Файл: Методические указания студентам тема занятия Профессионально прикладная физическая подготовка врача.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
Тема занятия: «Профессионально – прикладная физическая подготовка врача».
Цель занятия: Изучить методику профессионально-прикладной физической подготовки врача для профессиональной деятельности.
Студент должен:
Знать: - социальную роль ППФП в развитии личности и подготовки к профессиональной деятельности.
Уметь: - разбираться в вопросах физической культуры при решении конкретных задач профессионально - прикладной физической подготовки врача.
Владеть: - методикой подбора средств и составления комплексов физических упражнений для врача.
Мотивация темы занятия: Врач должен быть всесторонне физически и духовно развитой личностью способной активно действовать в условиях глобального кризиса и катастроф. Профессионально прикладная физическая подготовка врача независимо от специализации имеет первостепенное значение для сохранения и восстановления умственной физической работоспособности, специальной психической подготовки к трудовой, учебной и другой деятельности, адаптации к физическому и психическому утомлению, преодолению эмоционального напряжения.
Вопросы для самоконтроля:
1. ППФП врача – цели и задачи в профессиональной деятельности.
2. Методика подбора средств ППФП врача.
3.Характеристика общей физической подготовки врача и ее задачи в психофизической готовности к будущей профессии.
4. Принципы тренировки ППФП
5.Правила построения учебно-тренировочного или самостоятельного тренировочного занятия ППФП.
6. Факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП врача.
Теория занятия:
Профессионально - прикладная физическая подготовка – это система специальной физической подготовки, формирующая прикладные знания, физические, психические и специальные качества и связанные с ними способности для психофизической готовности человека к профессиональной деятельности.
С помощью средств ППФП воспитываются и совершенствуются психические и волевые качества, приобретаются знания и умения в области производственной и физической культуры, развиваются различные профессионально-важные сенсорные
, умственные, двигательные, организаторские и педагогические навыки; обеспечивается высокий уровень функционирования и надёжности всех основных органов, систем, психических процессов человеческого организма.
ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.
Труд систематически занимающихся ППФП более квалифицирован, производителен, экономичен.
Занимающиеся ППФП меньше утомляются во время работы.
П ПФП разделяется на два этапа:
I этап – во время учёбы в вузе;
II этап – в период производственной деятельности.
Направленность (цель, задачи, критерии) ППФП врачей определяется главным образом требованиями, предъявляемыми к их психофизической подготовленности, состоянию здоровья и возможностями реализации этих требований в процессе занятий физической культурой.
К числу необходимых компонентов профессиональной подготовленности врачей, реализуемых в процессе ППФП относятся различные сенсорные, умственные, двигательные, волевые, организаторские навыки и умения. Каждому врачу требуется умение быстро разбираться в сложной производственной ситуации, снимать излишнее эмоциональное напряжение и др. Развитию этих качеств во многом способствуют занятия физической культурой.
Важное значение для успешной деятельности врача имеет хорошее состояние в первую очередь его сердечно-сосудистой системы и центральной нервной системы, которые чаще всего «выходят из строя», что ведёт к целому ряду заболеваний.
Цель ППФП студентов медицинских вузов– содействие освоению конкретной профессии врача, достижение ими необходимого уровня профессиональной дееспособности и психофизической готовности к высокопроизводительному труду.
Основной задачей ППФП студентов медицинских вузов является формирование, с помощью различных средств физической культуры, профессионально важных свойств и качеств личности врача.
В процессе физического воспитания будущих врачей должны решаться следующие профессионально-прикладные задачи:
1.Воспитание социальной активности личности, глубокого интереса к профессии, физической культуре, воспитание высоких моральных качеств, преданности делу, добросовестности в труде, товарищеской взаимопомощи, честности, правдивости, гуманного отношения и уважения к людям, трудолюбия.
2.Развитие навыков и умений различных восприятий, быстрого запоминания, оперативного мышления, организаторских навыков и способностей, формирование знаний, умений, привычек использования в прикладных целях физической культуры и спорта.
3.Обеспечение высокого уровня профессиональной работоспособности, функционирования центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем. Совершенствование зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного анализаторов.
4. Укрепление здоровья, профилактика возможных заболеваний и, прежде всего, заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем.
5. Формирование элементарных профессионально важных психофизических качеств:
- способности дозировать небольшие силовые напряжения;
- общей и статической выносливости мышц туловища, спины, рук;
- быстроты и точности движений, всех видов сенсомоторной реакции, ловкости, выносливости, устойчивости к гиподинамии;
- концентрации и устойчивости внимания, памяти, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости;
- развитие волевых качеств.
Задача формирования знаний, навыков, умений, привычекв использовании физической культуры на производстве реализуется на практических и теоретических занятиях - составление комплексов утренней, вводной, производственной гимнастики; физкультпауз; гигиенической гимнастики для лечебного учреждения; комплексов по ЛФК.
