Файл: Информационные процессы. Хранение и передача информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кузнецова Татьяна Кирилловна

Учитель математики, физики и информатики

МБОУ «Дубенская основная общеобразовательная школа»

Беляевский район

Название предмета: Информатика

Класс: 7

УМК (название учебника, автор, год издания): Информатика. А. Ю. Босова, Л. Л. Босова, 2015

Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый

Тема урока: Информационные процессы. Хранение и передача информации.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Место урока в системе уроков по теме: 2-й урок из 9 по теме «Информация и информационные процессы»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование представления у обучающихся об информационных процессах хранения и передачи информации.

Задачи урока:

Образовательная: создать необходимые условия для организация усвоения материала по теме: «Информационные процессы: хранение и передача информации»;

Развивающая: совершенствование умений пользоваться ЭОР, выделения и структурирования информации;

Воспитательная: представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; осознание ценности возможностей хранения, передачи и обработки информации человеком.

Планируемые результаты:

предметные – общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире: умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

метапредметные – навыки анализа процессов в биолоических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей: навыки классификации информационных процессов по принятому основанию: общепредметные навыки обработки, хранениея и передачи информации;

личностные – понимание значимости информационной деятельности для современного человека.

Техническое обеспечение урока

  • Ноутбук

  • Проектор

  • Презентация, выполненная учителем

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)

  • Презентация к данному уроку

  • Физкультминутка. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

Раздаточный материал к уроку

  • Информатика. 7 класс: учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 240 с.: ил.

  • Информатика 7 класс: рабочая тетрадь для 7 класса часть 1/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 160 с.: ил.

  • Информатика 7 класс: методическое пособие для 7-9 классов / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 472 с.: ил.



Содержание урока

Характеристика этапов урока/занятия

Этап урока/занятия

Цель

Содержание учебного материала

ФОУД

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Создать благоприятную обстановку и условия успешной работы.

Слайд 1 Слайд 2


Ф
ИКТ

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации


Учитель приветствует обучающихся.

Здравствуйте, ребята! Девизом сегодняшнего урока будут слова древнегреческого ученого Фалеса:

- Что есть больше всего на свете? – Пространство.

- Что быстрее всего? – Ум.

- Что мудрее всего? – Время.

- Что приятнее всего? – Достичь желаемого.

Хочется, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата. А сейчас я вам предлагаю вспомнить, о чем мы говорили на предыдущем нашем уроке.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Настраиваются на активную работу.


Проверка домашнего задания

Определение уровня подготовленности обучающихся к уроку и восприятию нового материала.

§ 1.2.1-1.2.3 учебника

№ 10 в РТ

Приложение 1 (таблица 1)

Слайд 3

Слайд 4



Ф
ИКТ

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и исправлять ошибки других

Личностные УУД:

развитие речи,

- умение кратко формулировать мысль

- умение приводить примеры из личного опыта

Метапредметные:

- осознанное и произвольное построение

речевого высказывания

Регулятивные:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Организует повторение и проверку д/з.
Повторить ранее изученный материал урока нам поможет проверка домашнего задания.

Заполняют таблицу
Осуществляют проверку своих ответ с ответом на экране.

Оценивают свою работу.

Мотивационно-ориентировочный этап.

Научиться выделять наиболее значимую для себя информацию.

Беседа по наводящим вопросам для определения темы урока

Слайд 5

Слайд 6

Ф
ИКТ

Личностные: мотивация к учебной деятельности.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Коммуникативные умение слушать и

понимать других


Ребята, мы с вами изучили два информационных процесса (сбор и обработка информации). Как вы думаете достаточно ли их для работы с информацией?

Как вы думаете существуют ли еще информационные процессы для работы с информацией? После того как собрали и обработали информацию, как вы думаете, что надо с ней сделать чтобы она была доступна для многих людей? (добиваюсь путем наводящих вопросов ответа от обучающихся что информацию надо сохранить и еще что её можно передавать).
Какова же тема нашего урока?
Вы совершенно правильно предположили, что тема нашего урока «Информационные процессы: хранение и передача информации».

