Файл: Лекция Понятие и специфика общения виды, формы, функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическое задание 1

Раздел 1. Психология общения в системе социально-гуманитарного знания. Содержание и структура общения

Лекция 1.1. Понятие и специфика общения: виды, формы, функции

Вопрос

Ваш ответ

  1. Что такое общение? Чем могут быть полезны человеку знания по психологии общения?

Общение – это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в

котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами

деятельности.

Развитый навык общения и знание психологии позволит эффективно достигать своих целей в общении, решать стоящие задачи, разрешать конфликтные и спорные ситуации, а также получать максимальное удовольствие от процесса общения. Всё это возможно благодаря тренировке навыков общения и росту количества и качества знаний в области психологии общения.

  1. Перечислите основные задачи психологии общения как предмета научного знания

- научить технике и приемам эффективного общения в профессиональной деятельности;

- научить приемам саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

  1. Какое место занимает общение в системе общественных и межличностных отношений?

Общение в системе общественных и межличностных отношений осуществляется при самом разнообразном отношении одного человека к другому, как при положительном, так и отрицательном. Тим межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в спецефических формах, даже когда отношения крайне обострены.

  1. Что такое роль? Какие социальные и межличностные роли существуют? Назовите социальные и межличностные роли (не менее 5 каждого вида), используемые в процессе общения

Социальная роль – это набор определенных правил, предписанных тем положением, которое занимает человек в системе общественных отношений, то есть, это нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию; отнесение человека к определенной социальной группе, идентификация его с ней. Социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя, это зависит от того, насколько человек присваивает себе роль.

Межличностные отношения отличаются от природы общественных отношений наличием эмоциональной основы, т. е. в процессе непосредственного общения возникают определенные эмоциональные проявления различной интенсивности. Межличностные и общественные отношения раскрываются в общении, которое является реализацией всей системы отношений человека. Социальные роли – профессиональные, гендерные, половые, возрастные, социально-демографические.

Межличностные роли – весельчак, любимчик, лидер, неудачник, пассив, актив.

  1. Назовите основные функции общения

  1. Прагматическая функция общения — это одно из главнейших условий объединения личностей в процессе совместной деятельности любого типа.

  2. Формирующая функция. Не стоит считать общение между взрослым и ребенком обычным процессом передачи от первого ко второму набора знаний и навыков, усваиваемых механически. На самом деле это сложный процесс, в ходе которого происходит взаимное изменение, влияние и обогащение.

  3. Функция подтверждения помогает познать и утвердить себя. Человек занимается поиском опорной точки в другом человеке для того, чтобы утвердиться в своем существовании и ценности себя.

  4. Межличностная функция направлена на оценивание других людей и установление определенного рода эмоциональных отношений — они могут быть или позитивными или негативными.

  5. Внутриличностная функция чаще всего рассматривается как универсальный способ мышления человека.

  1. Какие виды общения существуют?

1) Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.

2) Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешения какого-либо внутреннего конфликта.

3) Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

4) Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае-потребности в общении.