отсутствии явления, выраженного в теоретическом понятии.

8
ФОРМУЛИРОВКА РАБОЧИХ ГИПОТЕЗ
Определить проблему исследования диссертанты, как правило, пытаются на основе имеющихся у них знаний и прежнего опыта. Но для полного решения проблемы этого, к сожалению, недостаточно. На ос¬нове имеющихся знаний исследователь строит предварительное объ¬яснение проблемы - некоторые допущения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют исследуемое явление, т.е. форму¬лирует гипотезу.
Следовательно, гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.
МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ
Программа исследования считается полноценной тогда, когда в ней показано, почему использовались именно эти, а не другие методы сбо¬ра информации, раскрыта связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. Например, при использовании анкетирова¬ния необходимо указать в программе, для решения какой задачи и подтверждения какой гипотезы был разработан конкретный блок вопросов анкеты.
Рабочий план исследования, отражающий основные процедурные мероприятия, составляется наряду с программой и утверждается одновременно с ней научным руководителем. Он упорядочивает основные этапы исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, материальными и людскими ресурсами. Включает все виды предполагаемых работ - изучение необходимой литературы, проблемное
(пилотажное) исследование, основное обследование, обеспечивающее сбор материалов об объекте, подготовку данных для обработки, а также редактирование, кодирование анкет, обработку данных, их анализ и интерпретацию, составление отчета, написание научной работы и практических рекомендаций, их внедрение в практическую деятельность.
Рекомендуется своевременно вносить коррективы в текст работы, внимание диссертанта направляется на самостоятельное решение сложных задач и анализа возникающих проблем, он нацеливается на творческое, инициативное отношение к актуальным вопросам современности.
Основная задача научного руководителя состоит в том, чтобы с его помощью диссертант смог провести самостоятельное исследование.
Особенно важны консультации в тот период написания магистерской диссертации, когда диссертант уже изучил необходимый минимум литературы и других источников и составил план. Научный руководитель может внести необходимые изменения в план, указать новейшую литературу и провести конкретный инструктаж. На первых встречах нужно определить порядок дальнейших консультаций и предъявления работы на просмотр. Не следует представлять работу руководителю частями, поскольку по ним трудно определить правильность общего её направления.
Лучше контролировать выполнение работы по отдельным главам. К помощи


9 руководителя выпускник может обращаться и в незапланированный день в том случае, если он встретился с какими-либо затруднениями.
Нередко работа научного руководителя сводится к ответу на вопросы диссертанта или к частой проверке полученных им результатов. На консультациях научный руководитель может проводить своеобразные занятия: проверять знания диссертанта, давать задания по теоретическим и практическим вопросам к следующему занятию. Поэтому целесообразно особенно на первом этапе сочетать как индивидуальные, так и групповые консультации и беседы для руководимых данным преподавателем диссертантов. Наряду с этими традиционными формами руководства следует практиковать чтение для диссертантов обзорных (специализированных) лекций по узловым, дискуссионным и сложным проблемам нескольких дипломных работ, выполняемых под руководством одного преподавателя.
Научный руководитель отвечает перед кафедрой за выполнение сроков написания магистерской диссертации согласно составленному графику и за качество работы соответственно требованиям, предъявляемым к данного рода научной продукции в высшей школе.
6.Сбор материала
На данном этапе выполнения работы диссертант должен выявить максимально возможное число фактов, изучить все доступные ему источники и ознакомиться с литературой по исследуемой проблеме. Начинается сбор материала еще в ходе выбора темы, когда студент выясняет, обеспечена ли данная тема источниками, освещена ли она в литературе. Она продолжается в процессе консультаций с научным руководителем практически на всех этапах выполнения магистерской диссертации. Сегодня общепризнанно действие закономерности развития науки, в соответствии с которым знания нарастают лавиной пропорционально тому, каков их предшествующий объем. Чем больше достигнуто к какому-то моменту, тем значительнее будет вывод, кото¬рый исследователь может сделать, опираясь на этот фундамент и последующее поколение. С этим связана и стоящая перед научным руководителем задача - обеспечить рационально-оптимальное изучение диссертантом имеющегося по теме материала, выбрав самое существенное и подчинив его основной цели исследования.
К моменту выполнения магистерской диссертации диссертант должен овладеть определенным минимумом знаний основ библиографии, как перспективной, так и ретроспективной. Поэтому одна из важнейших задач научного руководителя магистерской диссертации на этом этапе её выполнения состоит в том, чтобы нацелить диссертанта на наиболее рациональный путь сбора материала. В этом плане целесообразно рекомендовать следующие этапы работы.
Первый этап - просмотр учебных курсов, энциклопедий, словарей и другой справочной литературы.