Файл: Информационные процессы. Хранение и передача информации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кузнецова Татьяна Кирилловна
Учитель математики, физики и информатики
МБОУ «Дубенская основная общеобразовательная школа»
Беляевский район
Название предмета: Информатика
Класс: 7
УМК (название учебника, автор, год издания): Информатика. А. Ю. Босова, Л. Л. Босова, 2015
Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
Тема урока: Информационные процессы. Хранение и передача информации.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
Место урока в системе уроков по теме: 2-й урок из 9 по теме «Информация и информационные процессы»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: формирование представления у обучающихся об информационных процессах хранения и передачи информации.
Задачи урока:
Образовательная: создать необходимые условия для организация усвоения материала по теме: «Информационные процессы: хранение и передача информации»;
Развивающая: совершенствование умений пользоваться ЭОР, выделения и структурирования информации;
Воспитательная: представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; осознание ценности возможностей хранения, передачи и обработки информации человеком.
Планируемые результаты:
предметные – общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире: умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
метапредметные – навыки анализа процессов в биолоических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей: навыки классификации информационных процессов по принятому основанию: общепредметные навыки обработки, хранениея и передачи информации;
личностные – понимание значимости информационной деятельности для современного человека.
Техническое обеспечение урока
-
Ноутбук -
Проектор -
Презентация, выполненная учителем
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
-
Презентация к данному уроку -
Физкультминутка. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs
Раздаточный материал к уроку
-
Информатика. 7 класс: учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 240 с.: ил. -
Информатика 7 класс: рабочая тетрадь для 7 класса часть 1/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 160 с.: ил. -
Информатика 7 класс: методическое пособие для 7-9 классов / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 472 с.: ил.
Содержание урока
Характеристика этапов урока/занятия | ||||||
Этап урока/занятия | Цель | Содержание учебного материала | ФОУД | УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Создать благоприятную обстановку и условия успешной работы. | Слайд 1 Слайд 2 | Ф ИКТ | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации | Учитель приветствует обучающихся. Здравствуйте, ребята! Девизом сегодняшнего урока будут слова древнегреческого ученого Фалеса: - Что есть больше всего на свете? – Пространство. - Что быстрее всего? – Ум. - Что мудрее всего? – Время. - Что приятнее всего? – Достичь желаемого. Хочется, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата. А сейчас я вам предлагаю вспомнить, о чем мы говорили на предыдущем нашем уроке. | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Настраиваются на активную работу. |
Проверка домашнего задания | Определение уровня подготовленности обучающихся к уроку и восприятию нового материала. | § 1.2.1-1.2.3 учебника № 10 в РТ Приложение 1 (таблица 1) Слайд 3 Слайд 4 | Ф ИКТ | Коммуникативные УУД: - умение слушать и исправлять ошибки других Личностные УУД: развитие речи, - умение кратко формулировать мысль - умение приводить примеры из личного опыта Метапредметные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Организует повторение и проверку д/з. Повторить ранее изученный материал урока нам поможет проверка домашнего задания. | Заполняют таблицу Осуществляют проверку своих ответ с ответом на экране. Оценивают свою работу. |
Мотивационно-ориентировочный этап. | Научиться выделять наиболее значимую для себя информацию. | Беседа по наводящим вопросам для определения темы урока Слайд 5 Слайд 6 | Ф ИКТ | Личностные: мотивация к учебной деятельности. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Коммуникативные умение слушать и понимать других | Ребята, мы с вами изучили два информационных процесса (сбор и обработка информации). Как вы думаете достаточно ли их для работы с информацией? Как вы думаете существуют ли еще информационные процессы для работы с информацией? После того как собрали и обработали информацию, как вы думаете, что надо с ней сделать чтобы она была доступна для многих людей? (добиваюсь путем наводящих вопросов ответа от обучающихся что информацию надо сохранить и еще что её можно передавать). Какова же тема нашего урока? Вы совершенно правильно предположили, что тема нашего урока «Информационные процессы: хранение и передача информации». Замечательно, а сейчас давайте обозначим цели урока, ответив на следующие вопросы: Мы должны:
| Ребята отвечают на поставленные вопросы. Называют тему урока. Записывают ее в тетрадь. Оценивают свою работу. . |
Актуализация знаний | Научиться выделять наиболее значимую для себя информацию. | Таблица (Приложение 2) Слайд 7 | П ИКТ | Личностные: готовность к самообразованию. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Познавательные: умение обобщать известную им информацию Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. | Итак, ребята. Мы успешно проверили домашнее задание. Также нам вместе удалось определить тему нашего урока и его цели. И так, выясним, что же такое процессы хранения и передачи информации, и для этого я прошу вас вспомнить все, что вам известно о хранении и передачи информации и заполнить 1 графу «Знаю» в таблице «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)», которая расположена на бланках, лежащих у вас на столах. Так же прошу обратить ваше внимание на таблицу оценки и самооценки, к которой мы вернемся в конце занятия. Записываем в графу «Знаю», все что можем вспомнить о хранении и передачи информации, у вас 3 мин, приступаем. | - Обучающиеся заполняют таблицу |
