ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок№ 60. Тема: Глобализация и новые вызовы XXI века
Дата:
Класс:11
Тип урока: урока открытия нового знания
Цели урока: сформировать представление у обучающихся, что такое глобализация и ее влияние на развитие стран мира; показать особенности положения человечества в эпоху глобализации; охарактеризовать противоречия глобализации; познакомить с основными глобальными проблемами современности; показать причины нестабильности современного мира; развивать умения осуществлять комплексный поиск, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
Воспитательные: обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем; формировать у учащихся чувство ответственности за судьбу цивилизации.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий глобализация, глобальные проблемы человечества, фундаментализм, самоидентификация, регионализация, сетевое общество, четвертая промышленно-технологическая революция; применять изученные понятия для раскрытия сущности исторических процессов; сравнивать разные точки зрения на процесс глобализации; объяснять причины возникновения глобальных проблем и предлагать пути их решения.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, телевизор
Ход урока
1.Организационный момент
2. Актуализация
3. Изучение нового материала
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний
3. Введение в новый материал
4.Работа по теме урока
4.1. Глобализация и ее противоречия
4.2. Мировой экономический кризис
4.3. Глобальные проблемы современности
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
Один из героев романа «Романтический эгоист» французского писателя Ф. Бегбедера рассуждая о глобализации, говорит, что глобализация – это возможность чувствовать себя повсюду как дома и в то же время находясь как бы за границей. Но путешествие возможно, если у вас куча евро и при этом вы не страдаете остротой восприятия. Разъезжая по миру, говорит он, что ничего нового не увидел: все страны похожи, все одинаково одеты, одни и те же магазины.
- Действительно ли мир стал таким однообразным? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.
- Запишите тему сегодняшнего урока «Глобализация и новые вызовы XXI века
4.1. Глобализация и ее противоречия
Глобализацией называется расширение и углубление взаимосвязи стран мира во всех сферах жизни – от торговли и финансов до культуры и искусства. Процесс глобализации начался давно и происходил на протяжении всей Новейшей истории.
Проблемное задание. Приведите примеры нарастающей экономической и культурной глобализации лет сто назад. (Ответы )
- Работая с учебником на стр. 185-187 подготовьте ответы на вопросы:
Какие сферы общества были затронуты глобализацией, и каковы результаты глобализации
Назовите негативные последствия глобализации на различные сферы общества.
Разделитесь на две группы:
1-я группа знакомится с рабочим материалом № 1 от Б. Гейтса о глобализации, статья была написана еще в 1996 г.
Рабочий материал № 1.
«Глобальный информационный рынок объединит все способы обмена товарами, услугами и идеями. На практике это еще больше расширит возможности выбора многих вещей, включая то, как вы зарабатываете себе на жизнь и куда вкладываете деньги, что покупаете и сколько за это платите, кто ваши друзья и как вы проводите свободное время, где и насколько безопасно живете вы и ваша семья. Рабочее место, да и само представление о том, что значит быть образованным, трансформируется – скорее всего за пределы узнаваемости. Ваше самосознание, то есть ощущение себя как личности, того кто вы и где ваши корни, может измениться кардинальным образом. Короче говоря, почти все будет иначе. Едва ли это произойдет завтра, но я делаю все, что в моих силах, чтобы приблизить этот день».
Рабочий материал № 2.
Американский философ и публицист Н. Хомский о глобализации:
«Глобализация – это результат действий влиятельных государств, особенно США, которые вбивают торговые и прочие соглашения в глотку народам мира, чтобы корпорациям и богачам было легче господствовать в экономике самых разных стран, не имея перед их населением никаких обязательств»
Вопросы:
Какие последствия глобализации, описанные Б. Гейтсом уже стали реальностью, а какие могут воплотиться в будущем?
Выкажите ваше мнение на текст Н. Хомского о глобализации.
