Файл: Правила памятка по русскому языку Язык и речь Текст Лексика Слово и слог. Звуки и буквы Предложение Обращение Словосочетание Члены предложения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В помощь для третьеклассника.
Правила –памятка по русскому языку
-
Язык и речь -
Текст -
Лексика -
Слово и слог. -
Звуки и буквы -
Предложение -
Обращение -
Словосочетание -
Члены предложения -
Состав слова -
Имя существительное -
Однокоренные слова -
Имя прилагательное -
Местоимение -
Глагол -
Орфография -
Разбор слова как части речи. Морфологический разбор.
-
Язык и речь.
Русский язык- государственный язык нашей страны, Российской Федерации.
Устная речь- это речь, которую мы слышим или произносим. Слово
«устная» образовалась от слова «уста»: устами называли в старину губы.
Письменная речь- это речь, которую мы читаем или записываем.
Речь про себя (внутренняя речь) – когда мы думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя.
Диалог и монолог.
Диалог- это разговор двух или нескольких лиц.
В диалоге слова каждого лица(реплика) пишутся с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире.
Монолог – речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.
2. Текст
Текст- это высказывание, в котором два или несколько предложений.
Предложения в тексте объединены общей темой и связаны по смыслу.
Тема — текста- это то, о ком или, о чем говорится в тексте.
Главная мысль –это то главное, о чем хотел сказать читателю автор.
Части текста- начало как бы готовит читателя к чтению, основная часть- говорится о том главном, о чём хотел сказать автор, концовка завершает текст.
Каждая часть текста пишется с красной строки.
Типы текстов | ||
повествование | Рассказывается, сообщается о чем-либо | что? где? как? когда произошло? |
описание | Описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие | какой? какая? какое? какие? |
Рассуждение | Объясняется, доказывается что-либо | почему? |
3. Лексика.
Слово.
Сочетание букв только тогда называется словом, когда оно имеет значение.
Лексика- словарный состав языка (все слова русского языка).
Лексическое значение- то, что обозначает слово.
Прямое значение- прямо указывает на предмет, признак действие – золотое кольцо, костер горит.
Переносное значение- переносит часть прямого значения на другой предмет, признак, действие по какому-либо сходству- золотые руки, звёзды горят.
Толковый словарь объясняет значения слов.
слова-названия | |||
предметов и явлений | признаков | действий | |
кто? | что? | какой? чей? | что делать? что сделать? |
ворона, человек | дом, стена | Серый, большой, лисий | Лететь, читать, сбегать |
однозначные слова | многозначные слова |
имеют одно лексическое значение | имеют два или несколько лексических значений |
Берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями. | Игла: 1. швейная игла, 2. хвойная иголка, |
синонимы | слова, которые произносятся по-разному, но одинаковые или близкие по значению | крошечный, маленький, миниатюрный, небольшой |
антонимы | слова, противоположные по значению | глубоко-мелко, далекий-близкий |
омонимы | слова, которые произносятся и пишутся одинаково, о имеют разное лексическое значение | Лук-огородное растение. Лук – оружие для метания стрел |
устаревшие слова | слова, вышедшие из употребления | Чело, око, уста, перст |
новые слова | слова, недавно вошедшие в русский язык | Компьютер, джойстик, скайп |
фразеологизмы | устойчивые сочетания слов в переносном значении | Повесить нос, капля в море, во всех дух, зарубить себе на носу |
4. Слово и слог
В слове столько слогов, сколько в нем гласных букв:
дом-1 слог, у-рок – 2 слога, ма-ши-на-3 слога.
Перенос слов.
Слова переносятся по слогам, но одну букву не оставляют н строке и не переносят на другую строку. Например, слово урок перенести нельзя.
Ударение.
Ударение- это выделение в слове голосом одного из слогов. Слог, который произносится в слове большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Остальные слоги или слог безударные.
В русском языке ударение:
свободное – может находится на любом слоге слова: овощи, бумага, магазин;
5. Звуки и буквы.
Звуки мы произносим и слышим, они обозначаются на письме буквами.
Звуки записываются в квадратных скобках.
Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.
Два звука: Е –[ЙО], Ё- [ЙО], Ю -[ЙУ], Я- [ЙА]
-
в начале слова, -
после гласных, -
после Ь и Ъ.
И обозначает один звук после мягких согласных,
два звука [ЙИ] после Ь.
подвижное- может переходить с одного слога
на другой при изменении слова,
при образовании новых слов: гора-горы.
Звонкие и глухие согласные.
