Файл: Сущность иклассификациязатрат предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) по составу (одноэлементные, комплексные). К одноэлементным, или простым, затратам относят сырье, материалы, зарплата, износ, энергия и т.п. Комплексные затраты – это концентрируемые в группы по функциональной роли в процессе производства (малоценные и быстро изнашиваемые предметы), а также по месту реализации затрат (цеховые расходы, общезаводские расходы и т.п.);

5) по методу и способу причисления на себестоимость (прямые, косвенные);Прямыезатраты - в период их появления можно прямо отнести на носитель затрат (объект калькулирования) на базе первичных документов. Например, затраты на полуфабрикаты, оплату труда основного состава коллектива предприятия т.д. А вот косвенныезатраты не могут никак быть отнесены в момент образования прямо на носитель затрат. Для того, чтобы их отнесли нужен специальный расчет по распределению пропорционально той или иной избранной базе.6 Это общепроизводственные (общецеховые) расходы – расходы на создание, сервис и управление производством; общехозяйственные – на управление всей организацией.

6) по функции в процессе производства (производственные, непроизводственные). Производственные затраты связаны с материализацией самой производственной деятельности, с формированием добавленной стоимости (конверсионные затраты), отчего их именуют затратами на продукт. Непроизводственные затраты - это функция длительности базового периода. Обычно они не включаются в стоимость резервов и осознаются как расходы периода, в каком они осуществились, то есть списывались на счет продаж. Любые непроизводственные затраты считаются расходами периода. Они возмещаются с помощью прибыли предприятия.7 Производственными называют те затраты, в итоге которых будет получен доход. Они имеют отношение прямо к производству продукции определенного качества при наличии целесообразной технологии и организации производства. Непроизводительными затратами будут те, которые не способствуют получению дохода. Они всегда незапланированные, случаются при изъянах в организации или технологии производства, также при недочётах в системе безопасности и невредимости имущества, при ошибках в организации производства и т.п.

7) по вероятности включения планирования (планируемые, непланируемые). Планируемые затраты должны быть рассчитаны на установленный объем производства соответствующий сметам, нормативам, лимитам, и включаться в плановую себестоимость продукции. Непланируемые
затраты не могут быть включены в план, и будут отображаться лишь в фактической себестоимости продукции.8

8) в части объема производства (постоянные, переменные). Постоянными затратами считаются только те, у которых величина не изменяется несмотря на модификацию объемов производства. Эти затраты будут оплачены в любом случае, например, аренда помещения и эксплуатация оборудования, страховые и амортизационные взносы даже при том, что на тот период хозяйствующий субъект не производил и не реализовывал продукцию. Переменные затраты, это такие издержки, когда их суммарная величина зависит от величины производства и объёмов реализации, кроме этого, их системы при производстве и реализации не одного, а нескольких категорий продукции (топливо и энергия на технологические цели, жалованье основного персонала и т. д.). Валовые (общие) издержки, в суммировании постоянных и переменных затраты. Их содержание и пропорции показывают производственно‑хозяйственную работу предприятия, вырабатывать его финансовую политику;

9) по периодичности формирования (текущие, единовременные). Текущие расходы реализовываются с определенной периодичностью (ежедневно, раз в месяц, но не реже). Единовременные расходы совершаются реже одного раза в месяц. Например, ими могут быть расходы на ремонт, на форс-мажорные обстоятельства, на подготовку или освоение выпуска модернизированной продукции и т.д.

10) по отношению к готовой продукции (затраты на готовую продукцию и незавершенное производство). Затраты на продукт прямо соотносятся с исполнением производственной деятельности предприятия, определены технологией производства и процессом реализацией продукции. Затраты на период определяются продолжительностью отчетного периода, но не связаны с выпуском и продажей продукции. Например, расходы, связанные с управлением предприятием.9

Также можно квалифицировать и другие расходы по различным характеристикам. А именно по отношению ко времени (затраты прошлого, текущего и будущего периода) и по месту формирования (затраты по подразделениям). Дж. А. Хиггинс сформировал концепцию центров ответственности, где затраты не просто анализировались в рамках всего предприятия, но и разделялись по центрам ответственности с определением ответственных лиц.


Глава 2. Системы учета и составление сметы затрат на предприятии.



2.1. Системы учета затрат на предприятии.

Для принятия управленческого решения необходимо знать свои затраты. Одним из самых результативных средств в управлении затратами фирмы считаются системы учета затрат на предприятии. Рассмотрение проблематики издержек способствует пониманию их эффективности. Кроме того, помогают определить, являются ли они чрезмерными, проконтролировать качественность показателей работы, ценовой политики и т.д.

В бухгалтерских регистрах на протяжении всего отчетного периода брали во внимание все средства, которые тратили на производство, несмотря на места их потребления и их целевой ориентации. В итоге приходили к общей сумме затрат, но за период игнорируя ассортимент и структуру изготовленной продукции. «Котловой» метод не раскрывал потенциалов снижения затрат, главный изъян его был в обезличенности информации. Поэтому данный вид учета не помогал фирме иметь полезные данные, для анализа, контроля над издержками производства, по разносторонним направлениям затрат (основное производство, вспомогательное производство и т.д.), местам их появления (отделам, филиалам и т.п.), типам выпускаемой продукции (выполненные РУ). Тут стоит отметить, что многие малые предприятия всё ещё используют этот метод.

В настоящее время существуют ряд систем учета затрат:

1) директ‑костинг – система учета, основанная на маржинальном подходе.

