Файл: Контрольная работа Гурова В. А. Специальность Право и организация социального обеспечения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СУРГУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

(ЧПОУ «СКП»)





Контрольная работа

Выполнил: Гурова В.А.

Специальность:

Право и организация социального обеспечения

Группа: ПСО-20/1з
Проверил – преподаватель

Молдаспаева Асемгуль Булатовна

Дата: «____» _____________ 2023 г.

Оценка: _____________________





Дисциплина: Право социального обеспечения
Тема: Социальная поддержка подростков во взаимоотношениях в неполной семье.

Сургут, 2023 г.


Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Глава №1. Теоретические аспекты процесса воспитания детей в неполных семьях.......................................................................................................................... 5

    1. Особенности характера детей из неполных семей………………………… 5

    2. Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях… 8

Глава №2. Организация социально-педагогической поддержки детям из неполных семей…………………………………………………………………… 13

Заключение………………………………………………………………………… 19

Список литературы………………………………………………………………... 20

Введение

Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребёнок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребёнок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твёрдость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребёнок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку.


Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растёт. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как всё ложится на плечи одного из родителей, матери или отца.

Часто взрослым не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценного развития ребёнка в условиях неполной семьи. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе. Негативные процессы, порождённые современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей.  Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребёнка с социальным окружением. Всё это затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи.

Также неполные семьи имеют серьёзные материальные проблемы, фактически все они зависят от социальной поддержки государства и попадают в низкодоходные группы населения.

Следующая проблема неполной семьи заключается в здоровье детей. Учёные пришли к выводу, что дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающих в более острой форме. При этом неблагополучные показатели здоровья детей связаны не только с влиянием стрессов развода, но и с низкой медицинской активностью матери (отца). Таким образом, основными факторами риска здоровья в неполной семье являются: наличие вредных привычек, социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т. п.

Из всего выше сказанного следует, что специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. В рамках воспитательной деятельности взрослым не удается осуществить полноценный контроль над детьми и в целом эффективно влиять на их поведение.

Таким образом, проблема воспитания детей в условиях неполной семьи требует более подробного рассмотрения. Для этого необходимо изучить особенности процесса воспитания в данных семьях, раскрыть формы и методы оказываемой социально-педагогической помощи неполным семьям, выявить условия совершенствования процесса воспитания в таких семьях.



Объект исследования - процесс воспитания детей в неполных семьях.

Предмет исследования - социально-педагогическая помощь, оказываемая неполной семье в воспитании ребёнка.

Целью данной работы является изучение теоретических предпосылок воспитания детей в неполных семьях, выявление эффективных форм и методов социально-педагогической помощи данным семьям в современных условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

  • изучить особенности характера детей из неполных семей;

  • охарактеризовать условия, способствующие правильному воспитанию детей из неполных семей;

  • раскрыть формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей.

Глава №1. Теоретические аспекты процесса воспитания детей в неполных семьях.

    1. Особенности характера детей из неполных семей

В неблагополучной неполной семье ребёнок фактически безнадзорен и, следовательно, на него воздействуют отрицательные примеры. Чаще всего в неполных семьях отсутствует единая твёрдая линия воспитания, это то, что обычно порождает слабохарактерность, избалованность ребёнка. Недостаточная требовательность к ребёнку, применение физических наказаний − всё это приводит к возникновению лживости, трусливости. Отсутствие чёткого режима дня в неполной семье вызывает у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность.

На возникновение некоторых особенностей характера влияет также неумение учитывать возрастные особенности ребёнка. Таким образом, неудовлетворение подростком потребности быть или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему как к ребёнку, часто приводит к появлению и закреплению у него упрямства, капризности, негативизма, грубости. Возможны и более серьёзные деформации черт характера. Незнание возрастных особенностей ребёнка может вызвать крупные и продолжительные конфликты с членами всей семьи, скрытую или явную войну с ними. Следует отметить, что члены неполной семьи не всегда своевременно реагируют на появление особенностей характера у детей, которые являются их недостатками. А между тем, чем быстрее с ними начать бороться, тем легче искоренить. В противном случае они закрепляются в структуре личности ребёнка. Тогда для искоренения отдельных недостатков характера надо будет влиять на связанные с ними другие психические качества, а то и на всю личность. Понятно, что сделать это бывает очень сложно.


Неблагоприятно влияет на развитие ребёнка переоценка или недооценка недостатков его характера. Так, некоторые представители неполных семей склонны объяснять чрезвычайную капризность или недисциплинированность, невыдержанность детей их нервностью. Это способствует укреплению у таких детей этих недостатков и появлению чувства вседозволенности. Плохо и когда не обращают внимания на повышенную возбудимость, неуравновешенность, повышенную обидчивость или полную безучастность ребёнка, на такие симптомы, как бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость. В этом случае надо немедленно обращаться к врачу.

