Файл: Теоретические основы потребительского поведения Теоретические основы потребительского поведения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Теоретические основы потребительского поведения»
-
Теоретические основы потребительского поведения.
Потребление – это обретение и использование продуктов, услуг, идей.
Поведение потребителей – это деятельность, непосредственно вовлечённая в обретение, потребление и избавление от продуктов, услуг, идей, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней.
Основными теоретическими подходами, объясняющими поведение потребителя, являются теория предельной полезности и анализ кривых безразличия.
Любая теория является достаточно абстрактной моделью и строится на ряде методологических допущений, позволяющих сконцентрировать внимание на принципиальных ключевых моментах. При анализе поведения потребителя исследователи обычно полагают, что:
• все рынки товаров и услуг являются совершенно конкурентными, а все товары и услуги имеют рыночную цену;
• все домохозяйства и фирмы располагают полной и достоверной информацией, необходимой им для совершения выбора и принятия решений о потреблении или производстве. Всем точно известны цены, процентные ставки, ставки заработной платы, величины издержек производства, качество товаров и т.д;
• в основе потребительского выбора лежит полезность, величину которой можно измерить;
• все контрагенты ведут себя рационально, т.е. соотносят свои затраты и выигрыши по каждой дополнительной единице потреблённого или произведённого товара и принимают решения, при которых выигрыш был бы не меньше, чем издержки;
• потребители последовательны в своих вкусах и предпочтениях и всегда предпочитают большую полезность меньшей. Так, если полезность товара А больше полезности товара В, а та, в свою очередь, больше полезности товара С, то при выборе между товарами А и С потребитель обязательно выберет товар А и предпочтёт иметь этого товара чем больше, тем лучше.
-
История изучения поведения потребителей.
I этап. До 1930 г. Возникновение и развитие теории потребления.
Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения XIX-XX веков: К. Маркс (идея товарного фетишизма), Т. Веблен (теория престижного потребления), Г. Зиммель (идеи теории моды), В. Зомбарт (концепция роскоши), М. Вебер (концепция статусных групп и протестантской этики).
Бихевиоризм. Разработана в 1913 году (Д. Уотсон) программа бихевиоризма. Бихевиоризм – одно из основных направлений американской психологии, трактующее психику как совокупность реакций организма на внешние стимулы.
II этап. 30-е – 50-е годы ХХ века. Возникновение модернистского научного направления.
Модернистскоемировоззрение. Характерныечерты: 1) замена устаревших потребностей, товаров более прогрессивными; 2) культурный разрыв, конфликт между поколениями; 3) массовое производство однотипных вещей; 4) массовое потребление в соответствии с принятыми стандартами.
Модернистское мировоззрение породило позитивистскуюметодологию исследования общества. (Характерныечерты: 1) широкое применение статистических методов; 2) теория о возможности прогнозировать будущее состояние общества (поведение потребителей); 3) акцент на выявлении управляющих убеждений и/или обучения причинно- следственных связей; 4) исходной точкой изучения потребителей является убеждение, что потребитель – это рациональный, «экономический человек», который принимает хорошо продуманное решение о приобретении.
Начало XX в. Распространение фрейдизма(теории Зигмунда Фрейда). С позиции развития поведения потребителей пришло понимание, что потребители не всегда способны объяснить свое поведение и причины принятого решения о покупке в логически стройных категориях.
В 1939 г. Эрнест Дихтер (венский психоаналитик) стал использовать фрейдистскую методику психоанализа для изучения скрытых мотиваций потребителей. Это направление стали называть «мотивационными исследованиями. К концу 1950-х годов эта методика широко использовалась маркетинговыми и рекламными агентствами Запада.
Конец 1950-х годов - в американских колледжах и бизнес-школах появляется дисциплина «Поведение потребителя»
III этап. 60-е – 70-е годы ХХ века. Институционализация «Поведения потребителей».
В 1960-е гг. произошло развитие направление исследования поведения потребителей, где потребитель сравнивался с компьютером, который получал и перерабатывал информацию для подготовки решения относительно выбора товара. Первые учебники «поведение потребителей» строились в основном в рамках такого понимания проблемы, однако в них также рассматривались темы, касающиеся культуры, субкультуры, групп, классов, влияния семьи и личности.
Процесс институционализации «Поведения потребителей» в Америке завершился в первой половине 1970-х гг. В 1969 г. возникла Ассоциация изучения потребителей (Association of Consumer Research – АСR), а в 1974 г. было начато издание специального журнала – «Journal of Consumer Research».
IV этап. 80-е годы ХХ века. Развитие постмодернистского научного направления.