Замечательно, а сейчас давайте обозначим цели урока, ответив на следующие вопросы:

Мы должны:

  • Узнать______________

  • Понять_____________

  • Научиться__________.

Ребята отвечают на поставленные вопросы.

Называют тему урока. Записывают ее в тетрадь.
Оценивают свою работу.

.


Актуализация знаний

Научиться выделять наиболее значимую для себя информацию.


Таблица (Приложение 2)

Слайд 7


П

ИКТ

Личностные: готовность к самообразованию.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Познавательные: умение обобщать известную им информацию

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Итак, ребята. Мы успешно проверили домашнее задание.
Также нам вместе удалось определить тему нашего урока и его цели.
И так, выясним, что же такое процессы хранения и передачи информации, и для этого я прошу вас вспомнить все, что вам известно о хранении и передачи информации и заполнить 1 графу «Знаю» в таблице «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)», которая расположена на бланках, лежащих у вас на столах. Так же прошу обратить ваше внимание на таблицу оценки и самооценки, к которой мы вернемся в конце занятия. Записываем в графу «Знаю», все что можем вспомнить о хранении и передачи информации, у вас 3 мин, приступаем.




- Обучающиеся заполняют таблицу

Операционно-исполнительский этап. Выявление места и причины затруднения. Получение новых знаний

Оценить стремление каждого обучающегося преодолеть трудности и готовность к активной деятельности на уроке

Работа в таблице



И и П
ИКТ

Коммуникативные: умение выражать свои мысли устно; умение решать проблему коллективно.

Регулятивные: учиться высказывать свою точку зрения; определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

Ребята, а теперь в парах познакомьте друг друга с содержанием своих записей. Учитель фиксирует основные сведения на доске.

Сейчас, я предлагаю вам заполнить вторую колонку таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)», а для этого сформулировать вопросы о средствах хранения и передачи информации, на которые вы не знаете ответов. В качестве опоры, я предлагаю список вопросительных слов:

Что, какие, как, сколько, где, почему, когда? У вас 3 минуты, приступайте!

Ребята, а теперь обсудите в парах составленные вами вопросы и выберите наиболее интересные и наиболее важные для понимания данной темы. Озвучьте те вопросы, которые вы считаете наиболее важные.

Учитель фиксирует эти вопросы на доске.

2-3 ученика по просьбе учителя сообщают известные им сведения о средствах хранения, передачи и обработки информации всему классу, остальные при необходимости вносят дополнения и уточнения.

Оценивают свою работу.

Ребята продолжают заполнять таблицу

Ребята обсуждают в парах эти вопросы и представитель от пары выступает.

Оценивают свою работу.

Физкультминутка

Создать условия для снятия напряжения с глаз, побуждению к дальнейшей деятельности.

Слайд 8



Ф
ИКТ




Организация физкультминутки

Выполнение физкультминутки

Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построения проекта

Первичное осмысление урока.

Умение обучающихся ставить перед собой цель и достигать её, систематизировать полученные знания.

Научить применять полученные знания на практике

Работа с учебникоми поисковой системой в Интернете
Слайд 9



Г

И
ИКТ

Личностные: личностное самоопределение, критичность мышления.

Регулятивные: целеполагание, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, синтез, постановка логической цепи рассуждений, проверка выдвигаемых гипотез, выведение следствий.

Коммуникативные: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения.

Ребята, как вы думаете найти ответы на поставленные вопросы.

Какие источники и способы поиска информации вы знаете?

Молодцы ребята, и мы воспользуемся некоторыми из них, обратимся к учебнику и интернету, а для этого мы разделимся на две группы:

1я группа должна ознакомиться с информацией на странице 18-19 учебника, п 1.2.4, а после воспользовавшись «Приложением 3», которое находится на рабочих стола компьютеров, обратиться к ЭОР

2я группа знакомиться с информацией на странице 19-20 учебника, п 1.2.5, а после также воспользовавшись «Приложением 1», которое находится на рабочих стола компьютеров, обратиться к ЭОР.