Нередко бывает, что сами дети неправильно квалифицируют свои черты характера, принимая упрямство за силу воли, грубость – за правдолюбие и мужество, невежливость – за прямоту, высокомерие – за гордость и проявление чувства собственного достоинства. Некоторые даже, сознавая недостатки своего характера, не хотят от них избавляться. Например, ребёнок осознает, что лень позволяет сохранить жизненные силы и не надорваться, а неискренность и своевременная расчётливость – добиться личного преуспевания в служебной карьере. Здесь важно помнить, что ребёнок не только объект, но, прежде всего субъект воспитания. Поэтому важно помочь ему правильно оценить недостатки своего характера и постараться самому их изжить.

Недостатки детей из неполных семей.

  1. Леность. Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. Причины появления лени у детей: 1) отрицательное влияние окружающей среды и чрезвычайно заботливой мамы; 2) леность нередко возникает из-за избалованности ребёнка, когда мама выполняет все его желания и капризы, не побуждают его к целенаправленной учебной деятельности; 3) сильным отрицательным фактором, способствующим формированию лености, может оказаться для ребёнка бесперспективность обучения. Дети хотят получить практический результат от учёбы сегодня, а не через долгие годы.

Важно знать, что воспитательное воздействие на ленивых детей следует предпринимать с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

  1. Пассивность. Основными причинами пассивности ребёнка являются пониженная интеллектуальная активность, недостатки физического здоровья, дефекты развития.

  2. Отсутствие настойчивости. Настойчивость – необходимая черта характера современного человека. Она выражается в особенности личности завершать начатое дело и достигать поставленной цели в процессе достаточно напряженной и длительной деятельности. Существуют следующие основные пути воспитания настойчивости у ребенка: тщательный контроль над выполнением детьми любой работы, небрежное дело не следует принимать, а стоит добиться переделки; в труде и учёбе ставить перед ребёнком интересные задачи, увлекать положительными примерами. При первых затруднениях детей не надо незамедлительно спешить к ним на помощь и устранять все препятствия самим. Пусть они научатся преодолевать посильные трудности, укреплять свои силы. Воспитание настойчивости непосредственно связано с формированием таких черт характера, как активность, организованность, упорство, уверенность в себе, сознательность и др.

  3. Эгоизм. Жизненная направленность эгоиста – собственное «Я», личное преуспевание (причём нередко за счёт других).


Матери (отцу) необходимо не только увидеть и устранить недостатки характера, связанные с эгоизмом ребенка, но и способствовать формированию у него таких качеств, как альтруизм, товарищество, забота о слабом.

Существуют в неполных семьях и такие недостатки характера у детей, как недисциплинированность, грубость, лживость, педантичность.

Важно затронуть психологические особенности личности детей развода, так как этой категории детей становиться всё больше. Большинство характеристик детей, переживающих развод, свидетельствуют о негативном характере его последствий на личность ребёнка. Психологи отмечают высокий уровень тревожности, дети тревожатся по причине финансовых трудностей, по поводу здоровья родных. Обостренное беспокойство о здоровье близких объясняется их опасениями потерять единственного родителя. Это тревожное чувство формируется у них на первом этапе распада семьи и сопровождает их до обретения полной социальной и материальной самостоятельности. Вторая группа причин тревожности связанна с их личными проблемами. Детские страхи выявляются через переживания разногласий с родителями, а также через трудности усвоения школьной программы.

Психологи особое внимание обращают на повышенную уязвимость мальчиков в неполной семье и наличие у них дополнительных причин для тревожности. В связи с отсутствием мужского эталона (если мальчик остался с матерью) идентификации одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей роли. Однако эта смена стратегии отношений с сыном приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать материнскую любовь, терпимость и теплоту с отцовской функцией, основанной на мужской строгости, требовательности и авторитарности. В результате мальчик лишается не только отца, но и частично матери. У детей из неполных семей уход родителей связан с представлениями о предательстве, отсутствием любви и собственной значимости.

Таким образом, в неполных семьях в процессе воспитания, в характере ребёнка могут сформироваться устойчивые отрицательные формы поведения. Поэтому воспитывающему родителю, необходимо иметь представление о недостатках характера, которые могут возникнуть в результате использования неправильного стиля воспитания, для того, чтобы своевременно их заметить и постараться исправить. Но всё же желательно не допускать их появления, потому что исправить недостатки очень трудно.