Файл: Определение идейнотематической основы произведения тема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Определение идейно-тематической основы произведения»
ТЕМА – постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Она характеризует содержательный слой представления (праздника). Тема отвечает на жизненно важный вопрос «О чём?», требующий своего размышления и разрешения. Тема является выражением национальных особенностей, жизни той или иной эпохи, периода времени. Тема – это объект изображения, круг жизненных явлений, отражаемых автором и скреплённых воедино авторским замыслом.

Тема подчинена 4 законам:

  1. актуальность (всегда и в данный момент);

  2. конкретность (в репликах героев, например);

  3. злободневность (проблема в данный момент);

  4. объективность (существует независимо от нас, мы не влияем на ее существование).

Чтобы определить тему, необходимо ответить на вопросы: Что? Где? Когда? Формулировать тему нужно конкретно.

Пример:

Тема: роль игровой деятельности в современной праздничной культуре/ темой данного выступления является значение роли игровой деятельности в современной праздничной культуре.
ИДЕЯ – основная главная мысль художественного произведения; эстетически обобщённая авторская мысль, отражающая определённую концепцию мира и человека. Идея составляет целостно-идеологический аспект художественного произведения и является наряду с темой одним из элементов художественного содержания. Идея – не отвлечённая мысль, а живое конкретное осуществление смысла в художественном образе.

(«С идеями не носятся по сцене, — с идеями уходят из зала» В. Маяковский)

Очень важно, чтобы режиссёр, работая над постановкой, в которой тема и идея находятся в единстве и гармонии, не превратил ее на сцене в «голую абстракцию», лишённую реальной жизненной опоры. А это легко может случиться, если идейное содержание представления он «оторвёт» от конкретной темы, от тех жизненных условий, фактов и обстоятельств, которые лежат в основе сделанных автором обобщений. Для того чтобы эти обобщения прозвучали убедительно, необходимо, чтобы тема была реализована во всей ее жизненной конкретности.


Поэтому так важно уже в самом начале работы точно определить тему постановки, избегая при этом всякого рода абстрактных определений, таких, как: любовь, смерть, добро, ревность, честь, дружба, долг, человечность, справедливость и т. д.

Идея условно отвечает на вопрос: Что хотел сказать автор? Идея – это конкретная мысль, вывод, итог.

Пример:

Идея: всегда в хорошем поступке есть, и доброта и сила для его свершения/ идей произведения можно считать мысль о том, что в хорошем поступке есть и доброта, и сила для его свершения.
СВЕРЗАДАЧА идея, ставшая внутренней потребностью, стремлением художника; жизненная цель, притягивающая к себе все без исключения жизненные и творческие задачи, ради которой режиссёр творит массовое театрализованное действие и объединяет общий творческий процесс всех его участников. Сверхзадача - главная цель, ради которой создаётся постановка (высшая цель, которую необходимо достичь).

Сверхзадача — важный феномен индивидуального художественного творчества.

П. В. Симонов выделяет три важных аспекта сверхзадачи:

  1. сверхзадача связана с гражданской позицией и мировоззрением художника, но не тождественна им;

  2. она зарождается у художника в образном виде и полностью непереводима в понятийный вид, поэтому возможно множественное её толкование;

  3. формируется сверхзадача на неосознаваемом уровне психики, но путь к началу её формирования и её последующая оценка могут лежать в сознании.

Сверхзадача всегда отвечает на вопрос: ради чего?

Пример:

1. Сверхзадача: привлечение внимания общественности к проблеме социальной пассивности молодёжи; побуждение желания к активной деятельности; формирование осознания важности молодёжи своей роли в жизни города, края, государства.

2. Сверхзадача: сформировать у зрителей признание морального и физического подвига «детей войны», побудить к действию к оказанию помощи, вступлению в клубы ветеранов и проявлению активной гражданской позиции.
ПРИМЕР:



«Город талантов» - театрализованный юбилейный вечер-концерт центра эстетического воспитания детей «Отрада»

Тема: жизнь и творчество центра эстетического воспитания детей «Отрада», победы и творческие достижения центра за 20 лет.

Идея:

«Творчество – это один из важнейших элементов в формировании личности. Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива» В.А. Сухомлинский.

«Центр «Отрада» - наш творческий дом, яркие звёзды рождаются в нём, в сердце мечта и искусство всегда. Город талантов, любви и добра!»

Сверхзадача: привлечь внимание широкой общественности к центру «Отрада», приобщить детей и родителей к миру творчества, а также обратить внимание на значимость центра в системе дополнительного образования и культурной жизни города Хабаровска.


Требования к оформлению документа

  • Шрифт: Times New Roman;

  • Размер шрифта: 14;

  • Выравнивание: по ширине;

  • Левое поле: 3 см;

  • Правое поле: 1,5 см;

  • Междустрочный интервал: 1, 5;

  • Отступы (слева, справа): 0

  • Интервалы (перед, после): 0.

Задание должно содержать полное название, например: Режиссёрский анализ поэтического представления «О Родине, о жизни, о судьбе».