Для формирования профессионально важных двигательных навыков широко применяются технические средства обучения в виде различных тренажёров. Все разучиваемые действия рекомендуется выполнять в ситуациях, близких к производственным – в условиях внутреннего напряжения, воздействия различных неблагоприятных факторов. С этой целью необходимо широко использовать подвижные и спортивные игры, эстафеты, полосы препятствий, моделирующие нервно-физические перегрузки, характерные для данной производственной деятельности.
Большие возможности для развития внимания (объём и распределение, переключение, устойчивость, концентрация) представляют гимнастические и игровые упражнения. Эффективным универсальным средством развития внимания являются подвижные и спортивные игры с мячом.
Эффективными путями оперативного мышления являются использование элементов тактической подготовки, широкое применение на занятиях спортивных игр, единоборств.
Направленность средств профессионально-прикладной физической подготовки в занятиях
со студентами различных факультетов
Лечебный и медико-профилактический факультеты
Практика ППФП:
-
Развитие общей выносливости (умеренный, средний темп с длительной работой больших мышечных групп). -
Развитие статической выносливости (мышц ног, спины). -
Формирование навыков длительного сохранения вертикальной позы (ходьба, бег). -
Воспитание волевых качеств и эмоциональной устойчивости – упражнения, содержащие элементы риска и опасности. -
Воспитание точности двигательного анализатора и мышечных усилий – выполнение упражнений на точность. -
Воспитание функции внимания. -
Воспитание остроты и подвижности зрительного анализатора и нервной системы (спорт и подвижные игры). -
Совершение умения расслаблять мышцы.
Особенности труда:
-
Большая психическая нагрузка. -
Большие операционные нагрузки. -
Круглосуточные дежурства. -
Внешняя среда (постоянная повышенная температура до 28-29оС, влажность 75-80%). Теплопродукция у врача-хирурга превышает теплоотдачу во время операции. -
Рабочая поза обеспечивается тоническим и тетаническим напряжением мышц. -
Из-за вынужденного положения возникает ограничение подвижности грудной клетки, что приводит к нарушению дыхательной функции. -
Воздействие анестетиков.
Педиатрический факультет
Практика ППФП:
-
Развитие общей выносливости (умеренный, средний темп с длительной работой больших мышечных групп). -
Развитие статической выносливости (мышц ног, спины). -
Формирование навыков длительного сохранения вертикальной позы (ходьба, бег). -
Воспитание волевых качеств и эмоциональной устойчивости – упражнения, содержащие элементы риска и опасности. -
Воспитание точности двигательного анализатора и мышечных усилий – выполнение упражнений на точность. -
Воспитание функции внимания. -
Воспитание остроты и подвижности зрительного анализатора и нервной системы (спорт и подвижные игры). -
Совершение умения расслаблять мышцы.
Особенности труда:
-
Ежедневный контакт с больными детьми и их родителями. -
Постоянная ответственность за состояние здоровья и жизни больных детей. -
Наличие внимания и профессиональной памяти.
В поликлиниках: длительная неудобная сидячая поза.
Участковый:большая двигательная нагрузка.
Стоматологический факультет
Практика ППФП:
-
Развитие общей выносливости (умеренный, средний темп с длительной работой больших мышечных групп).
-
Развитие выносливости мышц рук и брюшного пресса. -
Развитие координации движений (ловкость). -
Укрепление мышц шеи и позвоночного столба. -
Укрепление мышц кистей рук. -
Развитие точности мышечных усилий.
Особенности труда:
-
Повышенная температура воздуха, где содержатся пары различных химических веществ. -
Невысокая физическая активность. -
Шумовые воздействия бормашины, вибрация -
Основная рабочая поза: сидя, стоя. -
Тонкая манипуляция кистей и пальцев. -
Большая статическая нагрузка на мышцы шеи и спины.
Закономерности построения процесса ППФП
Различают 4 уровня ППФП, каждый из которых имеет свою структуру и специфические особенности:
-
Кондиционная физическая подготовка – характеризуется оздоровительной направленностью. -
Профессионально-прикладная физическая подготовка. -
Спортивно-прикладная подготовка. -
Спортивная подготовка.
Повторение системы занятий ППФП базируется на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки, которые отражены в специфических принципах тренировки ППФП:
- Принцип единства общей и специальной подготовки;
- Принцип постепенности наращивания тренировочных нагрузок;
- Принцип волнообразности динамики нагрузок;
- Принцип цикличности построения процесса физической подготовки;
- Принцип возрастной адекватности физических нагрузок.
Правила построения учебно-тренировочного или самостоятельного тренировочного занятия ППФП.
Занятие по ППФП, как любое другое учебное занятие состоит из вводной, подготовительной, основной и заключительной частей и длится 40-60 или 90 минут.