Файл: Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конечно, в АСУ тоже имеются ограничения на время получения ответа от компьютера на запросы пользователей. Но эти ограничения не такие жесткие, как в автоматических системах. Часто в автоматизированных системах управления в качестве подсистемы присутствуют ИПС (информационно-поисковые системы). Крупные АСУ обеспечивают управление предприятиями, энергосистемами и даже целыми отраслями производства.
-
Обучающие системы на базе компьютера – вид ИС. Простейший вариант такой системы — обучающая программа на ПК, с которой пользователь работает в индивидуальном режиме. Существует множество таких программ практически по всем школьным предметам и ряду курсов профессионального обучения. Более сложными являются системы, использующие возможности компьютерных сетей.
Наиболее сложными и масштабными обучающими системами являются системы дистанционного обучения, работающие в глобальных сетях.
Дистанционное образование называют образованием XXI века. Уже существуют дистанционные отделения при многих ведущих вузах страны, формируется международная система дистанционного образования. Такие системы открывают доступ к качественному образованию для всех людей, независимо от их места жительства, возраста, возможных физических ограничений. Высокоскоростные системы связи в сочетании с технологией мультимедиа позволяют организовывать обучение в режиме реального времени (on line), проводить дистанционные лекции, семинары, конференции, принимать зачеты и экзамены.
-
Экспертные системы – основаны на моделях знаний в определенных предметных областях. Экспертные системы относятся к разделу информатики, который называется «Искусственный интеллект». Экспертная система заключает в себе знания высококвалифицированного специалиста в определенной предметной области и используется для консультаций пользователя, для помощи в принятии сложных решений, для решения плохо формализуемых задач. Примерами проблем, которые решаются с помощью экспертных систем, являются: установление диагноза больного; определение причин неисправности сложной техники (например, космического корабля); рекомендации по ликвидации неисправности; определение вероятных последствий принятого управляющего решения и т. д. Подобно ИПС, экспертные системы часто входят в состав АСУ в качестве подсистем.
Существуют еще геоинформационые системы (ГИС), автоматизированные системы научных исследований (АСНИ), системы автоматизации проектирования (САПР) и другие.
6) Классификация по охвату задач (масштабности)
-
Персональная ИС предназначена для решения некоторого круга задач одного человека. -
Групповая ИС ориентирована на коллективное использование информации членами рабочей группы или подразделения. -
Корпоративная ИС в идеале охватывает все информационные процессы целого предприятия, достигая их полной согласованности, безизбыточности и прозрачности. Такие системы иногда называют системами комплексной автоматизации предприятия.
III. Процессы в информационной системе и их автоматизация
Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы (рис.), состоящей из блоков:
-
ввод информации из внешних или внутренних источников; -
обработка входной информации и представление ее в удобном виде; -
вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему; -
обратная связь – это информация, переработанная людьми данной организации для к оррекции входной информации.
Свойства АИС
-
Сложность. Определяется количеством входящих в нее компонентов, их структурных связей и динамичности изменения. -
Делимость. Означает, что система состоит из ряда автономных подсистем, имеющих свои цели и задачи. -
Целостность. Функционирование всех подсистем системы подчинено единой цели. -
Системный подход при построении. Любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем. -
Адаптивность, динамичность и развитие.
Структура АИС
На рис.2 представлена структура АИС.
Рис.2. Структура АИС
Информационные технологии (ИТ) – инфраструктура, обеспечивающая реализацию информационных процессов.
ИТ
– это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных параметров управления.
Функциональные подсистемы и приложения (ФП) – специализированные программы по обработке и анализу информации с целью подготовки документов и принятия решений в конкретной функциональной области на базе ИТ.
Цель ФП – обеспечить рабочий процесс с четко определенным множеством входной и выходной информации (например, учет сдельной зарплаты).
Управление ИС – компонент, который обеспечивает взаимодействие ИТ, ФП и связанных с ними специалистов, развитие их в течение жизненного цикла ИС.
Пользователи АИС
Пользователей АИС можно разделить на 4 категории.
-
Администратор системы – специалист, отвечающий за эксплуатацию системы, обеспечение ее работоспособности, определение, загрузку, защиту и эффективность работы банка. -
Прикладные программисты – занимаются разработкой программ для решения прикладных программ, реализации запросов к БД. -
Системные программисты – осуществляют поддержку ИС и обеспечивают ее работоспособность, разрабатывают и сопровождают базовое программное обеспечение компьютеров (операционных систем, СУБД, трансляторов, сервисных программ общего назначения). -
Конечный пользователь (потребитель информации) – лицо или коллектив, в интересах которых работает ИС. Он работает с ИС повседневно, связан с ограниченной областью деятельностью, не является программистом. Например, это может быть маркетолог, бухгалтер, финансовый менеджер, руководитель подразделения и др.
АИС включают в себя множество АРМ специалистов, средства коммуникации и обмена информацией, другие средства и системы, позволяющие автоматизировать работу персонала.
Контрольные вопросы
-
Что такое информационная система? -
Назовите структуру информационной системы. -
Как классифицируются информационные системы? -
Что такое автоматизированная информационная система (АИС)? -
Структура АИС?