Файл: Обеспечение безопасности дорожного движения составляющая часть национальной безопасности страны.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 510
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИМЕНИ В.В. ЛУКЬЯНОВА»
Факультет профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации
Реферат на тему:
Обеспечение безопасности дорожного движения – составляющая часть национальной безопасности страны
Выполнил:
Инспектор отделения контрольно-профилактической работы УГИБДД УМВД России по Калининградской области старший лейтенант полиции
В.В. Белякова
Орел
2023
Аннотация
Предметом проведенного исследования являются актуальные вопросы национальной стратегии Российской Федерации в области безопасности дорожного движения. Цель исследования – оценка действующих механизмов национальной стратегии Российской Федерации в области дорожного движения. Задачи исследования: а) обзор нормативно-правовой базы, затрагивающей вопросы национальной стратегии Российской Федерации в области безопасности дорожного движения; б) оценка эффективности реализации государственной политики в рассматриваемой области; в) внесение предложений по совершенствованию отдельных направлений национальной стратегии Российской Федерации в области безопасности дорожного движения. Автор статьи особо остановился на некоторых вопросах, отражающих необходимость изменения общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения, и прежде всего к неравноправию на дорогах, являющимся мощным дестабилизирующим фактором. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись как общенаучные (анализ, синтез, дедукция), так и специально-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы. Научная новизна исследования
, заключается в том, что автором предложены конкретные меры по совершенствованию действующего административно-деликтного законодательства, направленные не только на его дальнейшую оптимизацию в части правотворчества и правоприменения, но и реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: национальная безопасность, дорожное движение, стратегия, аварийность, транспортная система, риски, ущерб, общество, равенство, правосознание
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.
Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам, приобретая масштабы национального бедствия.
Анализ статистических данных свидетельствует, что ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения около 300 тыс. человек. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за последние десять лет составил 294083 тыс. человек (см.: таблицу 1) [1].
Таблица 1
Общее количество дорожно-транспортных происшествий, число погибших и раненых за 10 лет.
Российская Федерация (год) | ДТП | Погибло | Ранено |
абс. | абс. | абс. | |
Всего за 10 лет | 2114915 | 294083 | 2650122 |
2005 | 223342 | 33957 | 274864 |
2006 | 229140 | 32724 | 285362 |
2007 | 233809 | 33308 | 292206 |
2008 | 218322 | 29936 | 270883 |
2009 | 203618 | 27659 | 255484 |
2010 | 199431 | 26567 | 250635 |
2011 | 199868 | 27953 | 251848 |
2012 | 203597 | 27991 | 258618 |
2013 | 204068 | 27025 | 258437 |
2014 | 199720 | 26963 | 251785 |
Более десяти млрд. рублей составляет размер социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за последние десять лет.
В настоящее время Российская Федерация отстает от лучших стандартов безопасности дорожного движения в 5-12 раз. Транспортные риски настолько высоки, что наше государство входит в группу «Risky States 10», то есть в десятку стран с высоким уровнем транспортных рисков, на которую приходится более половины от общего числа смертей на дорогах мира.
Главной причиной сложившейся ситуации, на наш взгляд, являлась оторванность отечественной практики обеспечения безопасности дорожного движения от зарубежного опыта в данной сфере. Однако позитивные сдвиги в данном направлении за последнее десятилетие всё же обозначились.
По инициативе Российской Федерации в Организации Объединенных Наций был одобрен ряд соответствующих резолюций, одна из которых – «Повышение безопасности дорожного движения в мире» - принята консенсусом Генеральной Ассамблеей ООН 31 марта 2008 года. В ней приветствовалась российская инициатива о проведении в Москве – впервые в истории ОНН – Первой Всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения, которая состоялась 19 ноября 2009 года.
Главной целью данной конференции для Российской Федерации было не только расширение международного сотрудничества в области обеспечения безопасности дорожного движения, но и придание импульса практическим шагам по снижению аварийности на национальном уровне. По итогам работы конференции была разработана Московская декларация, которая заложила основу для принятия последующих важных решений в данной сфере.
2 марта 2010 года было объявлено о провозглашении «2011-2020 годов Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения с целью стабилизации и последующего сокращения прогнозируемого уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий во всем мире путем активизации деятельности на национальном, региональном и глобальном уровнях». Официально «Десятилетие» стартовало как в России, так и в других странах-участницах 11 мая 2011 года. Результатом данной программы должны стать стабилизация и последующее сокращение прогнозируемого уровня смертности и травматизма в результате ДТП в мире к 2020 году[2]
.
В ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.
Так, например, одним из главных направлений демографической политики в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года является снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности граждан в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий[3].
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из обозначенных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы[4].
Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, числа пострадавших и погибших в них людей также обозначены и в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года[5].
С 2006 года по 2012 год на территории Российской Федерации действовали федеральные целевые программы, целью которых являлось сокращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий. Одной из наиболее значимых являлась Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»[6], которая стала основой национальной стратегии в области обеспечения безопасности дорожного движения. Её главной целью являлось сокращение к 2012 году числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 1,5 раза по отношению к базе 2004 года. Фактическое снижение составило 27 %. Отметим, что с учётом колоссального объема проделанной работы большинство программных мероприятий было выполнено на удовлетворительном уровне.
Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечения снижения ее показателей до уровня развитых стран мира, было принято решение о необходимости продолжения системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их обеспеченность финансовыми ресурсами. В связи с чем, в 2013 году вступила в силу Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»
[7].
С учетом обоснованной необходимости продолжения работы в области обеспечения безопасности дорожного движения в рамках Программы, в ней были скорректированы и сформулированы приоритетные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, обоснованно и системно воздействующих на причины аварийности.
Целью Программы является сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 25 процентов по сравнению с 2010 годом. Однако первый этап программы подходит к завершению в текущем 2015 году, а выполнение ряда мероприятий вызывает не только серьёзную обеспокоенность, но и критическое осмысление.
На 1-м этапе Программы планируется реализация следующих мероприятий:
-
сокращение влияния наиболее весомых факторов, вызывающих дорожно-транспортную аварийность и снижающих возможность и качество оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; -
изменение общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения; -
стимулирование ответственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за снижение дорожно-транспортной аварийности; -
совершенствование механизмов работы с субъектами Российской Федерации.
Какая же истинная картина сегодняшнего дня? В отсутствие реальных продвижений в деле снижения смертности на дорогах предпринимаются попытки поиска быстрых и простых решений. Эти решения законодатель ищет в ужесточении санкций за те или иные правонарушения в области дорожного движения. Однако данные изменения не уменьшают проблем, а подчас усложняют сложившуюся ситуацию, вызывая не только негатив со стороны общества, но и делая неэффективной правоприменительную практику.
Увеличивая штрафные санкции и меняя наказания в сторону ужесточения, законодатель забывает о том, что человек существо терпеливое, и со временем привыкает к сложившимся нормам. Мы выражаем солидарность в утверждении Б.В. Россинского, что «…во всех случаях, когда возрастали размеры административных штрафов или иным образом усиливалась административная ответственность, в первый период времени (примерно 6-9 месяцев, а иногда до одного года и даже несколько дольше) отмечалось снижение числа нарушений правил дорожного движения и количества ДТП; однако в последующем наступало постепенное привыкание участников дорожного движения к новым санкциям и все возвращалось на круги своя»