Файл: 1. Книга самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль. C.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 1.Установите соответствие обособления определения правилу расстановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями.

1. Книга – самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль. C




а) Определение относится к личному местоимению. 4


2. Любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память. D




в) Распространенное определение стоит перед определяемым существительным, которое имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное). 3

3. Охваченный каким-то неясным предчувствием, Корчагин быстро оделся и вышел из дому. B




с) Распространенное определение, стоит после определяемого слова.1


4. Он повернулся и ушёл, а я, растерянный, остался рядом с девочкой в пустой жаркой степи. A




d) Два определения, стоящие после определяемого существительного, которому предшествует еще одно определение.2

Задание 2.Установите соответствие обособления или необособления обстоятельства правилу расстановки знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами (знаки препинания не расставлены).


1. На самом деле мастерица Природа создала бессчетное количество прекрасных творений хаотично разбросав их по всем уголкам планеты. B




а) Не обособляется деепричастие, утратившее глагольное значение. 3


2. Он провел ночь не смыкая глаз. C





в) Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

3. К учебе можно приступать начиная со следующей недели. A




с) Не обособляется обстоятельство, представляющее собой идиоматическое выражение.2


Задание 3.Установите соответствие обособления или необособления приложения правилу расстановки знаков препинания в предложениях с обособленными приложениями (знаки препинания не расставлены).


1. Любительница красивых нарядов она замерла перед рядом роскошных платьев.

B




а) Обособляется приложение, если присоединено союзом как с дополнительным значением причинности. 2

2. Борисов как лицо высокопоставленное не мог выставлять свою личную жизнь напоказ. A




в) Приложение всегда обособляется, если относится к личному местоимению.1

3. Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его. D





с) Не обособляется оборот с союзом как со значением “в качестве”.

4. Как председатель Национального научного совета она была приглашена на общее собрание академии наук. C




d) Обособляется распространенное приложение, выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному.

Задание 4.Установите соответствие обособления или необособления определения правилу расстановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).


1. Все связанное с поездкой в этот город остается для меня тягостным воспоминанием. D




а) Обособляется прилагательное с зависимыми словами, если стоит после определяемого слова.

2. Путешествие непредвиденно тяжелое для всех не приносило никакой радости. А




в) Не обособляется причастный оборот, если стоит после определительного местоимения.

3. Все опубликованные в книге фактические данные были автором проверены. В




с) Обособляется причастный оборот, если стоит после определяемого слова. 4

4. Возникновение гончарных промыслов а впоследствии и промыслов по изготовлению фарфоровых изделий обусловлено наличием глин превосходно подходящих для этого. С




d) Обособляется причастный оборот, если стоит после субстантивированного определительного местоимения.


Задание 5. Установите соответствие обособления определения, обстоятельства, приложения правилу расстановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения.

1. Черный орел, царственно величавый в своем одиночестве, медленно парил в холодном поднебесье. В




а) Оборот присоединен союзом как со значением “в качестве”. 2

2. Азамат как староста курса обязан был принять участие в этом мероприятии. А




в) Причастный оборот стоит после определяемого слова.1

3. Вымотанные бессонной ночью шахтеры, молча и в одиночку, разбредались по домам. Е




с) Деепричастный оборот стоит после подчинительного союза.

4. Наталье, как искусной портнихе, иногда хотелось самой взяться за иглу и нитку. F




d) Распространенное определение стоит после определяемого слова.

5. Каждый монарх, бравший Реймсское Евангелие в руки, вынужден был признать, что не может прочесть написанного. D




e) Обстоятельство выражено наречием при указанном перед ним условии. 3

6. Он чувствовал вину, но, опасаясь наказания, молчал о своем проступке.C




f) Приложение присоединено союзом как с дополнительным значением причинности.

1.3.2 Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях

Задание 1. Укажите количество запятых в бессоюзном предложении (запятые не расставлены).

