Файл: Учебнометодическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения Под редакцией Г. А. Заборовского.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Правила поведения в компьютерном классе. Работа с мышью и клавиатурой
Урок 3. Информационные процессы.
Т е м а 2. АППАРАТНОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА
Урок 5. Назначение и элементы интерфейса операционной системы. Объекты операционной системы
Урок 6. Работа с окнами и меню операционной системы
Урок 7. Назначение файловой системы. Понятие о файловых менеджерах. Программа Проводник
Урок 8. Операции с объектами файловой системы
Урок 9. Практическая работа с объектами файловой системы
Урок 10. Понятие о локальной компьютерной сети
Т е м а 3. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Урок 11. Среда программирования
Урок 12. Основы языка программирования
Урок 13. Организация ввода и вывода данных
Урок 14. Команда присваивания. Арифметические операции и выражения
Урок 15. Стандартные функции. Преобразование типов числовых данных
Урок 16. Решение задач на составление линейных алгоритмов
Урок 17. Решение задач на составление линейных алгоритмов
Урок 18. Практическая работа на составление линейных алгоритмов
Урок 19. Графические возможности языка программирования
Урок 20. Решение задач на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей
Урок 21. Решение задач на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей
Те м а 4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Урок 23. Понятие компьютерной презентации. Программа PowerPoint
Урок 25. Вставка изображений. Использование коллекций
Урок 26. Использование декоративного текста
Урок 29. Использование эффектов
Урок 30. Создание презентаций по темам учебных предметов
Урок 31. Контрольная работа по теме «Компьютерные презентации»
ИНФОРМАТИКА
В 7 КЛАССЕ
Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения
Под редакцией Г. А. Заборовского
Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
Минск «Народная асвета» 2011
Оглавление
ИНФОРМАТИКА 1
В 7 КЛАССЕ 1
ОТ АВТОРОВ 4
ПОВТОРЕНИЕ 5
Урок 1. Правила поведения в компьютерном классе. Работа с мышью и клавиатурой 5
Урок 2. Виды информации 6
Урок 3. Информационные процессы. 8
Т е м а 2. АППАРАТНОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА 10
Урок 4. Устройства компьютера 10
Урок 5. Назначение и элементы интерфейса операционной системы. Объекты операционной системы 12
Урок 6. Работа с окнами и меню операционной системы 14
Урок 7. Назначение файловой системы. Понятие о файловых менеджерах. Программа Проводник 15
Урок 8. Операции с объектами файловой системы 16
Урок 9. Практическая работа с объектами файловой системы 17
Урок 10. Понятие о локальной компьютерной сети 18
Т е м а 3. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ 20
Урок 11. Среда программирования 20
Урок 12. Основы языка программирования 21
Урок 13. Организация ввода и вывода данных 23
Урок 14. Команда присваивания. Арифметические операции и выражения 26
Урок 15. Стандартные функции. Преобразование типов числовых данных 28
Урок 16. Решение задач на составление линейных алгоритмов 30
Урок 17. Решение задач на составление линейных алгоритмов 31
Урок 18. Практическая работа на составление линейных алгоритмов 33
Урок 19. Графические возможности языка программирования 33
Урок 20. Решение задач на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей 35
Урок 21. Решение задач на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей 36
Урок 22. Самостоятельная работа на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей языка программирования 37
Те м а 4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ 38
Урок 23. Понятие компьютерной презентации. Программа PowerPoint 38
Урок 24. Создание презентации 39
Урок 25. Вставка изображений. Использование коллекций 40
Урок 26. Использование декоративного текста 41
Урок 27. Использование фигур 42
Урок 28. Элементы мультимедиа 43
Урок 29. Использование эффектов 44
Урок 30. Создание презентаций по темам учебных предметов 45
Урок 31. Контрольная работа по теме «Компьютерные презентации» 46
Урок 32. Глобальная компьютерная сеть Интернет 46
Урок 33. Работа с браузером 47
Урок 34. Просмотр веб-страниц. 48
Приложение к уроку 1 51
Приложение 1 к уроку 2 51
Приложение 2 к уроку 2 52
Приложение к уроку 5 53
Приложение к уроку 6 53
Приложение к уроку7 54
Приложение к уроку 8 55
Приложение к уроку 11 56
Приложение 1 к уроку 12 56
Приложение 2 к уроку 12 57
Приложение 3 к уроку 12 57
Приложение 1 к уроку 13 58
Приложение 2 к уроку 13 58
Приложение 1 к уроку 14 58
Приложение 2 к уроку 14 59
Приложение к уроку 15 59
Приложение к уроку 16 61
Приложение к уроку 18 62
Приложение к уроку 22 65
Приложение к уроку 30 66
Приложение к уроку 31 67
Литература 75
ОТ АВТОРОВ
Уважаемые учителя! Вашему вниманию предлагается учебно-методическое пособие по обучению информатике в 7-м классе, которое соответствует «Учебной программе для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. Информатика, 6—11», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь (Минск: НИО, 2009) и учебному пособию «Информатика, 7» для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения (авторы Г. А. Заборовский, А. А. Козинский, А. Е. Пупцев, Н. В. Якунина /под редакцией Г. А. Заборовского. Минск: Народная асвета, 2009 [1]).
