Файл: Программа внеурочной деятельности В мире профессий по профориентационной направленности для учащихся 14 классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Центральная основная общеобразовательная школа




ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«В мире профессий»

по профориентационной направленности

для учащихся 1-4 классов

срок реализации: 4 года
Учитель:

Склизкова Е.В.

учитель начальных классов


п. Центральный, 2022г
Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» является частью профориентационного направления, создает условия для творческой самореализации личности ребенка, реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и расширяет содержание программ общего образования.

Программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  3. Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

  4. Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  5. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

  6. СП 2.4.3648-20;

  7. СанПиН 1.2.3685-21;

  8. Учебного плана по внеурочной деятельности МКОУ Центральной ООШ на 2022-2023 учебный год.

Программа рассчитана на пять лет (170 часов), на 34 часа в год (1 час в неделю), и предназначена для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы.

Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Задачи программы:

  • формировать положительное отношение к труду и людям труда

  • развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.

  • содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией



Общая характеристика программы «В мире профессий»
Программа внеурочной деятельности по профориентационному направлению «В мире профессий» состоит из четырёх модулей:

Первый модуль 1 класс :формирование знаний о труде, понимание значения труда для жизни общества и каждого человека

Второй модуль 2 класс: формирование творческого воображения, мышления, интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией

Третий модуль 3 класс: развитие интеллектуальных способностей, обогащение представлений о различных сторонах профессий;

Четвёртый модуль 4 класс: формирование у обучающихся чувства ответственности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности людей Кемеровской области.

Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов  и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью Изучение программы внеурочной деятельности по профориентационному направлению «В мире профессий» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».

Описание места программы «В мире профессий» в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по профориентационному направлению «В мире профессий» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 ч. в год, 2-4 классы - 34 ч. в год.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «В мире профессий»
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

  • когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;

  • мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

  • поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по профориентационному направлению «В мире профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).




Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Тематическое планирование занятий

1 класс


Дата



Тема занятия

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Ресурсы, оборудова

ние

Введение в мир профессий 5 ч




1

Зачем человек трудится?

1

Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»

Презентация

Разрезные карточки с пословицами




2

Какие профессии ты знаешь?

1

Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.

Игра «Угадай профессию!»

Презентация




3

Мир интересных профессий

1

Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.

Презентация




4

Чем пахнут ремесла?

1

Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?

Презентация




5

Кем я хочу стать?

1

Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

Листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий

Профессии в школе 2 ч




6

Профессия - учитель

1

Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель?

Сценка «На уроке»

Конкурс загадок на тему «Школа»

Презентация — клип «Учитель»




7

Профессия -библиотекарь

1

Экскурсия в школьную библиотеку.




Знакомство с различными профессиями 12 ч




8-9

Профессия - продавец

2

Разминка. Заочное путешествие в магазин.

Сюжетно-ролевая игра «В магазине»

Презентация
Весы




10-11

Профессия - парикмахер

2

Разминка. Знакомство с профессией парикмахера.

Экскурсия в парикмахерскую








12-13

Профессия - повар

2

Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара .







14-15

Профессия - почтальон

2

Разминка. Знакомство с профессией почтальона.

Экскурсия на почту.







16-17

Профессия - врач

2

Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице»

Презентация

Халат врача, аптечка.




18-19

Профессия - художник

2

Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник»




Проект «Азбука профессий» 9ч




20

Организационное занятие. Предъявление заданий группам

1

Разминка.

Коллективная работа: составление азбуки профессий.








21-22

Представление мини-проектов на буквы А-Д

2

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д







23

Представление мини-проектов на буквы Е-К

1

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К







24-25

Представление мини-проектов на буквы Л-Р

2

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р







26-27

Представление мини-проектов на буквы С-Я

2

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я







  1. 228

Оформление результатов проекта

1

Создание папки «Азбука профессий».




Профессия моих родителей 3ч




29-30

Кем работают мои родители?

2

Защита мини-проектов «Профессия моих родителей»







31

Встреча с родителями

1

Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»




Итоговые занятия 2 ч




32

Викторина «Что мы узнали?»

1

Разминка. Викторина «Что мы узнали?»

Презентация




33

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1

Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!»






Тематическое планирование

2 класс



п/п

Темы







Количество часов

Дата

Основные виды деятельности













Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий, связанных с творчеством для всего общества.Работать с конструктором.

Исследовать «Кто такой - дизайнер»

Описать профессию дизайнера и его деятельности. Познакомиться с понятиями: эскиз, образ, модель, узоры и др.. Участвовать в мини-проектах: «Я хочу стать дизайнером», «Самый классный - классный уголок», «Фигурки из цветов».

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о профессиях: скульптор, парфюмер, портной, повар, парикмахер, реставратор, иллюстратор и др..

Выполнить творческие проекты: «Маленькая фея», «Новая жизнь- старым вещам», «Компьютерная иллюстрация».

Преобразовывать извлечённую информацию о профессиях: художника, дирижёра, композитора, писателя, поэта в соответствии с заданием. Выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка, компьютерной презентации.

Читать вслух и про себя тексты художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в тексте.

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, сыграть пьесу «Серый волк».

Применить полученные знания и умения на уроках в жизни.

Исследовать «Как стать фотографом». Разучить игру «Весёлый фотограф». Участвовать в мини-проекте «Снимок другу»

Применить полученные знания и умения на уроках в жизни. Подготовить компьютерную презентацию «Профессии, связанные с творчеством».

Выполнить творческий проект «Кем и каким я хочу стать»

1

Мы построим новый дом

1




2

Кто такой - дизайнер

1




3

Самый классный - классный уголок

1




4

Как составить букет

1




5

Фигурки из цветов

1




6

Кто такой скульптор

1




7

Лепка из глины

1




8

Маленькая фея. Как придумать аромат

1




9

Кто шьёт новую одежду.

1




10

Вкусная профессия. Кто готовит нам обед

1




11

Моя мама - парикмахер

1




12

«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам

1




13

Кто украшает книжку.

1




14

Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация

1




15

Кто рисует картины

1




16

Художники - детям

1




17

Когда возникла музыка. Музыканты оркестра

1




18

Кто сочиняет музыку

1




19

Композиторы - детям

1




20

Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра

1




21

Как стать писателем. Проба пера

1




22

Писатели - детям

1




23

Как рождаются стихи. Про поэтов.

1




24

Поэты – детям

1




25

Профессия - режиссёр

1




26

Кукольный театр. Сыграем пьесу.

1




27

Я хочу танцевать. Как стать танцором

1




28

Кто придумывает танцы

1




29

Танцевальная жемчужина.

1




30

Кто пишет статьи в газету

1




31

Репортаж с места событий

1




32

Что делает фотограф

1




33

Фотография другу

1





34

Итоговое повторение

1