Развитие постмодернистского мировоззрения. Характерные черты постмодернизма:1) применение для исследования поведения потребителей качественные, этнографические, культурологические и др. методы. 2) предмет анализа не акт покупки, а процесс потребления в целом. 3) потребитель представлен как иррациональный, непоследовательный индивидуум, т.е. под сомнение в процессе потребления поставлена роль потребностей, согласованность поведенческих действий потребителя.
Постмодернизм породил новое направление в научных исследованиях – интерпретативизм. Характерные черты: 1) главная цель – понимание и интерпретация поведения. 2) любое поведение имеет как правило множество интерпретаций.
Наиболее крупными теоретиками потребления являются Пьер Бурдье (основная работа «Отличия: социальная критика суждений о вкусе», 1979 г.), Бодрильярд, разработавший концепцию «общества потребления», социальный психолог и социолог И.Гоффман и др.
В этом этапе «Поведение потребителей» имеет тенденцию к превращению в комплексную гуманитарную прикладную дисциплину.
V этап. 90-е годы и по настоящее время. Концепция максимаркетинга.
Развитие нового направления в исследовании поведения потребителей, где акцент сделан на культуру и социальные проблемы.
В 1990-е годы – распространение изучения поведения потребителей в странах Восточной Европы и бывшего СССР, появление в вузах дисциплины «Поведение потребителей».
1999 год – началось издание бюллетеня «Потребитель XXI – Организации потребителей вступают в XXI столетие» международной организации потребителей «Consumers International».
Конец XX века – резкое изменение научных взгляды на систему маркетинга, появление концепции максимаркетинга.
Максимаркетинг – новая стратегия повышения торгового оборота и прибыли фирмы путем взаимодействия с конкретными потенциальными потребителями с целью побуждения их к активному участию в совместных бизнес-процессах. Базируется на семи основных принципах: 1) максимальная цель - это выбор потенциального потребителя; 2) максимальное изучение СМИ; 3) максимальная отчётность; 4) максимальное воздействие рекламы; 5) повышение результативности стимулирования сбыта; 6) максимальное вовлечение потенциального потребителя; 7) максимальное укрепление отношений с потребителем.
В результате эффективного применения максимаркетинга можно повысить значимость своих отношений с потребителями и превратить собственных клиентов в торговых представителей.
-
Предмет и методы дисциплины.
Поведение потребителей является междисциплинарной областью исследований. В основе курса «Поведение потребителей» лежит ряд фундаментальных научных дисциплин: менеджмент, маркетинг, социология, психология и социальная психология, общая экономическая теория, антропология, социальная история и история культуры.
Поведение потребителя – это деятельность, непосредственно связанная с приобретением, потреблением и избавлением от продуктов, услуг, идей, включая процессы принятия решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней.
Задачей исследования поведения потребителейявляется выяснение факторов, влияющих на процесс принятия решения в наибольшей степени.
Объектом «Поведения потребителей» в индивидуалистической традиции является человек. В этом смысле объект данной дисциплины тот же, что и у медицины, психологии, частично - социологии, политологии, экономической теории и т.д. В социологической традиции объектом является одна из сфер общественной жизни - процесс потребления,
существующий наряду с производством, распределением.
Предметом (та сторона объекта, на которой концентрируется данная научная дисциплина) «Психологии поведения потребителей» является личность человека, проявляемая при поведении в качестве потребителя конечной продукции.
Поведение потребителей может быть определено как сфера исследований, в центре внимания которой находятся действия потребителей. По мере развития направления в изучении поведения потребителей изменялся и предмет изучения.
Не так давно исследователи и практики сосредоточились на анализе потребления, который связан не только с тем, почему и как люди осуществляют покупки, но и с тем, почему и как они используют товары.
Поведению потребителей должно уделяться первоочередное внимание в каждом элементе маркетинговой программы фирмы. Это ключевое понятие маркетинговой концепции. Потребление — это ключ к пониманию того, почему потребители покупают товары.
-
Основные понятия дисциплины.
К основным понятиям дисциплины «Поведение потребителей» относят нужда, потребность, потребление, потребление и спрос, а также потребителей и покупателей.
Нужда-чувство, что недостаток чего-либо наносит ущерб хозяйству или образу жизни потребителя.
Потребность- осознанное (принявшее специфическую форму в соответствии лс личностью) чувство нужды, необходимости или желание.
Потребление- процесс использования материальных или духовных благ, услуг для удовлетворения потребностей.
Спрос- потребность, предъявляемая на рынок и подкрепленная деньгами.
При изучении дисциплины «Поведение потребителей» крайне важно знать и отличать такие понятия как потребитель и покупатель.
Покупатель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее оплату деньгами и