Файл: Официальноделовой стиль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Официально-деловой стиль.


Деловое письмо

  1. 1) Прочитайте информацию, размещённую на сайте образовательного центра

«Сириус» (https://sochisirius.ru/), раздел «Общая информация». Какие особенности

текста позволяют говорить, что текст написан в официально­деловом стиле?

Образовательный центр «Сириус» в городе Сочи создан Образо- вательным Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфра- структуры по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина. Фонд учреждён 24 декабря 2014 года выдающимися российскими деятелями науки, спорта и искусства.

Свою деятельность Центр ведёт на основании устава Фонда и лицензии на осуществление образовательной деятельности при под- держке и координации Министерства образования и науки Россий- ской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации и Ми- нистерства культуры Российской Федерации.

Цель работы образовательного центра «Сириус» — раннее вы- явление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка ода- рённых детей, проявивших выдающиеся способности в области ис- кусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.

Центр работает круглый год. Проезд и пребывание в Центре для детей бесплатные. Ежемесячно в «Сириус» приезжают 800 де- тей в возрасте 10—17 лет из всех регионов России. Их сопровожда- ют более 100 преподавателей и тренеров, повышающих в Центре свою квалификацию. Обучение проводят ведущие педагоги спор-




тивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российского искусства в сфере акаде- мической музыки, классического балета и изобразительного искус- ства.

  1. Какие направления обучения существуют в «Сириусе»?

  2. Укажите лексические значения выделенных слов. Какое из слов в одном из значений может входить в состав фразеологизма? Какой фрагмент предложе­ ния в прочитанном вами тексте мог бы быть заменён этим фразеологизмом?



Особенности текстов официально-делового стиля речи:


  • информативная направленность и лаконичность изложения;

  • стандартное изложение и расположение материала;

  • повествовательный характер речи, прямой порядок слов;

  • использование речевых клише;

  • минимальное количество эмоционально окрашенных слов;

  • употребление особой официальной и канцелярской термино- логии и фразеологии;

  • точность и ясность формулировок.




  1. 1) Объясните значения выделенных слов.

    1. Наши выводы обоснованы убедительными фактами. Наши выводы основанына реально существующих фактах. 2) Каждому ад- ресатупочтовые отправления доставляются своевременно. Адресан- ту необходимо вернуть бланк телеграммы, если обратный адрес на нём не указан. 3) Каждый наш абонент имеет право лично выбрать интересующие его книги. Все ученики 9-го класса приобрели абоне- менты в плавательный бассейн.

    2. Запишите свои примеры предложений с паронимами.





  1. 1) Из данных слов и словосочетаний выберите те, которые характерны для деловой речи.

Проявлять инициативу; принять к сведению; очаровательный; поставить в известность; в случае неявки; хватает чьё ни попадя; установление надзора; из-за того что; в силу того что; страховой но- мер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС); предоставление от- пуска; нести ответственность; гуманитарная направленность; он- лайн-заявка; дистанционный проект.

  1. Составьте два­три предложения, используя выбранные вами слова и сло­ восочетания.

  2. Приведите примеры аббревиатур, которые используются в текстах офици­ ально­делового стиля речи, включите их в предложения, обратите внимание на со­ гласование.

Например: Российское информационное агентство (РИА) сообщило...; Ме- ждународныйолимпийскийкомитет(МОК)рассмотрелвопросы...



В официально-деловом стиле выделяются две основные разно- видности: документально-официальный (оформление законодатель- ных документов, связанных с деятельностью государственных орга- нов, дипломатических актов в международной практике) и обиход- но-деловой стиль (характерен для служебной переписки между предприятиями и учреждениями, а также частных деловых бумаг).

В зависимости от области применения деловой речи и стилисти- ческого своеобразия обычно выделяют три подстиля:

    1. дипломатический (документы: международные договоры, ме- морандумы, конвенции, ноты, коммюнике, соглашения). Устные формы здесь практически не применяются;

    2. законодательный (документы: законы, указы и другие акты государственного значения). Основная устная форма речь (судеб- ная, например);

    3. управленческий, или административно-канцелярский (доку- менты: уставы, договоры, распоряжения, указы, приказы, характери- стики, доверенности, расписки). В устной форме доклады, выступ- ления, официальные телефонные разговоры, устные распоряжения.





  1. 1) Вы уже знаете о русской эпистолярной традиции. Прочитайте текст о ви­ дах деловых писем. С какими видами писем вы уже встречались? В какой ситуации это происходило?

Письмо обобщённое название различных по содержанию до- кументов, пересылаемых по почте, курьером, посредством факси- мильной связи, электронной почтой и т. д. Существует особый вид письма — деловое письмо, оно бывает разных видов.

  • Информационное письмо: сообщение сведений о ходе работы или информирование о каком-либо деле, вопросе, фактах, мероприя- тиях, акциях. Часто с помощью таких писем рекламируют деятель- ность организаций, продукцию.

  • Письмо-запрос: запрашивание ответа на интересующий во- прос или информации о свершившемся факте.

  • Сопроводительное письмо: краткое извещение адресата о том, что ему направлены документы или материальные ценности.

  • Гарантийное письмо: установление или подтверждение обяза- тельств партнёров по каким-либо сделкам. Этот документ должен иметь подписи руководителя и главного бухгалтера, печать органи- зации.

  • Письмо-приглашение: приглашение на заседание, совещание, конференцию. Адресуется конкретному лицу, группе лиц, организа- ции и может содержать полную повестку дня мероприятия, фамилии докладчиков и другую информацию.

Письма оформляются на бланках для писем и содержат следую- щие реквизиты: адресат, заголовок к тексту, отметку о наличии при- ложения, подпись, отметку об исполнителе.

Письма составляются в двух экземплярах: первый экземпляр после регистрации в журнале исходящих документов отправляется адресату, а второй — хранится в перечне деловых бумаг.




Служебные письма перед их отсылкой обязательно подписыва- ются руководителем учреждения. Если же письмо имеет денежный, имущественный, материальный или кредитный характер, то требу- ется подпись бухгалтера.

(ПоЕ.Костроминой)

2) Представьте информацию упражнения в виде схемы, инфографики, памятки.


  1. 1) Прочитайте фрагмент рассказа А. П. Чехова, в котором Ванька Жуков пи­ шет рождественское письмо из Москвы своему дедушке, живущему в деревне. Кто

из героев адресант? Адресат? Как бы выглядела эта просьба Ваньки к дедушке в письме официально­делового стиля?

Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсю- да домой, на деревню, нету никакой моей возможности... я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить али заместо Федьки в подпаски пойду.

2) Напишите несколько предложений от имени этого мальчика, используя опорные слова: решитьфинансовыевопросы, получитьместоработы, долж- ность, предоставить жильё. Не забывайте, что особенность официально­делово­ го стиля — краткость и бесстрастность изложения фактов.


  1. 1) Прочитайте фрагмент рассказа В. М. Шукшина «Чудик». С помощью каких языковых средств создаётся комический эффект в тексте?

В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка». Телеграфистка, строгая женщина, прочитав телеграмму, пред-