согласные | парные | непарные |
звонкие | Б В Г Д Ж З; Б В Г Д З (заменяются глухими на конце слова и перед глухими согласными) | Л М Н Р; Л М Н Р Й (ВСЕГДА ЗВОНКИЕ) |
глухие | П Ф К Т Ш С; П Ф К Т С (заменяются звонкими согласными, кроме В Л М Н Р Й) | Х Х Ц Ч Щ (ВСЕГДА ГЛУХИЕ) |
Порядок фонетического (звуко буквенного разбора)
-
Написать слово, поставить ударение, сколько слогов, транскрипция. -
Пишем букву, звук в квадратных скобках, гласный или согласный. -
Гласный: ударный или безударный. -
Согласный: звонкий или глухой, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный. -
Сколько в слове букв и сколько слогов.
Образец фонетического разбора.
Мороз- 2 слога, [ марос]
м [м] – согл; зв; непарный; твёр, парный.
о [а] – гл; безударн.
р [р] – согл; зв; непарн; твер
о [о] – гл; ударн.
з [c] – cогл; глух; парн; тверд.
5 букв, 5 звуков
-
Предложение.
Предложение- это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.
Знаки препинания в конце предложения.
Точка – если в предложении сообщается о чем-либо, предложение произносится со спокойной интонацией.
Вопросительный знак- если в предложении содержится вопрос.
Восклицательный знак- если предложение произносится с сильным чувством.
Предложения бывают:
| ||
повествовательные | сообщают, повествуют, о чем - либо | Потянуло вечерней прохладой. |
вопросительные | содержат вопрос | Какой дорогой вы пойдете? |
побудительные | побуждают к действию | Обязательно прочитай эту книгу. |
| ||
восклицательные | выражают какие-либо чувства | Как хорош лес осенью! |
невосклицательные | произносятся со спокойной интонацией. | Туристы быстро поставили палатки. |
| ||
простые | есть одна грамматическая основа | Поднялся сильный ветер. |
сложные | есть две или более грамматических основ. | Поднялся сильный ветер, и зашумели деревья. |
| ||
распространённые | имеют второстепенные члены | Школьники поют любимые песни. |
нераспространённые | состоят только из главных членов | Школьники поют. |
-
Обращение
Обращение – это слово или сочетание слов, называющего того (лицо или предмет), к кому обращена речь.
Обращения отделяются запятыми в начале и конце предложения, выделяются запятыми в середине предложения.
Что, Иванушка, невесел? (слово)
Смилуйся, государыня-рыбка. (словосочетание)
-
Словосочетание
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Связь слов устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому:
пшеница (какая?) густая
Как найти словосочетания в предложении.
-
Выдели грамматическую основу (найди подлежащее и сказуемое) -
Подчеркни все второстепенные члены волнистой линией. -
Посмотри, можешь ли ты задать вопрос к каким-либо второстепенным членам от подлежащего, затем от сказуемого, затем от одного второстепенного члена к другому. -
Это будут
-
Члены предложения.
Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения. У каждого члена предложения свое назначение.
главные члены предложения (основа предложения) в ней заключается главный смысл предложения | |||
| обозначает | вопросы | |
подлежащее | о ком или о чём говорится | кто? что? | |
сказуемое | что говорится о подлежащем | что делать? что сделать? | |
второстепенные члены | |||
Поясняют главные и другие члены предложения | кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём? какой? чей? где? куда? как? когда? откуда? |
10. Состав слова
Корень.
Корень — слова- это главная значимая часть слова.
В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Подводник – водный, водяной, вода.
Подбежать-бежать, бег, забежать
Окончание.
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слов и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова: окно-окна.
окончания, выраженные звуком | дорога, зелёный, выходить | Дорога-дороги, зелёный-зелёного, выходить-выходят |
нулевое окончание | медведь, стол, карандаш | Медведь-медведи, Стол-стола, Карандаш-карандаша |
Без окончаний | кафе, шоссе, пальто, кофе, быстро | - |
Основа – это часть слова без окончания. В основе заключено лексическое значение слова. Чтобы найти основу, нужно отделить окончание. Комнатный –основа-комнат. Поливать-основа-полива.
Приставка
Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или другой приставкой.
надписать-писать, записать
сберечь- бережёт, поберечь
пришкольный-школьный, школьник
Приставки: до-, по, -про, о-/об, от-, под-, на-, над-, -за-, пред-, пере-, при-, пре-, вы-, в-, у-, с и др.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Травка-трава, травинка, травушка, травяной.
Суффиксы: -ист-, -чик-, -щик-, -ёр-, -ник-, -тель-, -арь-,-ир-, -ушк-,-юшк-, оньк-,
-еньк-,-очк-, ечк-, -онок-, ёнок-,-ат-,ят-,-иц-,их-, -ик-, -ок-,-ышк-,-к-, -инк-,-ниц-,
-ёнк-,онк-,-ск-, -н-,-лив-,чив,-ов-,-оват-,еват и др.
Порядок разбора слова по составу (морфемный разбор).
-
Окончание
Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова: окно-окна.
-
Основа - это часть слова без окончания. Оконный -
Корень.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Подводник-водный, водяной, вода.
Подбежать-бежать, бег, забежать.4.