Уже давно не трубил над поселком гудок старой котельной пропала торжественность рабочего утра появилась эта суетливость машины выезжали на смену всего за пять-шесть минут до начала смены.

А. 1 В. 2 С. 3 D. 4


Задание 2.Определите правильный вариант объяснения постановки точки с запятой между частями сложного бессоюзного предложения.

У соседнего барака старик мыл лицо, набирая пригоршнями воду, стараясь не расплескать лишнее; немного дальше, у землянки, пожилая степнячка в цветастом платье чистила песком пузатый зеленый самовар.

А. Вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части.

В. Части бессоюзного сложного предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые.

С. В сложном предложении бессоюзное соединение частей сочетается с союзным.

D. Во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий.

Е. Вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части.
Задание 3.Определите, какое предложение соответствует условию “Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится, если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части”.

А. В тот год зима была мягкая, лето ясное овцы дали двойной приплод.

В. Нравится рисовать – рисуй на здоровье, никто не запрещает.

С. Наконец миновало двое или трое суток они прилетели.

D. Сними путы, отпусти вороного со стадом он опять убежит на родину.

Е. Детей нигде не было видно недобрый знак.
Задание 4.Определите, какой знак препинания нужно поставить между частями сложного бессоюзного предложения (знаки препинания не расставлены).

Помощь специальных учителей не считается в финской школе чем-то зазорным такой помощью пользуются и лучшие учащиеся.

А. Запятая В. Точка с запятой С. Двоеточие D. Тире
Задание 5. Определите правильный вариант объяснения постановки тире между частями сложного бессоюзного предложения.

Я прикован стальной цепью - мне не поможет веревочная лестница.
А. Во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий.

В. Первая часть обозначает условие совершения действия
, о котором говорится во второй части.

С. Вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части.

D. В первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.

Е. Во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к содержанию первой части.

1.3.3 Стилистические фигуры, фразеологические обороты, тропы

Задание 1. Распределите выражения по двум видам тропов: метафора, олицетворение.

А. Биография слова Метафора

В. Земля содрогнулась Олицетворение

С. Наряженные в ситцы станицы Олицетворение

D. Золотая молодежь Метафора

Е. Одетый в золото и медь пароход Олицетворение

F. Кричащая яркими красками одежда Метафора

Задание 2. Распределите признаки фразеологических оборотов по двум типам: фразеологические сращения, фразеологические единства.

А. Знaчeниe фразеологизма вытекает из знaчeния cocтaвляющиx его cлoв. Единство

В. Часть слов в фразеологическом обороте утрачена. Сращение

С. Знaчeниe фразеологизма нельзя вывести из знaчeний cлoв, его cocтaвляющего. Сращение

D. Cинтaкcичecкaя cвязь cлoв пoнятнa и oбъяcнимa. Единство

Е. Знaчeниe фразеологизма мeтaфopичнo пo oтнoшeнию к cocтaвляющим его cлoвaм. Единство

F. Некоторые слова в фразеологическом обороте употребляются в устаревшей фopмe.Сращение

Задание 3.Распределите описание функций стилистических фигур по двум видам: анафора и парцелляция.

А. Выделение деталей из общей картины. парцелляция

В. Усиление значения первого слова. анафора

С. Создание эффекта чередующихся событий.

D. Создание эффекта замедленного кадра. Парцелляция

Е. Внесение в речь повествователя разговорной интонации присоединения. Парцелляция

F. Придание экспрессивности определенным значимым словам.

Задание 4 Распределите случаи употребления фразеологических оборотов в две группы: правильное употребление и неудачное употребление.

А. Я битый час объяснял другу, как проехать к моему дому. Правильное

В. Мы тянули время и не спешили приступать к выполнению задания. Правильно

С. Вчера у меня в доме была полная чаша гостей. неудачное

D. Критики единодушно хранили обет молчания.

Е. На общем собрании их идею разделали под орех. Пр-но

F. В этом бою он получил первое боевое крещение.