В настоящее время директ‑костинг бывает двух видов:

а) простой директ‑костинг. Он основывается на применении в учете данных лишь о переменных (оперативных) затратах;

б) развитый директ‑костинг (верибл‑костинг), когда в себестоимость кроме переменных затрат подсоединятся и прямые постоянные затраты по выпуску и реализации продукции. Суть системы директ‑костинг заключается в разделении затрат на постоянные и переменные их формирующие в зависимости от трансформации объема производства. В этих обстоятельствах себестоимость продукции учитывается и планируется лишь в доли переменных затрат. Различие между выручкой от продажи продукции и переменными затратами и есть маржинальный доход, а постоянные расходы не включаются в расчет себестоимости продукции и списываются прямо на снижение прибыли предприятия;

В 1887 году английские экономисты Дж.М.Фелс и Э.Гархе в своём первом издании «Производственные счета: принципы и практика их ведения» попытались создать более манёвренную систему учета затрат на фиксированные (постоянные расходы) и переменные (условно-переменные). Они утверждали, что модификация постоянных расходов зависят не
напрямую от объемов произведенной продукции, а переменные затраты вырастают или снижаются прямо пропорционально росту или уменьшению объема производства. Т.е. считалось, что приумножить объемы производства возможно при расходе минимальных ресурсов, потому что увеличение условно-постоянных затрат происходит неравномерно. Уже в начале ХХ века американский экономист А.Г.Черч в своей работе «Адекватное распределение производственных расходов» разделил условно-постоянные (или накладные) расходы на накладные расходы на рабочую силу и на общеорганизационные расходы. Это привело к бесконечным спорам среди учёных, в какой пропорции необходимо включать в себестоимость условно-постоянные расходы. Только в 1963 г. Дж. Харрисом была выдвинута концепция «директ-костинг», надобность в разделении накладных расходов пропала. Вскоре метод Харриса приобретает прочные позиции в учете. Но для фирм, предприятий все более злободневной становится цель по предотвращению неоправданных затрат, которых вполне могли избежать. Решением этой проблемы было создание сначала в США, а потом в Европе системы «стандарт-кост», которая сравнивала фактические затраты с нормированными затратами. Развитие учета затрат велось так, что администрация кроме того, что определяла затраты, взяла полный контроль за использованием ресурсов, тем самым она предупреждала появление неоправданных затрат.

2) стандарт‑кост – такая система, в ядре которой лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и по отклонениям от них.

Во главе угла такой системы стандарт‑кост стоит предварительное нормирование затрат по статьям расходов. Предварительно исчисленные нормы считаются категорично установленными ставками для того, чтобы фактические затраты были приведены в полное соответствие со стандартами путем квалифицированного руководства фирмой. Если возникают какие-либо отклонения, то в любом случае стандартные нормы остаются прежними, т.е. относительно постоянными на целый определенный период. Могут быть некоторые исключения, вызванные обстоятельными модификациями, которые были вызваны новейшими экономическими условиями, существенным увеличением или понижением стоимости материалов, рабочей силы или трансформированием условий и методов производства. Аномалии между действительными и предполагаемыми затратами, которые возникают в каждом отчетном периоде, в течение года скапливаются на определённых счетах отклонений и списываются естественно на финансовые результаты предприятия;


3) Система современного пополнения материально‑товарных запасов (ЛТ) рассчитывает отказ от производства продукции крупными партиями. Вместо этого организовывается непрерывно – поточное вещественное, предметное производство. Вместе с тем оснащение производственных цехов проходит очень маленькими партиями, практически становится поштучным. Для такой системы присутствие товарно-материальных запасов считается злом, которое осложняет решение многих вопросов.

С практической точки зрения основная цель системы JIT – избавление от каких-либо лишних расходов и рациональное использование производственных возможностей предприятия. В добавок ко всему вышеперечисленному система JIT оказывает влияние на характер производственного учета, так как долю косвенных затрат переносят в разряд прямых, преобразовывается производственный учет в систему управления стоимостью, которая применяется для обеспечения нужд менеджеров для принятия ими необходимых и эффективных управленческих решений;

4) Метод Базеба («Activity Baseb Costing», или ABC) распространился на европейских и американских хозяйствующих субъектах различных отраслей и самого разнообразного профиля. Точный смысл этого метода - учет затрат по работам.10
2.2. Составление сметы затрат на производство.

Для формирования сметы затрат на производство рассмотрим таблицу П.1.1. Нам известен перечень затрат предприятия, занимающегося бытовым обслуживанием и имеющего цех, где выполняется работа, и 4 приемных пункта.

1) На основании перечня расходов составляем смету затрат на

производство на год. Для этого делаем отдельные сметы на прямые,

цеховые, заводские и внепроизводственные расходы. Сумма затрат дана в тыс. руб.

Прямые затраты:

  • Материалы 6000*80 = 480 тыс. руб.

  • Комплектующие 6000*80 = 480 тыс. руб.

  • Энергия 6000*10 = 60 тыс. руб.

  • Зарплата основная 6000*80 = 480 тыс. руб.

  • Зарплата дополнительная 480000*10% = 48 тыс. руб.

  • Соц. страхование 528 * 30% = 158 тыс. руб.

Итого: 1 706 тыс. руб.

Цеховые затраты:

Содержание приемных пунктов

  • Электроэнергия 40*12*4 = 1,92 тыс. руб.

  • Зарплата 1000*12*4 = 48 тыс. руб.

  • Соц. страхование 48000*30% = 14,4 тыс. руб.

  • Аренда помещений10*12*4 = 480 тыс. руб.

  • Коммунальные платежи 0.4х12х6= 14,4 тыс. руб.

  • Ремонт 30*4 = 120 тыс. руб.