Файл: 1 современные подходы к коррекции рас.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22
прикосновений, даже в том случае, если изначально реакция была крайне негативной.
За все время не было написано ни одного серьезного научного исследования, доказывающего, что эффект сравним с другими видами лечения этой болезни.
Гипноз
Гипноз как составляющая психотерапии наиболее эффективен для терапии позднего детского аутизма. При этом гипноз вполне совместим с методами интенсивной терапии и призван увеличить ее эффективность.
Несомненным плюсом является возможность более тесного контакта с контролируемым, находящемся в трансе ребенком, чем при традиционных методах общения, когда пациент постоянно отводит взгляд, не отвечает на вопросы и полностью или частично игнорирует окружающих. Но эффективность применения гипноза для терапии врожденного аутизма подлежит дальнейшему изучению.
Музыкальная
терапия
Терапия широко используется с середины XX в. Эксперты отмечают такие положительные результаты:
— развитие коммуникативных навыков
— мотивация к взаимодействию
— развитие творческих навыков и потребности в самовыражении
— улучшение памяти и концентрации
Терапия начинается со знакомства пациента с инструментом.
Инструктор все время находится на виду у больного, чтобы он ассоциировал необычные звуки с инструментом. Затем пациент пробует самостоятельно

23
извлекать звуки или подражать им голосом. Лечение также может проходить в форме танца.
Пет
-терапия (лечение с помощью животных)
Терапия направлена на развитие коммуникативных навыков пациента.
Доказано, что тесное взаимодействие с животными снижает частоту вспышек насилия у больных, а также избавляет от головных болей и бессонницы.
Чаще всего пет-терапию проводят с собаками и лошадьми, однако встречаются случаи использования в лечении кошек и дельфинов. Практика лечения аутизма с помощью дельфинов не так распространена, но признана не менее эффективной. При общении с дельфином дети развивают концентрацию и коммуникативные способности.

24
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
Аутизм – тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характеризуется также стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких, как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.)
Без специализированного обучения более 90% детей с аутизмом и сходными с ним расстройствами обречены на тяжелую психическую инвалидность, тогда как при своевременной и адекватной коррекции до 60% получают возможность учиться по школьной программе, а в условиях семьи могут быть адаптированы практически все.
В результате отсутствия системы коррекционного обучения и воспитания детей и подростков с расстройствами аутистического спектра, лишь небольшая часть взрослых с такими нарушениями достигает удовлетворительного уровня социальной адаптации. Многие из таких людей, обладая достаточными знаниями, навыками и способностями в различных областях, совершенно не приспособлены к самостоятельной жизни в обществе.
Среди психолого-педагогических методических подходов к коррекции аутизма можно выделить две группы:
Основные, которые позволяют овладеть навыками общения, бытовыми, учебными, профессиональными, трудовыми и другими практическими навыками, которые необходимы в реальной жизни; использование одного из таких подходов является необходимым условием организации обучения, но этого не всегда достаточно;


25
Вспомогательные методы создают условия для реализации основных, что иногда необходимо, но никогда не бывает достаточным (кроме немногих легких случаев в сочетании с адекватными условиями воспитания и обучения, прежде всего в семье).
Среди вспомогательных методов можно встретить иппотерапию, плавание с дельфинами, холдинг-терапия, различные методы эстето- и игротерапии, массаж и гипноз.
Из основных психолого-педагогических подходов к коррекции аутизма в нашей стране наиболее известны и зарекомендовали себя как достаточно эффективные при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра: эмоционально-уровневый подход, разработанный В.В. Лебединским, К.С.
Лебединской, О.С. Никольской и другими авторами; прикладной анализ поведения; сенсорная интеграция; TEACCH-программа; обучение основным реакциям; the P.L.A.Y. Project; игровое время.
При выборе подхода к коррекции расстройств аутистического спектра следует учитывать такие факторы как;
- характер структуры дефекта;
- организационные возможности, Так как важно, чтобы в наличии были специалисты, владеющие методиками работы в рамках упомянутых подходов;
- возраст ребенка на момент начала коррекционной работы является важным фактором, влияющим на решение о том, применение какого подхода наиболее адекватно;
- социальная ситуация развития. Чтобы решить, как работать с ребенком, необходимо проанализировать, каковы реальные и потенциальные возможности его социальной адаптации.

26
Список
литературы
1.
Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе./ Под.
Ред. С.А.Морозова (материалы к спецкурсу). М.: Изд-во "СигналЪ",
2003.
2.
Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. - М., 1993.
3.
Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. - Донецк, 1999.
4.
Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение I //
Дефектология. - 1997. - № 2.
5.
Веденина М.Ю., Окунева О.Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации.
Сообщение II // Дефектология. - 1997. - № 3.
6.
Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К.
Гилберг, Т. Питерс. – СПб.: ИСПиП, 1998.
7.
Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. - СПб.:
Дидактика плюс, 2001.
8.
Исаев Д.Н., Каган В.Е. Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения // Патологические нарушения поведения у подростков. - Л., 1973.
9.
Колосков А.Р., Горбунов Л.Л. Аутистическое расстройство и новые методы его коррекции. (Реабилитация детей с ограниченными возможностями. Опыт и проблемы. Сборник), Воронеж, 2002.
10.
Кревелен В. К проблеме аутизма // Детский аутизм: Хрестоматия. -
СПб, 1997.
11.
Либлинг М. М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. - 1996. - № 3.
12.
Лебединская К. С, Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.


27 13.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд- во МГУ, 1985.
14.
Морозова С. С.Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах Серия: Коррекционная педагогика Издательство:
Владос, 2007.
15.
Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология.
- 1995. - № 1.
16.
Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология.
- 1995. - № 2.
17.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 2000.
18.
Парк К. Социальное развитие аутиста: глазами родителя // Московский психотерапевтический журнал. - 1994. - № 3.
19.
Победить аутизм. Метод семьи Кауфман / Сост. Н.Л. Холмогорова. -
М.: Центр лечебной педагогики, 2005.
20.
Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и Общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.:
Питер, 2002.
21.
Ранний детский аутизм / Под ред. Т.А.Власовой, В.В. Лебединского,
К.С.Лебединской. - М., 1981.
22.
Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми //
Педагогический поиск. - 1999. - № 9.
23.
Холдинг терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. - 1996. - №3.
24.
Шипицина Л.М. Детский аутизм. - М.: Дидактика Плюс, 2001.
25.
Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф,
2004.
26.
Официальный сайт МКБ-10 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mkb10.com/b/62.

28 27.
Официальный сайт Association for Science in Autism Treatment
(Американской ассоциации о научном подходе к лечению аутизма)
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asatonline.org.