Файл: Самостоятельная работа студентов выполните письменно задания 1 Задание Выделите.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ДИСЦИПЛИНА «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ


  1. Выполните письменно задания №1-9.


Задание 1.Выделитеэлементыкоммуникативногопроцесса.Генеральныйдиректорторговойфирмырешилобсудитьсменеджерамимагазиноввопрососостояниииулучшениикачестваторговогообслуживаниянаселениянасовещании.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Знаковые системы, которые используются в коммуникативном процессе лежат в основе двух традиционно выделяемых видов коммуникации:

  1. Вербальной речью в качестве знаковой системы);

  2. Невербальной использованием различных неречевых знаковых систем).

Речь является самым универсальным средством коммуникации. Она представляет собой исторически сложившуюся форму общения человека с другими людьми посредством языка. Коммуникатор в процессе говорения

кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Степень и точность понимания слушающим смысла высказывания будет очевидна коммуникатору только тогда, когда реципиент заговорит, превратится т.о. в коммуникатора и даст знать как он понял принятую информацию.

Невербальное поведение человека
неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности. В психологии выделяют пять форм невербальной коммуникации:



Кинесику;






Паралингвистику и экстралингвистику;






Проксемику (пространственно-временную

организацию

коммуникативного процесса);

  • Визуальное общение;

  • Такесика.


Каждая из указанных форм общения использует свою знаковую систему.

Кинесика это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики, различных частей тела (рук- тогда мы имеем жестикуляцию; лица - тогда мы имеем мимику; позы - тогда мы имеем пантомимику). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении, например, одних и тех же жестов в различных национальных культурах. Например, кивок головы у русских и болгар имеет прямо противоположное значение:

согласие у русских, отрицание у болгар.

Задание 2. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Насколько эффективным средством общения являютсяжесты?

  2. В чемпроявляютсяих недостатки и ограниченность?

  3. Какогородапросьбыилитребованиялегчевсегопередатьжестами?

  4. Какие_________труднеевсего?

  5. Какиеизнихвообщеневозможновыразитьжестом?

  6. Могутлижестыпередатьэмоции?

  7. Тот,ктоактивножестикулирует,вамприятен?



1)Жесты являются очень эффективным средством передать и понять именно чувства

2) Они не могут передать все разнообразие слов, слова прекрасный и восхитительный звучат одинаково.

3) Легче всего передать " пойди туда-то"

4) Трудно передать что- то конкретное: "пойди на улицу Красную в аптеку Маскавит за Черникой форте"

5) Слова " могу, умею, понимаю, знаю, должен"

6) Я думаю, это их основное предназначение

7) Да, мне так легче его понять
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также "добавки" к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система -это система вокализации, т.е. тембр (качество) голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, а также других средств, например покашливание, плач, смех.

Задание 3. А. Макаревич в одной из своих песен призывал: «Давайте делать паузы в словах...» Нужны ли они в разговоре? Поясните функцию пауз на следующих примерах.


  1. В«Записныхкнижках»К.С.Станиславскогомывстречаемнезатейливыйсоветстарогоактерамолодойгромкоголосойдебютантке:«Неголосусиляйможетпропастьправда,говориреже».

Я думаю, функция пауз в этом случае служит примером, который показывает молодой громкоголосой дебютантке, что отнюдь не громкость способствует понятливости речи, а правильно подобранный темп и уместные паузы

  1. Вдиалогепаузизбегаютте,кточувствуетсебятревожноибоится

«зависнуть в пустоте»или спровоцироватьопасный поворотв беседе.А.Моруавсвоем«Искусствебеседы»писал:«Женщина,котораястрашитсяобъяснениявлюбвиилисиеныревности,должналюбойценойнедопускатьвразговорепауз.Покалюдимолчат,унихестьвремяпринятьрешение;крометого,затянувшаясяпаузапозволяетрезкоизменитьтонбеседы,иэтонезвучитдиссонансом».

Мне кажется, пауза в данном случае будет не правильно понята адресатом, так как она вносит не уверенность в разговор

Проксемика - это специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.

Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э.Холл,
который и ввел термин проксемика, буквальный перевод которого означает близость. К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На праксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.

Э.Холл описал нормы приближения человека к человеку дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены 4 расстояниями:

  1. интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких;

  2. персональное (от 45 см. до 1м.20см) – общение со знакомыми людьми;

  3. социальное (от 1,20 до 3,60) – предпочтительно

при общении с чужими людьми и при официальном общении;

  1. публичное (от 3,60 и далее) – при выступлении перед различными аудиториями.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

Задание 4. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.

1.Японцысадятсядовольноблизкодругкдругуичащеиспользуютконтактныйвзгляд,чемамериканцы;ихнераздражаетнеобходимостьсоприкасатьсярукавами,локтями,коленями;американцысчитают,