Файл: Занятие по м. Е. Физиология высшей нервной деятельности контрольные вопросы Врожденная форма поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), их значение для приспособительной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО М.Е. 2.3. – ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ
НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Контрольные вопросы:
1.
Врожденная форма поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), их значение для приспособительной деятельности.
2.
Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Закономерности образования и проявления условных рефлексов. Классификация условных рефлексов.
3.
Физиологические механизмы образования рефлексов.
Их структурнофункциональная основа. Развитие представлений И.П.Павлова о механизмах формирования временных связей.
4.
Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий.
Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков.
5.
Архитектура целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональной системы П.К.Анохина.
6.
Мотивации. Классификация мотиваций, механизм их возникновения.
7.
Роль этапа принятия решения в формировании функциональной системы поведения.
8.
Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности, их классификация и характеристика.
9.
Физиологические механизмы сна. Фаза сна. Теории сна.
10.
Учение И.П.Павлова о I и II сигнальных системах.
11.
Торможение в высшей нервной деятельности. Виды коркового торможения. Современные представления о механизмах торможения.
12.
Особенности восприятия у человека. Внимание. Значение работ
И.П.Павлова и А.А.Ухтомского для понимания физиологических механизмов внимания. Физиологические корреляты внимания.
13.
Память и ее значение в формировании целостных приспособительных реакций.
14.
Биологическая роль эмоций. Теории эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. Виды и роль эмоций в возникновении психосоматических заболеваний у человека.
15.
Роль эмоций в целенаправленной деятельности человека.
Эмоциональное напряжение (эмоциональный стресс) и его роль в формировании психосоматичиских заболеваний организма.
16.
Речь, функции речи. Функциональная ассиметрия коры больших полушарий, связанная с развитием речи у человека. Внушение, самовнушение, психотерапия.
17.
Физиологические подходы к изучению процесса мышления. Образное и вербальное мышление.
18.
Целенаправленная деятельность как мотивационно-детерминированная форма поведения.
19.
Роль социальных и биологических мотиваций в формировании целенаправленной деятельности человека.
20.
Адаптация, ее виды, фазы и критерии. Механизмы развития.
Резистентность. Понятие о перекрестной резистентности и сенсибилизации.
Профильные вопросы.
1.
Характеристика электроэнцефалограммы человека в условиях естественного и наркотического сна.
2. Физиологическое значение "быстрого" и "медленного" сна.
3. Кортико-висцеральная теория и ее применение в клинике. Внушение и самовнушение.
4. Физиологические основы гипнотических состояний.
5. Психофизиологические методы изучения деятельности мозга и их значение для клинической практики.
6. Изменения ВНД у пожилых и старых людей. Особенности внимания, восприятия, памяти, эмоций, мышления.
7. Особенности сна и бодрствования в пожилом возрасте.
8. Особенности изменения вегетативных и соматических функций в организме, связанные с физическим трудом и спортивной деятельностью.
Физическая тренировка, ее влияние на работоспособность человека.
9. Особенности умственного труда. Нервные, вегетативные и эндокринные изменения при умственном труде. Роль эмоций в процессе умственной деятельности.
10. Особенности трудовой деятельности человека в условиях современного производства.
Физиологическая характеристика труда с нервно- эмоциональным и умственным напряжением.
11. Физическая и умственная работоспособность и утомление в процессе целенаправленной деятельности человека. Особенности физического, двигательного и умственного утомления
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
1. Методы исследование различных видов памяти.
2. Тестирование по Айзенку.
3. Тест Спилбергера-Ханина