Операционно-исполнительский этап. Выявление места и причины затруднения. Получение новых знаний | Оценить стремление каждого обучающегося преодолеть трудности и готовность к активной деятельности на уроке | Работа в таблице | И и П ИКТ | Коммуникативные: умение выражать свои мысли устно; умение решать проблему коллективно. Регулятивные: учиться высказывать свою точку зрения; определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем. | Ребята, а теперь в парах познакомьте друг друга с содержанием своих записей. Учитель фиксирует основные сведения на доске. Сейчас, я предлагаю вам заполнить вторую колонку таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)», а для этого сформулировать вопросы о средствах хранения и передачи информации, на которые вы не знаете ответов. В качестве опоры, я предлагаю список вопросительных слов: Что, какие, как, сколько, где, почему, когда? У вас 3 минуты, приступайте! Ребята, а теперь обсудите в парах составленные вами вопросы и выберите наиболее интересные и наиболее важные для понимания данной темы. Озвучьте те вопросы, которые вы считаете наиболее важные. Учитель фиксирует эти вопросы на доске. | 2-3 ученика по просьбе учителя сообщают известные им сведения о средствах хранения, передачи и обработки информации всему классу, остальные при необходимости вносят дополнения и уточнения. Оценивают свою работу. Ребята продолжают заполнять таблицу Ребята обсуждают в парах эти вопросы и представитель от пары выступает. Оценивают свою работу. |
Физкультминутка | Создать условия для снятия напряжения с глаз, побуждению к дальнейшей деятельности. | Слайд 8 | Ф ИКТ | | Организация физкультминутки | Выполнение физкультминутки |
Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построения проекта | Первичное осмысление урока. Умение обучающихся ставить перед собой цель и достигать её, систематизировать полученные знания. Научить применять полученные знания на практике | Работа с учебникоми поисковой системой в Интернете Слайд 9 | Г И ИКТ | Личностные: личностное самоопределение, критичность мышления. Регулятивные: целеполагание, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем. Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, синтез, постановка логической цепи рассуждений, проверка выдвигаемых гипотез, выведение следствий. Коммуникативные: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения. | Ребята, как вы думаете найти ответы на поставленные вопросы. Какие источники и способы поиска информации вы знаете? Молодцы ребята, и мы воспользуемся некоторыми из них, обратимся к учебнику и интернету, а для этого мы разделимся на две группы: 1я группа должна ознакомиться с информацией на странице 18-19 учебника, п 1.2.4, а после воспользовавшись «Приложением 3», которое находится на рабочих стола компьютеров, обратиться к ЭОР 2я группа знакомиться с информацией на странице 19-20 учебника, п 1.2.5, а после также воспользовавшись «Приложением 1», которое находится на рабочих стола компьютеров, обратиться к ЭОР. Ваша задача, по ходу работы с учебником и ЭОР делать пометки в учебнике карандашом, и заполнить 3 графу таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)», а также составить новые вопросы, на которые можно найти ответы в учебнике и ЭОР. На эту работу отведем 10 минут. Начинаем работать! Хорошо, ребята, а теперь давайте обменяемся полученной вами информацией! Озвучьте, что вы записали в 3 графу таблицы. . | Обучающиеся перечисляют источники и способы поиска: можно обратиться к учебнику, к какой-либо поисковой системе Интернета. Обучающиеся знакомятся с содержанием учебника по данной теме, садятся за компьютеры и обращаются к ЭОР, по ссылке из «Приложения 1» переходят на ЭОР, изучают материал. Обучающиеся обращаются к списку вопросов и выделяют пометками те из них, на которые были найдены ответы затем формулируют и записывают новые вопросы, информацию по которым также можно найти при изучении информации. Представитель от группы зачитывает, а параллельная группа фиксирует информацию у себя в 3й графе таблицы. Оценивают свою работу. |
Закрепление с проговариванием во внешней речи | Обеспечить условия для совместной деятельности, давая возможность каждому обучающемуся научиться принимать решения, анализируя свои действия | Задание № 9 в РТ и № 3 стр 21 учебника Слайд 10 | Ф | Личностные: осознание ответственности за общее дело, смыслообразование. Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять контроль УД. Коммуникативные: передача информации другим людям, умение представлять результаты деятельности в устной и письменной формах. | Организует выполнение задания № 9 в РТ и № 3 стр 21 учебника Молодцы! Вы успешно справились с данным заданием. | Выполняют задание № 9 в РТ и № 3 стр 21 учебника Оценивают свою работу. |
Рефлексивно-оценочный этап. Домашнее задание | Обозначение связи данного урока со следующим. Комментирование и анализ конечного результата каждого обучающегося. | §1.2.4-1.2. Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 | П И ИКТ | Личностные: самоопределение, следование с поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные: оценка своих достижений на уроке Познавательные: понимание причин успеха-неуспеха, контроль и оценка процессов и результатов деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения, использование критериев для обоснования своего суждения, выражение своих мыслей полно и точно. | Наш урок подходит к концу. Давайте подведем его итоги. Давайте ответим на следующие вопросы:
В течении урока вы сами себя оценивали, теперь путем определения среднего арифметического поставьте себе оценку, поменяйтесь листочками с соседом и поставьте оценку соседу по парте и передайте листочки мне, третью оценку поставлю я и в журнал пойдет оценка как среднее арифметическое этих трех оценок. Сообщение домашнего задания: Стр учебника 18-21; подготовить сообщения:
| Отвечают на вопросы устно. Оценивают себя, соседа по парте. Записывают домашнее задание в дневники. |
ФОУД:
Ф - фронтальная
И - индивидуальная
ИКТ – информационно-телекоммуникационная
Г - групповая
П – работа в парах
Таблица 1. Повторение Приложение 1
Информационные процессы это… | |
С какими информационными процессами вы уже знакомыми ? | |
Информационная деятельность человека это… | |
Что значит своевременно обрабатывать информацию? | |
Что такое входная (поступившая) информация? | |
При каких обстоятельствах получается выходная информация | |
Обработка информации это… | |
Назовите два типа обработки информации | |
Приложение 2
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
| | |
«Приложение 3» к технологической карте урока
Информационные процессы
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Хранение информации. Память | И-тип | анимация | Хранение информации. Память |
2 | Помехи при передаче информации | И-тип | анимация | Помехи при передаче информации |
3 | Вопрос 1 - Тема "Информационные процессы" | К-тип | тест | Вопрос 1 |