ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхне-Устькулойская основная школа № 24»
Разработка урока «Химические свойства оснований»
Заплатина Ирина Альбертовна
учитель химии и биологии
2023 г.
Аннотация
«Главное не знания, а умения ими пользоваться» Так сказал Алексей Алексеевич Леонтьев советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук, член РАО и АПСН.
Особенность функциональной грамотности проявляется в ее назначении решать жизненные задачи в различных сферах человеческой деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в современном обществе. Таким образом, она является фактором, влияющим на участие людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, в образовании на протяжении всей жизни.
Одним из эффективных приемов, направленных на формирование функциональной грамотностей школьников является решение практико-ориентированных задач.
Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.
Данная технологическая карта урока «Химические свойства оснований» для 8 класса включает в себя примеры формирования функциональной грамотности средствами предмета Химия.
Урок открытия нового знания (урок-исследование), на котором предусмотрена фронтальная, групповая и индивидуальная работа.
Целью урока является создание условий для проявления познавательной активности учеников, знакомства с химическими свойствами оснований и формирования практических умений.
Технологическая карта урока/мероприятия педагога/учителя
Этапы урока | Структура урока | Время | Деятельность | |||||||||
учителя | обучающихся | |||||||||||
Организационный момент | | | Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих, настрой на работу | Приветствуют учителя | ||||||||
Мотивация | Прием «А знаете ли вы, что…» В Завьяловском районе Алтайского края интереснейшим образом соседствуют три озера. На расстоянии не более 500 метров друг от друга здесь расположились разные по химическому составу воды озёра: Солёное, Кривое (пресное, названное так из-за своей формы) и еще одно. Самое ценное – Солёное озеро. Концентрация соли в воде составляет 115 грамм на литр. На дне озера и по берегам – синяя лечебная глина, которая благотворно действует на кожу и суставы. Кривое (пресное) озеро – рыбное. Вдоль берега здесь нередко сидят с удочками. В противоположную сторону от соленого озера, еще ближе, чем пресное, расположилось третье озеро. Состав воды в этом озере хлоридно-карбонатно-сульфатного типа, степень минерализации - 10,6 г/л. На дне озера лечебная голубая глина. Иногда его называют озеро-шампанское из-за пузырьков, которые образуются вокруг купающегося. Именно химический состав озера делает его таким. Это вещество сейчас находится у вас на столах в пробирке. Давайте определим, что же это за вещество. А помогут нам в этом индикаторы. | | Проговаривает информацию (глобальные компетенции) | Слушают учителя | ||||||||
| Какие вы знаете индикаторы? Как они изменяют свою окраску в кислой среде? А в щелочной? | | Организует беседу | Отвечают на вопросы учителя | ||||||||
| Лабораторный опыт Опустить лакмусовую бумажку в пробирку с веществом. Итак, что же за вещество находится в пробирках? Верно, это щелочь | | Инструктирует учащихся, организует обсуждение результатов | Выполняют лабораторный опыт, наблюдают, делают выводы | ||||||||
Актуализация ранее изученного материала. целеполагание | Прием «Знаю – хочу узнать»
| | Организует заполнение таблицы | Заполняют таблицу совместно с учителем, формулируют цель урока | ||||||||
Открытие нового знания | Прием «Рука – помощница» Ученикам предлагается на листе обвести свою руку, в центре ладони написать «Химические свойства оснований». Каждый палец – это одно химическое свойство. С первым свойством мы уже познакомились: изменение окраски индикатора. Запишите его в опорный конспект. Теперь я предлагаю вам стать учеными-химиками и в группах изучить свойства оснований. Лабораторный опыт в группах. После каждого выполненного опыта идет обсуждение результатов, запись уравнений на доске (1 ученик) | | Подводит учеников к формулировке темы урока, предлагает записать опорный конспект и раздает инструктивные карты (Приложение 1) Наблюдает за выполнением опытов, организует обсуждение результатов | Записывают тему урока, зарисовывают ладонь, составляют опорный конспект, читают инструктивные карты, выполняют опыт, записывают уравнения реакций, делают выводы | ||||||||