Предлагаемое пособие содержит проекты уроков. В каждом из них представлены цели, тип урока, перечень знаний и умений, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе одного или нескольких уроков, их программное и методическое обеспечение. Методические рекомендации к уроку содержат его этапы с указанием методов обучения и форм организации познавательной деятельности.
Совместно с данным учебно-методическим пособием для учителя и учебным пособием «Информатика, 7» [1] для учащихся предлагается использовать материалы электронного сопровождения уроков (ЭСУ), размещенные на сайтах Министерства образования www.minedu.unibel.by, Национального института образования www.adu.by, Академии последипломного образования www.academy.edu.by [2]. ЭСУ содержит учебные презентации, графические, аудио- и видеоматериалы, а также примеры выполнения заданий. В качестве дополнительных учебных ресурсов можно использовать электронные средства обучения (ЭСО) «Информатика и информационные технологии.
Информационно-справочная система» [3], «Информатика. 6—10 классы. Основы алгоритмизации и программирования»
[4], «Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса» [5] и другие учебно-методические пособия [6—16].
Предлагаемые проекты уроков с соответствующими учебно-методическими материалами следует рассматривать в качестве возможных вариантов организации обучения. Учитель вправе самостоятельно выбирать средства, формы и методы обучения.
Дополнительные материалы
для любознательных обозначены значком .Учебное методическое пособие предполагает наличие в школьном кабинете информатики IBM-совместимых компьютеров, организованных в локальную сеть, а также программного обеспечения: операционной системы Windows, браузера Internet Explorer, редактора презентаций Microsoft PowerPoint, системы программирования Pascal ABC.
Авторы будут признательны за замечания и предложения, которые будут способствовать совершенствованию методики преподавания информатики.
ПОВТОРЕНИЕ
Урок 1. Правила поведения в компьютерном классе. Работа с мышью и клавиатурой
Цели урока:
• повторение правил поведения и техники безопасности в кабинете информатики;
• повторение и актуализация знаний и умений работы с мышью и клавиатурой;
• воспитание бережного отношения к компьютерной технике и учебным пособиям.
Тип урока: повторение.
Учащиеся должны знать правила техники безопасности в кабинете информатики.
Учащиеся должны уметь работать с мышью и клавиатурой.
Программное и методическое обеспечение урока: текстовый редактор MS Word, графический редактор Paint; раздаточный материал (приложение к уроку 1); ЭСУ7—1 (презентация prаvila.ppt).
Методические рекомендации к уроку
Повторение (репродуктивный метод обучения).
Э т а п 1 (фронтальная форма работы). В начале урока следует повторить правила поведения в компьютерном классе.
Предложите учащимся прокомментировать рисунки приложения к уроку 1, демонстрируя их с помощью проектора (или на компьютерах учащихся) сначала без пояснительного текста, а
после ответа учащегося — открывая текст.
Учащиеся должны повторить порядок запуска и завершения работы программ, а также основные приемы работы с мышью и клавиатурой.
Э т а п 2 (индивидуальная форма работы). Учащиеся занимают места за компьютерами. Предложите им запустить текстовый редактор MS Word, набрать заданный текст, например ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!, сохранить его в файле под именем
Мой Текст.doc и завершить работу программы.
Далее учащиеся запускают графический редактор Paint, чтобы нарисовать, например, геометрические фигуры, сохраняют рисунки, а потом завершают работу программы.
Дополнительно можно предложить любознательным учащимся выполнить более сложные рисунки, например национальный орнамент (рис. 1.1):
При этом можно попросить перечислить требуемые инструменты, а также операции (выделения, копирования, вставки, отражения и поворота фрагментов изображений).
П о д в е д е н и е и т о г о в у р о к а. Обобщите и систематизируйте основные приемы работы с мышью и клавиатурой.
Урок 2. Виды информации
Цели урока:
• формирование представлений о видах информации;
• развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.
Тип урока: усвоение новых знаний и умений.
Учащиеся должны уметь приводить примеры видов информации.
Программное и методическое обеспечение урока: учебное пособие «Информатика, 7», § 1; материалы приложений 1, 2 к уроку 2; презентация ЭСО [3].
Методические рекомендации к уроку
1. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод обучения, фронтальная форма работы). Предложите учащимся ответить на вопрос «Что такое информация?» и привести примеры. В форме беседы «подойдите» к формулировке определения понятия информация.
Формирование представлений о видах информации начните с обсуждения способов ее восприятия человеком. Предложите привести примеры. С помощью проектора (или на компьютерах учащихся) продемонстрируйте таблицу приложения 1 к уроку 2 и сделайте обобщение.
Затем обсудите виды информации по форме представления: текстовая, графическая, звуковая, комбинированная (смешанная). Рассмотрите различные примеры представления информации в живой и неживой природе.
Д ополнительно любознательным учащимся можно предложить рассмотреть другие классификации видов информации, а также свойства информации (приложение 2 к уроку 2).
2. Закрепление нового материала (репродуктивный метод обучения, фронтальная форма работы). Предложите учащимся определить, к какому виду информации по форме представления относится следующая информация:
3. Подведение итогов урока. Предложите учащимся кратко сформулировать изученные на уроке понятия: информация, виды информации.
При необходимости уточните и обобщите ответы.