4.2. Мировой экономический кризис
Самый масштабный после со времен Великой депрессии кризис 2008г стал одним из негативных явлений глобализации. Он длился несколько лет, а его последствия не преодолены поныне.
- Прочтите информацию на стр. 185-186 и ответьте на вопросы:
1. Можно ли было предотвратить экономический кризис 2008 г?
2. Что для этого необходимо было сделать?
4.3. Глобальные проблемы современности
В глобальном мире человечество столкнулось с новыми вызовами – экологический кризис, организованная преступность и международный терроризм.
Запись в тетради: Глобальные проблемы современности:
ограниченность природных ресурсов;
демографическая проблема;
проблема загрязнения окружающей среды;
экономический разрыв развития богатых и бедных стран;
угроза международного терроризма.
Глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом. Огромное число проблем возникает из-за кризиса самоидентификации людей, огромного разрыва между богатыми и бедными.
- Работая с текстом учебника на стр. 188-192, заполните таблицу, причин и последствий, связанных с проблемой самоидентификации и «мирового Юга».
Причины и последствия | Проблема самоидентификации | Рост разрыва между богатыми и бедными |
Причины | 1.Влияние на сознание людей быстрых изменений во всех сферах жизни. 2.Стремление человека определить себя в контексте своего локального мира. | 1.Обогащение небольшой части населения развивающихся стран, связанной с глобальными структурами. 2.Падение спроса на дешевую рабочую силу в связи с переходом к постиндустриальному обществу. |
Последствия | Рост сепаратизма отдельных регионов, национальных и этнических групп во многих странах. | Рост политической и социальной нестабильности в странах третьего мира. |
| Распространение фундаменталистских идей и международного терроризма |
- Мы видим, что бедность стран третьего мира ведет к массовой миграции населения в развитые страны, что в свою очередь несет угрозу распространения фундаментализма и росту угрозы международного терроризма.
- Работая с текстом учебника на стр.192-193, п. 9, запишите возможные положительные и отрицательные последствия четвертой промышленно-технологической революции.
Положительные последствия:
1.возможность создавать продукт под конкретного потребителя;
2.новые профессии;
3.более предсказуемое развитие экономики;
4.рациональное использование природных ресурсов;
5.Возможность контроля над всем происходящим в мире, что упростит борьбу с преступностью и терроризмом.
Нежелательные последствия:
усиление кризиса самоидентификации человека;
исчезновение многих профессий, рост безработицы;
рост социального расслоения общества.
V. Подведение итогов.
1.Считаете ли вы, что глобализация в нынешней форме является тупиковым путем развития?
2.Кто из вас считает, что глобализация является естественным и необходимым путем развития человечества? (Аргументируйте свою позицию)
VI. Домашнее задание. Прочитать параграф 16. Ответить на вопрос № 8
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рабочий материал № 1.
«Глобальный информационный рынок объединит все способы обмена товарами, услугами и идеями. На практике это еще больше расширит возможности выбора многих вещей, включая то, как вы зарабатываете себе на жизнь и куда вкладываете деньги, что покупаете и сколько за это платите, кто ваши друзья и как вы проводите свободное время, где и насколько безопасно живете вы и ваша семья. Рабочее место, да и само представление о том, что значит быть образованным, трансформируется – скорее всего за пределы узнаваемости. Ваше самосознание, то есть ощущение себя как личности, того кто вы и где ваши корни, может измениться кардинальным образом. Короче говоря, почти все будет иначе. Едва ли это произойдет завтра, но я делаю все, что в моих силах, чтобы приблизить этот день».
ПРИЛОЖЕНИЕ2.
Рабочий материал № 2.
Американский философ и публицист Н. Хомский о глобализации:
«Глобализация – это результат действий влиятельных государств, особенно США, которые вбивают торговые и прочие соглашения в глотку народам мира, чтобы корпорациям и богачам было легче господствовать в экономике самых разных стран, не имея перед их населением никаких обязательств».