ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок по рассказу Р.Д. БРЭДБЕРИ «Каникулы»
Цели:
формировать вкус к хорошей научно-фантастической литературе;
раскрыть основную идею рассказа - видеть в жизни хорошее.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомится с произведениями научно-фантастической литературы, основной идеей рассказа Р. Брэдбери.
Метапредметне: (критерии сформировонности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
• познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;
• регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
• коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа.
Сценарий урока
1. Сообщение темы и целей урока.
11. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
- Р. Бродбери - крупнейший американский писатель-фантаст. Корни научно-фантастической литературы в древнем фольклорном жанре - сказке.
Условное время и место действия, образ волшебной силы тоже заимствованы
из сказки. Научная фантастика не просто подражает сказке, главное в ней не фантастический сюжет, а вполне современные и вечные проблемы, стоящие перед человечеством и каждым человеком в отдельности. Эпиграфом к теме может быть высказывание Р. Брэдбери: «Зачем нужно покорять космос? Для чего? .. Космос - это попытка человека стать причастным Вселенной. Наша жизнь и будущее человечества зависят от этого ... Да, конец наступит. Земля не вечна. Прах или звезды. Выбирайте. Я выбираю звезды».
2. Работа по учебнику.
Чтение статьи Н. Михальокой о Р. Д. Брэдбери (с. 264-265).
-- Что нового о Брэдбери вы узнали из прочитанной статьи?
Чтение статьи «Радость писать» Р. Брэдбери (с. 265-268).
- В чем старался убедить читателя Р. Брэдбери?
-- Часто ли вы, «отправляясь в путь», берете с собой «два воздушных шарика» - Пыл и Увлеченность?
Чтение рассказа
«Каникулы» учителем.
Аналитическая беседа.
- Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (Пейзаж внешне спокоен и тих. Взгляд поднимается снизу вверх - от свежей травы к облакам - и снова опускается вместе с бабочками, «что опускались на траву». Пейзаж поэтичен: «День был соткан из тишины ... », Постепенно появляется тревога. она рождается от неясных противоречий, парадоксов: «край был недвижим, и всё двигалось»; «безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком».
Пустынная железная дорога, сложенная из ржавчины и стальной сердцевины, усиливает тревогу. «Одинокий дрозд», «черный дрозд» уже кажется предвестником какого-то несчастья.)
- Каково настроение семьи, приехавшей на море? (Пейзаж теперь мы видим глазами людей. приехавших на дрезине. Тишина становится «сокрушительной». Женщина неуверенно произносит, обращаясь к мальчику: «Море красивое, правда?».
Она пытается улыбнуться, потом переводит свои серьезные, пытливые глаза
2. Работа по учебнику.
Чтение статьи Н. Михальокой о Р. Д. Брэдбери (с. 264-265).
-- Что нового о Брэдбери вы узнали из прочитанной статьи?
Чтение статьи «Радость писать» Р. Брэдбери (с. 265-268).
- В чем старался убедить читателя Р. Брэдбери?
-- Часто ли вы, «отправляясь в путь», берете с собой «два воздушных шарика» - Пыл и Увлеченность?
Чтение рассказа
«Каникулы» учителем.
Аналитическая беседа.
- Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (Пейзаж внешне спокоен и тих. Взгляд поднимается снизу вверх - от свежей травы к облакам - и снова опускается вместе с бабочками, «что опускались на траву». Пейзаж поэтичен: «День был соткан из тишины ... », Постепенно появляется тревога. она рождается от неясных противоречий, парадоксов: «край был недвижим, и всё двигалось»; «безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком».
Пустынная железная дорога, сложенная из ржавчины и стальной сердцевины, усиливает тревогу. «Одинокий дрозд», «черный дрозд» уже кажется предвестником какого-то несчастья.)
- Каково настроение семьи, приехавшей на море? (Пейзаж теперь мы видим глазами людей. приехавших на дрезине. Тишина становится «сокрушительной». Женщина неуверенно произносит, обращаясь к мальчику: «Море красивое, правда?».
Она пытается улыбнуться, потом переводит свои серьезные, пытливые глаза
на мужчину.
Он одет совсем не для путешествия:
«строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа». Мужчина все время озирается, «словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы». Мальчик все спрашивает отца, были ли прежде на свете люди.
Оказывается, они одни на всей земле.)
-В чем особенность композиции рассказа, ее роль? (События описаны не в хронологической последовательности. Мы только в середине рассказа узнаем, что случилось. Наша тревога оправдывается. Но мы и не подозреваем, что исчезновение людей -- дело рук, вернее, желания героя рассказа, отца мальчика.)
-Как мужчина объясняет свое желание? («Все оставить, кроме человека. который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает». Эти обвинения человечеству во многом справедливы.
Но он не учитывает одного: он и его семья тоже принадлежат к человеческому роду, значит, по его логике, тоже должны исчезнуть. Однако он делает для себя исключение, даже не задумываясь об этом.)
__ Как наказан эгоизм мужа и жены? (Мужчине и женщине совсем не весело, они пытаются казаться счастливыми, хотя бы перед своим сыном. Но они не подумали о том, на какую страшную жизнь и старость обреют своего ребенка. Они лишили себя и сына настоящей жизни, превратив ее в скучные, бесконечные каникулы.)
- Как ведет себя их сын? (Мальчик замечает слезу на щеке отца и жалеет его:
«Папа. тебе тоже не с кем играть» . Потом вдруг его прорывает: «Дураки! Дураки!
