Файл: Разработка урока Химические свойства оснований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхне-Устькулойская основная школа № 24»

Разработка урока «Химические свойства оснований»

Заплатина Ирина Альбертовна

учитель химии и биологии

2023 г.

Аннотация

«Главное не знания, а умения ими пользоваться» Так сказал Алексей Алексеевич Леонтьев советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук, член РАО и АПСН.

Особенность функциональной грамотности проявляется в ее назначении решать жизненные задачи в различных сферах человеческой деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в современном обществе. Таким образом, она является фактором, влияющим на участие людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, в образовании на протяжении всей жизни.

Одним из эффективных приемов, направленных на формирование функциональной грамотностей школьников является решение практико-ориентированных задач.

Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Данная технологическая карта урока «Химические свойства оснований» для 8 класса включает в себя примеры формирования функциональной грамотности средствами предмета Химия.

Урок открытия нового знания (урок-исследование), на котором предусмотрена фронтальная, групповая и индивидуальная работа.

Целью урока является создание условий для проявления познавательной активности учеников, знакомства с химическими свойствами оснований и формирования практических умений.

Технологическая карта урока/мероприятия педагога/учителя

Этапы урока

Структура урока

Время

Деятельность

учителя

обучающихся

Организационный момент







Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих, настрой на работу

Приветствуют учителя

Мотивация

Прием «А знаете ли вы, что…» В Завьяловском районе Алтайского края интереснейшим образом соседствуют три озера. На расстоянии не более 500 метров друг от друга здесь расположились разные по химическому составу воды озёра: Солёное, Кривое (пресное, названное так из-за своей формы) и еще одно. Самое ценное – Солёное озеро. Концентрация соли в воде составляет 115 грамм на литр. На дне озера и по берегам – синяя лечебная глина, которая благотворно действует на кожу и суставы. Кривое (пресное)  озеро – рыбное. Вдоль берега здесь нередко сидят с удочками.

В противоположную сторону от соленого озера, еще ближе, чем пресное, расположилось третье озеро. Состав воды в этом озере хлоридно-карбонатно-сульфатного типа, степень минерализации - 10,6 г/л. На дне озера лечебная голубая глина. Иногда его называют озеро-шампанское из-за пузырьков, которые образуются вокруг купающегося. Именно химический состав озера делает его таким. Это вещество сейчас находится у вас на столах в пробирке. Давайте определим, что же это за вещество. А помогут нам в этом индикаторы.




Проговаривает информацию (глобальные компетенции)

Слушают учителя




Какие вы знаете индикаторы?

Как они изменяют свою окраску в кислой среде? А в щелочной?




Организует беседу

Отвечают на вопросы учителя




Лабораторный опыт

Опустить лакмусовую бумажку в пробирку с веществом.

Итак, что же за вещество находится в пробирках?

Верно, это щелочь




Инструктирует учащихся, организует обсуждение результатов

Выполняют лабораторный опыт, наблюдают, делают выводы

Актуализация ранее изученного материала. целеполагание

Прием «Знаю – хочу узнать»

Знаю

Хочу узнать

Определение оснований

Химические свойства оснований

Названия оснований

Применение оснований

Классификацию оснований









Организует заполнение таблицы

Заполняют таблицу совместно с учителем, формулируют цель урока

Открытие нового знания

Прием «Рука – помощница»

Ученикам предлагается на листе обвести свою руку, в центре ладони написать «Химические свойства оснований». Каждый палец – это одно химическое свойство. С первым свойством мы уже познакомились: изменение окраски индикатора. Запишите его в опорный конспект.

Теперь я предлагаю вам стать учеными-химиками и в группах изучить свойства оснований.

Лабораторный опыт в группах.

После каждого выполненного опыта идет обсуждение результатов, запись уравнений на доске (1 ученик)




Подводит учеников к формулировке темы урока, предлагает записать опорный конспект и раздает инструктивные карты (Приложение 1)

Наблюдает за выполнением опытов, организует обсуждение результатов


Записывают тему урока, зарисовывают ладонь, составляют опорный конспект, читают инструктивные карты, выполняют опыт, записывают уравнения реакций, делают выводы

Динамическая пауза

Наклоните головой вперед-назад столько раз, сколько атомов в молекуле гидроксида алюминии (семь). Хлопните в ладоши столько раз, сколько атомов в молекуле гидроксида калия.










