Файл: Теория справедливости адамсона Щёкин Даниил Андреевич.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теория справедливости адамсона

Щёкин Даниил Андреевич


Создателем теории справедливости является социальный психолог Джон Стейси Адамс, изучавший поведение и рабочую среду в компании «Дженерал Электрик». На основании этих исследований, 1963 году, и была сформулирована теория справедливости. Данная теория, также как и теория ожиданий Виктора Врума, относится к теориям мотивации персонала.

Данная теория была основана на утверждении о том, что люди субъективно оценивают соотношение затраченных усилий и полученных вознаграждений, при этом проводят сравнение этого соотношения с показателями других людей, которые выполняли аналогичную работу. От того, как себя чувствую люди, зависит их уровень мотивации. Если человек чувствует душевный подъем, то работать он будет эффективнее. Поэтому чувство справедливости зависит от результата сравнения своего вознаграждения, с вознаграждением других людей в похожей ситуации.

Эта теория использует четыре важных термина

  • Личность - человек, воспринимающий справедливость и несправедливость.
  • Эталон для сравнения - любой человек или группа людей, используемые личностью как эталон при рассмотрении отношения вкладов и результатов.
  • Вклады - характеристики личности, вложенные ею в дело. Они могут быть приобретенными (например, навыки, опыт знания) или просто приписанными (например, возраст, пол, национальность).
  • Результаты (отдача) - это то, что личность получила, выполнив работу (например, признание, доля в прибылях, зарплата).

В своей теории Адамс ввел понятия «вход» и «выход» и необходимость баланса между ними.

Вход – это то, что работник приносит своей организации.

«Вход» и «выход»

Типичные входы и выходы в теории справедливости

Практические способы решения проблемы возникновения у сотрудников чувства несправедливой оценки их труда:


  • необходимо создать систему открытого распространения информации о всех принимаемых решениях;
  • необходимо придерживаться последовательных и справедливых процедур;
  • должна существовать ясная система оплаты труда, отвечающая на вопрос о том, какие факторы определяют величину оплаты;
  • сохранение сумм выплат в тайне;
  • необходимо регулярно проводить исследования с целью выяснения, как оценивается работниками вознаграждение, считают они его справедливым или нет.

Практическое доказательство теории Адамса

Важность этой теории в управлении, определяется тем, что руководитель должен понимать: улучшая условия одного сотрудника, он может понизить уровень мотивации другого сотрудника. А значит все решения руководителя должны быть взвешены и рассмотрены с точки зрения справедливости соотношения результат/вознаграждение.

Обобщая, можно сказать, что уровень мотивации напрямую зависит от ощущаемого неравенства по сравнению с референтными другими, однако, стоит учесть, что для некоторых индивидов, даже небольшое неравенство может вызывать резкое снижение мотивации, что в свою очередь может привести к враждебности.

Любой работник, независимо от занимаемой им должности, рассчитывает на соответствие затраченных усилий и полученного вознаграждения. В этом и состоит теория справедливости С. Адамса.

*Человек, считающий, что ему несправедливо недоплачивают, относится к работодателю соответствующим образом. Его взгляды распространяются и на коллег. *Если человеку переплачивают за работу, он испытывает некое чувство вины. Он считает, что на него возложили слишком много надежд. Компания несет определенные убытки, выплачивая большее, чем нужно вознаграждение. А неудовлетворенный работник разлагает дисциплину, плохо влияет на других сотрудников. В этом и состоит основная идея теории Адамса о справедливости к работникам.

Вывод