Ваша задача, по ходу работы с учебником и ЭОР делать пометки в учебнике карандашом, и заполнить 3 графу таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)», а также составить новые вопросы, на которые можно найти ответы в учебнике и ЭОР. На эту работу отведем 10 минут. Начинаем работать!

Хорошо, ребята, а теперь давайте обменяемся полученной вами информацией! Озвучьте, что вы записали в 3 графу таблицы. .


Обучающиеся перечисляют источники и способы поиска: можно обратиться к учебнику, к какой-либо поисковой системе Интернета.

Обучающиеся знакомятся с содержанием учебника по данной теме, садятся за компьютеры и обращаются к ЭОР, по ссылке из «Приложения 1» переходят на ЭОР, изучают материал.

Обучающиеся обращаются к списку вопросов и выделяют пометками те из них, на которые были найдены ответы затем формулируют и записывают новые вопросы, информацию по которым также можно найти при изучении информации.


Представитель от группы зачитывает, а параллельная группа фиксирует информацию у себя в 3й графе таблицы.

Оценивают свою работу.

Закрепление с проговариванием во внешней речи

Обеспечить условия для совместной деятельности, давая возможность каждому обучающемуся научиться принимать решения, анализируя свои действия

Задание № 9 в РТ и № 3 стр 21 учебника

Слайд 10

Ф

Личностные: осознание ответственности за общее дело, смыслообразование.

Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять контроль УД.

Коммуникативные: передача информации другим людям, умение представлять результаты деятельности в устной и письменной формах.

Организует выполнение задания № 9 в РТ и № 3 стр 21 учебника
Молодцы! Вы успешно справились с данным заданием.

Выполняют задание № 9 в РТ и № 3 стр 21 учебника

Оценивают свою работу.

Рефлексивно-оценочный этап. Домашнее задание

Обозначение связи данного урока со следующим. Комментирование и анализ конечного результата каждого обучающегося.


§1.2.4-1.2.

Слайд 11 Слайд 12

Слайд 13

П
И
ИКТ

Личностные: самоопределение, следование с поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные: оценка своих достижений на уроке

Познавательные: понимание причин успеха-неуспеха, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, использование критериев для обоснования своего суждения, выражение своих мыслей полно и точно.

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем его итоги.

Давайте ответим на следующие вопросы:

  1. Какова была цель нашего урока?

  2. Достигли ли мы ней цели?

  3. Получилось ли у нас спланировать свою работу в ходе урока?

  4. Возникает ли у вас стремление и дальше получать новые знания?

  5. Как вы считаете, чем мы будем заниматься на следующему уроке?

В течении урока вы сами себя оценивали, теперь путем определения среднего арифметического поставьте себе оценку, поменяйтесь листочками с соседом и поставьте оценку соседу по парте и передайте листочки мне, третью оценку поставлю я и в журнал пойдет оценка как среднее арифметическое этих трех оценок.

Сообщение домашнего задания: Стр учебника 18-21; подготовить сообщения:

  • Носители информации;

  • Информационные процессы в живой природе и технике.

Отвечают на вопросы устно.

Оценивают себя, соседа по парте.


Записывают домашнее задание в дневники.



ФОУД:

Ф - фронтальная
И - индивидуальная

ИКТ – информационно-телекоммуникационная

Г - групповая

П – работа в парах

Таблица 1. Повторение Приложение 1

Информационные процессы это…



С какими информационными процессами вы уже знакомыми ?



Информационная деятельность человека это…



Что значит своевременно обрабатывать информацию?



Что такое входная (поступившая) информация?



При каких обстоятельствах получается выходная информация



Обработка информации это…



Назовите два типа обработки информации



Приложение 2

Знаю

Хочу узнать

Узнал











«Приложение 3» к технологической карте урока

Информационные процессы

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Хранение информации. Память

И-тип

анимация

Хранение информации. Память

2

Помехи при передаче информации 

И-тип

анимация

Помехи при передаче информации 

3

Вопрос 1 - Тема "Информационные процессы"

К-тип

тест

Вопрос 1