Файл: Тема Нормативноправовое обеспечение инклюзивной практики в образовательных организациях в рамках фгос для детей с овз.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. «Нормативно-правовое обеспечение инклюзивной практики в образовательных организациях в рамках ФГОС для детей с ОВЗ»
Задание 1
-
Дайте определение понятию ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является важнейшим правовым актом, устанавливающим определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность образовательных организаций, осуществляющих образование детей с РАС; представляет собой совокупность обязательных требований к общему образованию разных групп детей (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами).
-
Какова Ваша осведомлённость об основных направлениях работы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом НОО обучающихся с ОВЗ?
Личностное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в форме следующих программ обучения: индивидуальной, дополнительной; в форме практик: профессионально-педагогической; а также проведение различных спец. мероприятий.
Я также применяю на уроках методические приемы для обучения детей с ОВЗ: строго слежу за дозировкой содержания учебного материала, делю большие задания, поэтапно разъясняю задания, ученик последовательно выполняет этапы задания с обязательным контролем каждого этапа.
Ход моего урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему. Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала веду фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.
Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для учеников (дифференцированные индивидуальные карточки, упражнения из учебника, тексты на доске, на слайдах презентации).
Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраиваю по следующей структуре (например): учащиеся с ОВЗ работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время я работаю с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и детям с ОВЗ) или пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы, я провожу работу с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, решения примеров касающихся темы предыдущего урока. Далее я объясняю новый материал всем учащимся. После этого предлагается выполнить практическое задание дифференцированного характера
При работе с карточками для детей с ОВЗ использую: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой); присутствует постоянное речевое сопровождение с моей стороны, я проговариваю само задание (т.е., что мы будем делать, как будем выполнять задание) – ребенок проговаривает задание после меня; здесь моя речь не насыщенная, а краткая и четкая, т.к. речевая информация усваивается этими детьми в малом объеме.
Само задание ребёнок выполняет пошагово по инструкции, проверяем вместе; учитываю ошибки, которые он допустил и озвучиваю их
Методы и приёмы, которые я использую:
-
словесный метод; -
наглядный метод; -
методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя; -
методы контроля (как устный, так письменный); -
методы самоконтроля и взаимоконтроля; -
дифференцированная работа. -
работа в группах
-
На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ?
Готова. Так как пройдены различные курсы по инклюзивному образованию. На практике затруднений не возникало.
-
Какими источниками информации Вы пользуетесь для методической подготовки к внедрению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ?
-
Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы внедрения ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ. -
Особенности финансово-экономического обеспечения образовательных организаций в рамках внедрения ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ. -
Рекомендации по решению вопросов кадрового обеспечения реализации адаптированных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ. -
Рекомендации по совершенствованию материально-технического и информационного обеспечения реализации адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ. -
Примерный перечень основных мероприятий, проводимых образовательной организацией по подготовке к внедрению ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ.
-
Какая помощь Вам необходима для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ?
Ответ: рекомендации по разработке и реализации содержательного раздела АООП НОО обучающихся с РАС в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Задание 2
Составьте список действующих нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность учителя с детьми с ОВЗ?
Международные правовые акты по защите прав ребенка:
-
Конвенция о правах ребёнка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г., ратифицированная Верховным советом СССР 13.06.1990; -
Декларация прав ребёнка Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959; -
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990; -
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985г. (Пекинские правила и др.); -
Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 9.12.1975);
Федеральные документы:
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; -
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; -
Постановление от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -
Приказ Минздрава России от 30.06.2016 N 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»; -
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; -
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; -
Распоряженеие Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; - Методическими рекомендациями «Об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации», утвержденными заместителем Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной 14 октября 2019 г. и первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Т.В. Яковлевой 17 октября 2019 г.; -
Письмо Минпросвещения России от 24 ноября 2021 г. № 2121/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с методическими рекомендациями «Об организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью»); -
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 августа 2015 г. N ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»; -
Инструктивно-методические письмо Министерства образования и науки Самарской области от 23.08.2016 №815-ту «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов»; -
Инструктивно-методические письмо Министерства образования и науки Самарской области от 24.08.2017 №711-ту «Об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Самарской области».
