Файл: Методические указания студентам тема занятия Профессионально прикладная физическая подготовка врача.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Тема занятия: «Профессионально – прикладная физическая подготовка врача».

Цель занятия: Изучить методику профессионально-прикладной физической подготовки врача для профессиональной деятельности.

Студент должен:

Знать: - социальную роль ППФП в развитии личности и подготовки к профессиональной деятельности.

Уметь: - разбираться в вопросах физической культуры при решении конкретных задач профессионально - прикладной физической подготовки врача.

Владеть: - методикой подбора средств и составления комплексов физических упражнений для врача.

Мотивация темы занятия: Врач должен быть всесторонне физически и духовно развитой личностью способной активно действовать в условиях глобального кризиса и катастроф. Профессионально прикладная физическая подготовка врача независимо от специализации имеет первостепенное значение для сохранения и восстановления умственной физической работоспособности, специальной психической подготовки к трудовой, учебной и другой деятельности, адаптации к физическому и психическому утомлению, преодолению эмоционального напряжения.

Вопросы для самоконтроля:

1. ППФП врача – цели и задачи в профессиональной деятельности.

2. Методика подбора средств ППФП врача.

3.Характеристика общей физической подготовки врача и ее задачи в психофизической готовности к будущей профессии.

4. Принципы тренировки ППФП

5.Правила построения учебно-тренировочного или самостоятельного тренировочного занятия ППФП.

6. Факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП врача.

Теория занятия:

Профессионально - прикладная физическая подготовка – это система специальной физической подготовки, формирующая прикладные знания, физические, психические и специальные качества и связанные с ними способности для психофизической готовности человека к профессиональной деятельности.

С помощью средств ППФП воспитываются и совершенствуются психические и волевые качества, приобретаются знания и умения в области производственной и физической культуры, развиваются различные профессионально-важные сенсорные
, умственные, двигательные, организаторские и педагогические навыки; обеспечивается высокий уровень функционирования и надёжности всех основных органов, систем, психических процессов человеческого организма.

ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.

Труд систематически занимающихся ППФП более квалифицирован, производителен, экономичен.

Занимающиеся ППФП меньше утомляются во время работы.

П ПФП разделяется на два этапа:

I этап – во время учёбы в вузе;

II этап – в период производственной деятельности.

Направленность (цель, задачи, критерии) ППФП врачей определяется главным образом требованиями, предъявляемыми к их психофизической подготовленности, состоянию здоровья и возможностями реализации этих требований в процессе занятий физической культурой.

К числу необходимых компонентов профессиональной подготовленности врачей, реализуемых в процессе ППФП относятся различные сенсорные, умственные, двигательные, волевые, организаторские навыки и умения. Каждому врачу требуется умение быстро разбираться в сложной производственной ситуации, снимать излишнее эмоциональное напряжение и др. Развитию этих качеств во многом способствуют занятия физической культурой.

Важное значение для успешной деятельности врача имеет хорошее состояние в первую очередь его сердечно-сосудистой системы и центральной нервной системы, которые чаще всего «выходят из строя», что ведёт к целому ряду заболеваний.

Цель ППФП студентов медицинских вузов– содействие освоению конкретной профессии врача, достижение ими необходимого уровня профессиональной дееспособности и психофизической готовности к высокопроизводительному труду.

Основной задачей ППФП студентов медицинских вузов является формирование, с помощью различных средств физической культуры, профессионально важных свойств и качеств личности врача.



В процессе физического воспитания будущих врачей должны решаться следующие профессионально-прикладные задачи:

1.Воспитание социальной активности личности, глубокого интереса к профессии, физической культуре, воспитание высоких моральных качеств, преданности делу, добросовестности в труде, товарищеской взаимопомощи, честности, правдивости, гуманного отношения и уважения к людям, трудолюбия.

2.Развитие навыков и умений различных восприятий, быстрого запоминания, оперативного мышления, организаторских навыков и способностей, формирование знаний, умений, привычек использования в прикладных целях физической культуры и спорта.

3.Обеспечение высокого уровня профессиональной работоспособности, функционирования центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем. Совершенствование зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного анализаторов.

4. Укрепление здоровья, профилактика возможных заболеваний и, прежде всего, заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем.

5. Формирование элементарных профессионально важных психофизических качеств:

- способности дозировать небольшие силовые напряжения;

- общей и статической выносливости мышц туловища, спины, рук;

- быстроты и точности движений, всех видов сенсомоторной реакции, ловкости, выносливости, устойчивости к гиподинамии;

- концентрации и устойчивости внимания, памяти, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости;

- развитие волевых качеств.

Задача формирования знаний, навыков, умений, привычекв использовании физической культуры на производстве реализуется на практических и теоретических занятиях - составление комплексов утренней, вводной, производственной гимнастики; физкультпауз; гигиенической гимнастики для лечебного учреждения; комплексов по ЛФК.

