Файл: Е. Чарушин Страшный рассказ. 2 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ». 2 класс
Цель: развитие умения работы над художественным текстом.

Задачи:

  • познакомить детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина;

  • развивать навыки чтения, связную монологическую речь учащихся;

  • развивать умение анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;

  • содействовать развитию коммуникативной компетенции учащихся;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к животным.


Предметные результаты:

  • Продолжить формирование типа правильной читательской деятельность;

  • Совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух;

  • Совершенствовать приемы выразительного чтения;

  • Развивать умения объяснять логические значения слов: сени, чулан, клеть осознанно использовать их при пересказе.


Личностные результаты:

  • Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;

  • Воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;

  • Воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»;

  • Умение анализировать свой поступок.


Метапредметные:

  1. Регулятивные:

  • Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;

  • Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.

  1. Познавательные:

  • Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;

  • Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;

  • Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;

  • Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;

  • Развивать умения ставить вопросы по тексту и спрогнозировать ответ и найти ответ на вопрос;

  1. Коммуникативные:

  • Развивать умение участвовать в диалоге при раскрытии идеи произведения и подготовке ответа на проблемный вопрос; вырабатывать общую позицию по теме обсуждения;

  • Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;

  • Развивать умения задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного; развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.


Методы обучения:

1. По виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);

  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

  • практические (работа с карточками).

2. По виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Ход урока

I. Организационный момент(слайд 1)

 Уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки,   то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.

Проверка домашнего задания

3. Проверка домашнего задания

Рисунок на понравившийся сюжет из произведения с пересказом рассказа М. Пришвина «Ребята и утята».
II. Речевая разминка.

И, как всегда, начнем урок с речевой разминки.

Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский

- познакомьтесь (прочитать глазками);

- прочитайте шепотом;

- прочитайте медленно;

- прочитайте быстро.

III.Актуализация знаний. Постановка целей урока.

3.1. - О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)

- Какими предложениями насыщено стихотворение?

- Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну, загадку)

- Как ответите на вопросы Сергея Погореловского:

  • Кто в глуши твоей таится?

  • Что за зверь? Какая птица?

3.2. - Да, ребята, вы много назвали животных, но лишь один из них является героем нашего произведения (назвали много животных, но одного забыли), а кто он вы узнаете , когда выполните задание в парах.

- Возьмите карточки розового цвета. Приступайте к выполнению задания (разгадывают ребусы, в итоге у всех должно получиться слово ЕЖ или ЕЖИК). (слайд , приложение 1)

- Обоснуйте свое решение.

- Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – еж.

3.3. - Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого возьмите карточки голубого цвета.

Л.Н. Толстой

“Филипок”

М.М. Пришвин

“Страшный рассказ”

И.Пивоварова

“Ребята и утята”

Е.И. Чарушин

“Жила-была собака...”


- Обозначьте произведения и авторов, ранее нами изученные. Приступайте к выполнению задания. (слайд 6)

- Обоснуйте свой ответ, установив связь между произведением и автором. (работа со слайдом 6)

- Значит, тема нашего урока будет... (работа со слайдом 6) (“Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин)

3.4. - Какие задачи мы для себя определим используя опорные слова? (

- Познакомиться... (работа со слайдом 7(со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

- Учиться правильно... (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”).

- Проанализировать... (новое произведение).

IV. Работа по теме урока.

4.Постановка темы и целей урока.

- Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека?

- Кто он может быть по профессии? (Писатель).

Это портрет Евгения Ивановича Чарушина, детского писателя.

Е.И. Чарушин родился 29 октября 1901 года в г. Вятке (сейчас это город Киров). Мать с детства прививала маленькому Жене любовь к животным. Он вместе с мамой выкармливал уток, цыплят, индюшат, ухаживал за ними, лечил птицу с перебитым крылом, ухаживал за своим любимым трёхногим псом Бобкой и, живя в деревенском доме, мечтал даже воспитывать жирафа. Так проходило его детство.
-Какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших).

- Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они? (О животных)

–Сегодня мы познакомимся из этого раздела с одним из произведений Чарушина. Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка, рассказ?)

- О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О животном)

Работа с текстом до чтения:

Учитель - Зря страницы не листай!

Дети - Где закладка - открывай!

Откройте учебник на странице 136.
- Давайте прочитаем, как Е. Чарушин назвал свой рассказ.

От какого слова образовано слова страшный? (страх)

- Что такое страх?

- Было ли вам когда-нибудь страшно?

- Предположите, о чём будет это произведение.

Но прежде чем узнаем что же произошло с нашим героем.  Закроем глазки

Работа с текстом во время чтения:

«Чтение вслух с остановками
». Игра "Эстафета" (начинает учитель, передает эстафету другому ученику, затем ученик передает другому ученику и т.д.)

После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

- Почему мальчики остались одни?

- Для чего автор описывает место, где происходило событие? (Чтобы мы лучше могли представить состояние мальчиков)

- Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки)

-Кто по стене может ползать?

- Как вы думаете, дети сразу уснули?

Давайте узнаем.

Словарная работа (по ходу чтения):

- Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.)

-Как бы вы повели себя на месте мальчиков?

- Как повели себя мальчики? Прочитайте.

- Почему мальчики спрятались?

-Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)

- И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Какой вопрос хочется задать автору? ( Кто напугал мальчиков?)

Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.

- Кто испугал ребят? (Ёжик)

- Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой.

Прочитаем вслух цепочкой. Чтение двух абзацев цепочкой с остановками.

Да это ёжик!

Как мы будем читать это предложение?

Выберите варианты:

Радость, грусть, испуг, удивление, злость, облегчение

- Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?

(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нуженлес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)

- Почему ёж навестил ребят ночью? (Ночной житель)

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного.

- Мы немного отдохнули, а теперь вернемся к нашему произведению.

Работа с текстом.

Работа с текстом после прочтения:

- Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите.
(Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером)

-Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

- Соответствует ли название рассказа его содержанию?
Проблемный вопрос: - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).

- Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? Найдите эти строки в тексте.

- Какое языковое средство использует автор? (диалог)

- Что такое диалог?

- Сколько участников нам понадобится, чтобы прочитать его? (два мальчика и автор). Подготовьте чтение в паре, а слова автора буду читать я.

- Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим:

ТОН – спокойный или взволнованный

ТЕМП – быстро, медленно или не спеша

ГРОМКОСТЬ – тихо или громко

Чтение диалога по ролям.

- Какой группе удалось лучше передать переживания ребят?
- Как же автор относится к своим героям?

(Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались поборотьсвой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) Что такое смелость?

Смелость – это способность перебороть страх.

- Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль?
7.Рефлексия

Составление коллективного синквейна «Ёжик»

Ёжик

Круглый, колючий.

Пыхтит, шуршит, топает.

Ёжик охотится по ночам.

Хищник.

Подведем итог нашего урока и выставим оценки. Откройте дневники

Встаньте те кто….

  • давал полные и правильные ответы на вопросы;

  • не допускал ошибок при чтении;

  • был внимателен и сосредоточен;

  • использовал для ответа знания, полученные на других уроках;

Встаньте те кто допускал ошибки при чтении ……..
- Где бы вы могли найти и прочитать другие произведения Е. И. Чарушина?

X. Домашнее задание. страницы учебника 136-138 – читать; составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.

По желанию:

  • подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки;

  • найти и прочитать русскую народную сказку “Пых”.

Говорю СПАСИБО за работу на уроке.