Динамическая пауза | Наклоните головой вперед-назад столько раз, сколько атомов в молекуле гидроксида алюминии (семь). Хлопните в ладоши столько раз, сколько атомов в молекуле гидроксида калия. | | | | ||||||||
Первичное закрепление новых знаний | При повышенной кислотности желудка по рекомендациям врача принимают сироп «Альмагель», содержащий гидроксиды алюминия и магния. На чем основано действие этого препарата, понижающего содержание кислоты в желудке? Напишите уравнения реакций, зная, что желудочный сок содержит соляную кислоту. | | Зачитывает задание, проверяет правильность выполнения (естественнонаучная грамотность) | Выполняют задание в тетради (1 у доски), отвечают на вопросы | ||||||||
Рефлексия | Прием «Продолжи фразу» Сегодня на уроке я узнал… Мне было непонятно… В процессе работы я научился… | | Подводит итоги, организует рефлексию, выставляет оценки | Высказывают свое мнение | ||||||||
Домашнее задание | Приложение 2 Разноуровневые задания «Кем вы считаете себя в химии?»: доктором наук, профессором или академиком. Дома ученики выбирают посильный для себя вариант работы. | | Поясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание |
Перечень информационных источников
-
Габриелян О.С. Учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2018. -
Ермаков, Д. С. Задачи с практическим содержанием на начальном этапе изучения химии [Текст] / Д. С. Ермаков, Е. А. Жарикова, О. Ф. Ленина // Химия в школе. - 2006. - № 5. - С. 27-32. - (Методика и обмен опытом) -
Лобанова Л.И. Ситуационные задачи на уроках химии как пример формировании ключевых компетентностей учащихся http://rudocs.exdat.com/
Приложение 1
Инструкция по проведению эксперимента
Внимание! Соблюдайте осторожность при работе со щелочами и кислотами!
Опыт №1. В пробирку с раствором гидроксида натрия добавьте несколько капель фенолфталеина. Что вы наблюдаете? К полученному раствору постепенно добавляйте раствор соляной кислоты, до тех пор, пока не исчезнет окраска раствора. Почему исчезла окраска? Запишите уравнение реакции.
Опыт №2. Соберите прибор для получения углекислого газа. Трубку опустите в пробирку с известковой водой. Наблюдайте за изменениями, запишите уравнение реакции.
Опыт №3. К раствору хлорида железа прилейте раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
Опыт №4. К раствору сульфата меди добавьте раствор гидроксида натрия. Отфильтруйте осадок. Пробирку с осадком закрепите в держателе, нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций.
Приложение 2
Домашнее задание по теме:
«Химические свойства кислот»
Кем вы считаете себя в химии?
Кандидатом наук
-
Напишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение для следующих реакций:-
гидроксид калия + серная кислота; -
гидроксид калия + азотная кислота;
-
-
Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:
1. Капните 1-2 каплями раствора аммиака (нашатырный спирт) на лакмусовую бумажку.
2. Отметьте цвет лакмусовой бумажки.
3. Зарисуйте опыт с раствором аммиака в тетрадь и зафиксируйте результаты опыта.
Профессором
-
Исходя из сокращённых ионных уравнений реакций:
1) 3Ba2+ + 2PO43- Ba3(PO4)2 2) Zn2+ + S2- ZnS
составьте полное ионное и молекулярное уравнения реакций
-
Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:
1. Опустите лакмусовую бумажку в раствор стирального порошка или жидкого мыла.
2. Пронаблюдайте изменение цвета лакмусовой бумажки.
3. Зарисуйте опыт в тетради и зафиксируйте результаты опыта.
4. Какое вещество, содержащееся в моющем средстве, изменяет окраску индикатора? Почему? Письменно сделайте вывод;
Академиком
-
В приведённых ниже схемах уравнений реакций замените буквы и слова формулами соответствующих веществ. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций между этими веществами.
1) С + основание соль + вода;
2) Д + основание соль + вода;
3) А + основание соль + нерастворимое основание;
-
Используя дополнительную литературу, соберите сведения о распространённости в природе оснований и областях их применения. Придумайте способ представления собранного материала на листе формата А4 и представьте его.