Для формирования профессионально важных двигательных навыков широко применяются технические средства обучения в виде различных тренажёров. Все разучиваемые действия рекомендуется выполнять в ситуациях, близких к производственным – в условиях внутреннего напряжения, воздействия различных неблагоприятных факторов. С этой целью необходимо широко использовать подвижные и спортивные игры, эстафеты, полосы препятствий, моделирующие нервно-физические перегрузки, характерные для данной производственной деятельности.


Большие возможности для развития внимания (объём и распределение, переключение, устойчивость, концентрация) представляют гимнастические и игровые упражнения. Эффективным универсальным средством развития внимания являются подвижные и спортивные игры с мячом.

Эффективными путями оперативного мышления являются использование элементов тактической подготовки, широкое применение на занятиях спортивных игр, единоборств.
Направленность средств профессионально-прикладной физической подготовки в занятиях

со студентами различных факультетов

Лечебный и медико-профилактический факультеты

Практика ППФП:

  • Развитие общей выносливости (умеренный, средний темп с длительной работой больших мышечных групп).

  • Развитие статической выносливости (мышц ног, спины).

  • Формирование навыков длительного сохранения вертикальной позы (ходьба, бег).

  • Воспитание волевых качеств и эмоциональной устойчивости – упражнения, содержащие элементы риска и опасности.

  • Воспитание точности двигательного анализатора и мышечных усилий – выполнение упражнений на точность.

  • Воспитание функции внимания.

  • Воспитание остроты и подвижности зрительного анализатора и нервной системы (спорт и подвижные игры).

  • Совершение умения расслаблять мышцы.

Особенности труда:

  • Большая психическая нагрузка.

  • Большие операционные нагрузки.

  • Круглосуточные дежурства.

  • Внешняя среда (постоянная повышенная температура до 28-29оС, влажность 75-80%). Теплопродукция у врача-хирурга превышает теплоотдачу во время операции.

  • Рабочая поза обеспечивается тоническим и тетаническим напряжением мышц.

  • Из-за вынужденного положения возникает ограничение подвижности грудной клетки, что приводит к нарушению дыхательной функции.

  • Воздействие анестетиков.

Педиатрический факультет

Практика ППФП:

  • Развитие общей выносливости (умеренный, средний темп с длительной работой больших мышечных групп).

  • Развитие статической выносливости (мышц ног, спины).

  • Формирование навыков длительного сохранения вертикальной позы (ходьба, бег).

  • Воспитание волевых качеств и эмоциональной устойчивости – упражнения, содержащие элементы риска и опасности.

  • Воспитание точности двигательного анализатора и мышечных усилий – выполнение упражнений на точность.

  • Воспитание функции внимания.

  • Воспитание остроты и подвижности зрительного анализатора и нервной системы (спорт и подвижные игры).

  • Совершение умения расслаблять мышцы.


Особенности труда:

  1. Ежедневный контакт с больными детьми и их родителями.

  2. Постоянная ответственность за состояние здоровья и жизни больных детей.

  3. Наличие внимания и профессиональной памяти.

В поликлиниках: длительная неудобная сидячая поза.

Участковый:большая двигательная нагрузка.

Стоматологический факультет

Практика ППФП:

  • Развитие общей выносливости (умеренный, средний темп с длительной работой больших мышечных групп).

  • Развитие выносливости мышц рук и брюшного пресса.

  • Развитие координации движений (ловкость).

  • Укрепление мышц шеи и позвоночного столба.

  • Укрепление мышц кистей рук.

  • Развитие точности мышечных усилий.

Особенности труда:

  • Повышенная температура воздуха, где содержатся пары различных химических веществ.

  • Невысокая физическая активность.

  • Шумовые воздействия бормашины, вибрация

  • Основная рабочая поза: сидя, стоя.

  • Тонкая манипуляция кистей и пальцев.

  • Большая статическая нагрузка на мышцы шеи и спины.

Закономерности построения процесса ППФП

Различают 4 уровня ППФП, каждый из которых имеет свою структуру и специфические особенности:

  1. Кондиционная физическая подготовка – характеризуется оздоровительной направленностью.

  2. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

  3. Спортивно-прикладная подготовка.

  4. Спортивная подготовка.

Повторение системы занятий ППФП базируется на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки, которые отражены в специфических принципах тренировки ППФП:

- Принцип единства общей и специальной подготовки;

- Принцип постепенности наращивания тренировочных нагрузок;

- Принцип волнообразности динамики нагрузок;

- Принцип цикличности построения процесса физической подготовки;

- Принцип возрастной адекватности физических нагрузок.
Правила построения учебно-тренировочного или самостоятельного тренировочного занятия ППФП.

Занятие по ППФП, как любое другое учебное занятие состоит из вводной, подготовительной, основной и заключительной частей и длится 40-60 или 90 минут.