Первичное закрепление новых знаний

При повышенной кислотности желудка по рекомендациям врача принимают сироп «Альмагель», содержащий гидроксиды алюминия и магния. На чем основано действие этого препарата, понижающего содержание кислоты в желудке? Напишите уравнения реакций, зная, что желудочный сок содержит соляную кислоту.




Зачитывает задание, проверяет правильность выполнения (естественнонаучная грамотность)

Выполняют задание в тетради (1 у доски), отвечают на вопросы

Рефлексия

Прием «Продолжи фразу»

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было непонятно…

В процессе работы я научился…





Подводит итоги, организует рефлексию, выставляет оценки

Высказывают свое мнение

Домашнее задание

Приложение 2 Разноуровневые задания «Кем вы считаете себя в химии?»: доктором наук, профессором или академиком. Дома ученики выбирают посильный для себя вариант работы.




Поясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание



Перечень информационных источников

  1. Габриелян О.С. Учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2018.

  2. Ермаков, Д. С. Задачи с практическим содержанием на начальном этапе изучения химии [Текст] / Д. С. Ермаков, Е. А. Жарикова, О. Ф. Ленина // Химия в школе. - 2006. - № 5. - С. 27-32. - (Методика и обмен опытом)

  3. Лобанова Л.И. Ситуационные задачи на уроках химии как пример формировании ключевых компетентностей учащихся http://rudocs.exdat.com/

Приложение 1

Инструкция по проведению эксперимента

Внимание! Соблюдайте осторожность при работе со щелочами и кислотами!
Опыт №1. В пробирку с раствором гидроксида натрия добавьте несколько капель фенолфталеина. Что вы наблюдаете? К полученному раствору постепенно добавляйте раствор соляной кислоты, до тех пор, пока не исчезнет окраска раствора. Почему исчезла окраска? Запишите уравнение реакции.

Опыт №2. Соберите прибор для получения углекислого газа. Трубку опустите в пробирку с известковой водой. Наблюдайте за изменениями, запишите уравнение реакции.



Опыт №3. К раствору хлорида железа прилейте раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Опыт №4. К раствору сульфата меди добавьте раствор гидроксида натрия. Отфильтруйте осадок. Пробирку с осадком закрепите в держателе, нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций.
Приложение 2

Домашнее задание по теме:

«Химические свойства кислот»

Кем вы считаете себя в химии?

Кандидатом наук

  1. Напишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение для следующих реакций:

    1. гидроксид калия + серная кислота;

    2. гидроксид калия + азотная кислота;

  2. Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:

1. Капните 1-2 каплями раствора аммиака (нашатырный спирт) на лакмусовую бумажку.

2. Отметьте цвет лакмусовой бумажки.

3. Зарисуйте опыт с раствором аммиака в тетрадь и зафиксируйте результаты опыта.

Профессором


  1. Исходя из сокращённых ионных уравнений реакций:

1) 3Ba2+ + 2PO43-  Ba3(PO4)2 2) Zn2+ + S2- ZnS

составьте полное ионное и молекулярное уравнения реакций

  1. Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:

1. Опустите лакмусовую бумажку в раствор стирального порошка или жидкого мыла.



2. Пронаблюдайте изменение цвета лакмусовой бумажки.

3. Зарисуйте опыт в тетради и зафиксируйте результаты опыта.

4. Какое вещество, содержащееся в моющем средстве, изменяет окраску индикатора? Почему? Письменно сделайте вывод;

Академиком


  1. В приведённых ниже схемах уравнений реакций замените буквы и слова формулами соответствующих веществ. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций между этими веществами.

1) С + основание соль + вода;

2) Д + основание соль + вода;

3) А + основание соль + нерастворимое основание;

  1. Используя дополнительную литературу, соберите сведения о распространённости в природе оснований и областях их применения. Придумайте способ представления собранного материала на листе формата А4 и представьте его.