Ведомственные документы:
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г.№ 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»; -
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 13.12.2013 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г.№ 30067); -
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015; -
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г.№ 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2014 г.№ 31823); -
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 « Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; -
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 15.10. 2014 г. № 1322 «Об утверждении Типового положения об учебнометодических объединениях в системе общего образования»; -
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 3.04.2003г. №27/2722-6. «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»; -
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.06.2003 г. №28-51-513/16. «Методические рекомендации по психологопедагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»; -
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008г. №АФ-150/06. «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами»; -
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»; -
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 -
Материалы заседания координационной группы по вопросу введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Опубликовано:7 ноября 2016 года, -
Письмо Минобрнауки России от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» -
Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 гг. -
Письмо Минобрнауки России от 19 февраля 2016 г. № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ» -
Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» -
Письмо Минобрнауки России от 13 ноября 2015 г. № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций» -
Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» -
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" -
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" -
Примерные адаптивные основные общеобразовательные программы: - для глухих детей - для слабослышащих и позднооглохших детей - для слепых детей - для слабовидящих детей - для детей с тяжелыми нарушениями речи - для детей в нарушением опорно-двигательного аппарата - для детей с задержкой психического развития - для умственно отсталых детей - для детей с расстройствами аутистического спектра. -
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 г. №ВК-452/07 « О введении ФГОС ОВЗ»; •Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015г. №26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"; -
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г., регистрационный номер 18638); -
Письмо Минобрнауки России от 8 августа 2011 г. № 03-495 "О вступлении в силу приказа Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н" (в приложении - приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н "О внесении изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", зарегистрирован в Минюсте России 1 июля 2011 г., регистрационный номер 21240) Р
Региональные документы Самарской области:
-
Закон Самарской области от 22 декабря 2014 г. № 133-ГД «Об образовании в Самарской области» (принят Самарской губернской Думой 9 декабря 2014 года). -
Закон Самарской области от 7 мая 2008 г. № 46-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по воспитанию и обучению детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях» (принят Самарской Губернской Думой 22 апреля 2008 г.). -
Государственная программа Самарской области «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области на 2015-2020 годы», утверждена постановлением Правительства Самарской области от 21 января 2015 года № 6, в ред. постановления Правительства Самарской области от 29 октября 2015 года № 686. -
Постановление Правительства Самарской области от 14 ноября 2014 г. № 692 «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Самарской области на 2014-2017 гг.» -
Постановление Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. № 671 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Доступная среда в Самарской области на 2014-2015 гг.» (с изменениями на 12 24 июля 2015 г., в ред. постановления Правительства Самарской области № 457). -
План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Самарской области (утвержден распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 22 сентября 2015 г. № 609-р). -
Приказ министерства образования и науки Самарской области № 414- од и министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области № 697 от 31 декабря 2014 г. «О создании в Самарской области психолого-медико-педагогических комиссий». -
Приказ министерства образования и науки Самарской области и министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 20.05.2015 №160-од/255 «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Самарской области № 414-од и министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области № 697 от 31 декабря 2014 г. «О создании в Самарской области психолого-медико-педагогических комиссий». -
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Самарской области, утвержден приказом министерства образования и науки Самарской области от 04 сентября 2014 года № 276-од. -
Порядок организации дистанционного образования детей-инвалидов, находящихся на индивидуальном обучении, в Самарской области (утвержден распоряжением министерства и науки Самарской области от 10.05.2011 № 411-р, согласован министерством здравоохранения и социального развития 13 Самарской области от 22.04.2011 № МЗСР-30/548 и министерством имущественных отношений Самарской области от 20.04.2011 № МИО12/1210. -
Порядок передачи детям-инвалидам и инвалидам, обучавшимся индивидуально на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях Самарской области, компьютерного оборудования для получения профессионального образования, утвержден распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 5 июня 2013 г. № 306-р.