Файл: Программа внеурочной деятельности В мире профессий по профориентационной направленности для учащихся 14 классов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Центральная основная общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«В мире профессий»
по профориентационной направленности
для учащихся 1-4 классов
срок реализации: 4 года
Учитель:
Склизкова Е.В.
учитель начальных классов
п. Центральный, 2022г
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» является частью профориентационного направления, создает условия для творческой самореализации личности ребенка, реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и расширяет содержание программ общего образования.
Программа составлена на основании следующих нормативных документов:
-
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; -
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; -
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; -
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; -
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; -
СП 2.4.3648-20; -
СанПиН 1.2.3685-21; -
Учебного плана по внеурочной деятельности МКОУ Центральной ООШ на 2022-2023 учебный год.
Программа рассчитана на пять лет (170 часов), на 34 часа в год (1 час в неделю), и предназначена для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Задачи программы:
-
формировать положительное отношение к труду и людям труда -
развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников. -
содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией
Общая характеристика программы «В мире профессий»
Программа внеурочной деятельности по профориентационному направлению «В мире профессий» состоит из четырёх модулей:
Первый модуль 1 класс :формирование знаний о труде, понимание значения труда для жизни общества и каждого человека
Второй модуль 2 класс: формирование творческого воображения, мышления, интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией
Третий модуль 3 класс: развитие интеллектуальных способностей, обогащение представлений о различных сторонах профессий;
Четвёртый модуль 4 класс: формирование у обучающихся чувства ответственности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности людей Кемеровской области.
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью Изучение программы внеурочной деятельности по профориентационному направлению «В мире профессий» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».
Описание места программы «В мире профессий» в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по профориентационному направлению «В мире профессий» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 ч. в год, 2-4 классы - 34 ч. в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «В мире профессий»
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
-
когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий; -
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; -
поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по профориентационному направлению «В мире профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
-
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. -
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. -
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. -
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
-
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). -
Слушать и понимать речь других. -
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). -
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. -
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Тематическое планирование занятий
1 класс
Дата | № | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Ресурсы, оборудова ние | |
Введение в мир профессий 5 ч | ||||||
| 1 | Зачем человек трудится? | 1 | Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» | Презентация Разрезные карточки с пословицами | |
| 2 | Какие профессии ты знаешь? | 1 | Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!» | Презентация | |
| 3 | Мир интересных профессий | 1 | Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. | Презентация | |
| 4 | Чем пахнут ремесла? | 1 | Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? | Презентация | |
| 5 | Кем я хочу стать? | 1 | Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» | Листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий | |
Профессии в школе 2 ч | ||||||
| 6 | Профессия - учитель | 1 | Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке» Конкурс загадок на тему «Школа» | Презентация — клип «Учитель» | |
| 7 | Профессия -библиотекарь | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку. | | |
Знакомство с различными профессиями 12 ч | ||||||
| 8-9 | Профессия - продавец | 2 | Разминка. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине» | Презентация Весы | |
| 10-11 | Профессия - парикмахер | 2 | Разминка. Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую | | |
| 12-13 | Профессия - повар | 2 | Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара . | | |
| 14-15 | Профессия - почтальон | 2 | Разминка. Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту. | | |
| 16-17 | Профессия - врач | 2 | Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице» | Презентация Халат врача, аптечка. | |
| 18-19 | Профессия - художник | 2 | Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник» | | |
Проект «Азбука профессий» 9ч | ||||||
| 20 | Организационное занятие. Предъявление заданий группам | 1 | Разминка. Коллективная работа: составление азбуки профессий. | | |
| 21-22 | Представление мини-проектов на буквы А-Д | 2 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д | | |
| 23 | Представление мини-проектов на буквы Е-К | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К | | |
| 24-25 | Представление мини-проектов на буквы Л-Р | 2 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р | | |
| 26-27 | Представление мини-проектов на буквы С-Я | 2 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я | | |
|
| Оформление результатов проекта | 1 | Создание папки «Азбука профессий». | | |
Профессия моих родителей 3ч | ||||||
| 29-30 | Кем работают мои родители? | 2 | Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» | | |
| 31 | Встреча с родителями | 1 | Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» | | |
Итоговые занятия 2 ч | ||||||
| 32 | Викторина «Что мы узнали?» | 1 | Разминка. Викторина «Что мы узнали?» | Презентация | |
| 33 | Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 | Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!» | |
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Темы | | | ||
Количество часов | Дата | Основные виды деятельности | |||
| | | | Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий, связанных с творчеством для всего общества.Работать с конструктором. Исследовать «Кто такой - дизайнер» Описать профессию дизайнера и его деятельности. Познакомиться с понятиями: эскиз, образ, модель, узоры и др.. Участвовать в мини-проектах: «Я хочу стать дизайнером», «Самый классный - классный уголок», «Фигурки из цветов». Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о профессиях: скульптор, парфюмер, портной, повар, парикмахер, реставратор, иллюстратор и др.. Выполнить творческие проекты: «Маленькая фея», «Новая жизнь- старым вещам», «Компьютерная иллюстрация». Преобразовывать извлечённую информацию о профессиях: художника, дирижёра, композитора, писателя, поэта в соответствии с заданием. Выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка, компьютерной презентации. Читать вслух и про себя тексты художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в тексте. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, сыграть пьесу «Серый волк». Применить полученные знания и умения на уроках в жизни. Исследовать «Как стать фотографом». Разучить игру «Весёлый фотограф». Участвовать в мини-проекте «Снимок другу» Применить полученные знания и умения на уроках в жизни. Подготовить компьютерную презентацию «Профессии, связанные с творчеством». Выполнить творческий проект «Кем и каким я хочу стать» | |
1 | Мы построим новый дом | 1 | | ||
2 | Кто такой - дизайнер | 1 | | ||
3 | Самый классный - классный уголок | 1 | | ||
4 | Как составить букет | 1 | | ||
5 | Фигурки из цветов | 1 | | ||
6 | Кто такой скульптор | 1 | | ||
7 | Лепка из глины | 1 | | ||
8 | Маленькая фея. Как придумать аромат | 1 | | ||
9 | Кто шьёт новую одежду. | 1 | | ||
10 | Вкусная профессия. Кто готовит нам обед | 1 | | ||
11 | Моя мама - парикмахер | 1 | | ||
12 | «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам | 1 | | ||
13 | Кто украшает книжку. | 1 | | ||
14 | Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация | 1 | | ||
15 | Кто рисует картины | 1 | | ||
16 | Художники - детям | 1 | | ||
17 | Когда возникла музыка. Музыканты оркестра | 1 | | ||
18 | Кто сочиняет музыку | 1 | | ||
19 | Композиторы - детям | 1 | | ||
20 | Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра | 1 | | ||
21 | Как стать писателем. Проба пера | 1 | | ||
22 | Писатели - детям | 1 | | ||
23 | Как рождаются стихи. Про поэтов. | 1 | | ||
24 | Поэты – детям | 1 | | ||
25 | Профессия - режиссёр | 1 | | ||
26 | Кукольный театр. Сыграем пьесу. | 1 | | ||
27 | Я хочу танцевать. Как стать танцором | 1 | | ||
28 | Кто придумывает танцы | 1 | | ||
29 | Танцевальная жемчужина. | 1 | | ||
30 | Кто пишет статьи в газету | 1 | | ||
31 | Репортаж с места событий | 1 | | ||
32 | Что делает фотограф | 1 | | ||
33 | Фотография другу | 1 | | ||
34 | Итоговое повторение | 1 | |