Глупые дураки!
Болваны вы, болваны!»)
- Как вы думаете, что мальчик написал в записке? (Мать мальчика надеется. что он написал
Он одет совсем не для путешествия:
«строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа». Мужчина все время озирается, «словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы». Мальчик все спрашивает отца, были ли прежде на свете люди.
Оказывается, они одни на всей земле.)
-В чем особенность композиции рассказа, ее роль? (События описаны не в хронологической последовательности. Мы только в середине рассказа узнаем, что случилось. Наша тревога оправдывается. Но мы и не подозреваем, что исчезновение людей -- дело рук, вернее, желания героя рассказа, отца мальчика.)
-Как мужчина объясняет свое желание? («Все оставить, кроме человека. который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает». Эти обвинения человечеству во многом справедливы.
Но он не учитывает одного: он и его семья тоже принадлежат к человеческому роду, значит, по его логике, тоже должны исчезнуть. Однако он делает для себя исключение, даже не задумываясь об этом.)
__ Как наказан эгоизм мужа и жены? (Мужчине и женщине совсем не весело, они пытаются казаться счастливыми, хотя бы перед своим сыном. Но они не подумали о том, на какую страшную жизнь и старость обреют своего ребенка. Они лишили себя и сына настоящей жизни, превратив ее в скучные, бесконечные каникулы.)
- Как ведет себя их сын? (Мальчик замечает слезу на щеке отца и жалеет его:
«Папа. тебе тоже не с кем играть» . Потом вдруг его прорывает: «Дураки! Дураки!
Глупые дураки!
Болваны вы, болваны!»)
- Как вы думаете, что мальчик написал в записке? (Мать мальчика надеется. что он написал
общее желание: чтобы всё вернулось на свои места. Но она сомневается, а вдруг он захочет остаться совсем один .- «никаких глупых взрослых».)
- Какой смысл имеет название рассказа? (Наутро после того, как все люди исчезли, мужчина радовался. что ему не надо больше ходить на работу, а сыну -- в школу: «Все. занятия кончились. для всех нас кончились!». «У нас одна обязанность - быть счастливыми», ведь впереди сплошные каникулы. Однако каникулы тогда желанны и радостны, когда наступают после долгих трудов, а бесконечный отдых не принесет счастья.)
-Какую художественную роль играет прием фантастики в рассказе?
(Прием фантастики привлекает читателя исключительностью событий, наглядностью, яркостью в изображении.
Это подчеркивает значительность выводов, к которым приходит автор, исследуя созданную им художественную действительность.)
Ш, Итог Урока. Рефлексия деятельности.
- Герои рассказа оказались в трагическом одиночестве. С течением времени меняется настроение отца: от радости в день исчезновения людей до отчаяния, мечты о том, чтобы вечером лечь спать, а «ночью всё каким-то образом вернулось на свои места»,
По собственному эгоизму герои лишили себя и собственного сына настоящей жизни, превратив ее в бесконечные и скучные каникулы.
Настоящие каникулы потому и радостные, что ограничены временем. От трудностей жизни люди ушли на каникулы, но счастливыми не стали,
Домашнее задание: подготовить ответы на вопросы к рассказу (с. 276-
277).
Внеклассное чтение
- Какой смысл имеет название рассказа? (Наутро после того, как все люди исчезли, мужчина радовался. что ему не надо больше ходить на работу, а сыну -- в школу: «Все. занятия кончились. для всех нас кончились!». «У нас одна обязанность - быть счастливыми», ведь впереди сплошные каникулы. Однако каникулы тогда желанны и радостны, когда наступают после долгих трудов, а бесконечный отдых не принесет счастья.)
-Какую художественную роль играет прием фантастики в рассказе?
(Прием фантастики привлекает читателя исключительностью событий, наглядностью, яркостью в изображении.
Это подчеркивает значительность выводов, к которым приходит автор, исследуя созданную им художественную действительность.)
Ш, Итог Урока. Рефлексия деятельности.
- Герои рассказа оказались в трагическом одиночестве. С течением времени меняется настроение отца: от радости в день исчезновения людей до отчаяния, мечты о том, чтобы вечером лечь спать, а «ночью всё каким-то образом вернулось на свои места»,
По собственному эгоизму герои лишили себя и собственного сына настоящей жизни, превратив ее в бесконечные и скучные каникулы.
Настоящие каникулы потому и радостные, что ограничены временем. От трудностей жизни люди ушли на каникулы, но счастливыми не стали,
Домашнее задание: подготовить ответы на вопросы к рассказу (с. 276-
277).
Внеклассное чтение
Л. ПИРАНДЕЛЛО. РАССКАЗ «ЧЕРЕПАХА»
Ц е л и : познакомить с творчеством писателя; по казать на примере рассказа, что такое сатира; выявить тему, идею произведения; развивать навыки анализа текста.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с творчеством
Л.
Пиранделло, композицией, художественными особенностями его рассказа.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
'
• познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать. делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;
• регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладеть способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
• коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном об суждении,
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять познавательный интерес к изучению предмета.
Методические приемы : работа по учебнику, аналитическая беседа,
Сценарий урока
1. Проверка домашнего задания.
Прослушивание и комментирование подготовленных ответов учащихся.
11. Сообщение темы и целей урока.
Ш. Изучение нового материала.
Комментированное чтение рассказа Л. Пиранделло «Черепаха» учителем,
Анализ текста по вопросам.
- Как оказалась черепаха в руках мистера Мишкоу и зачем? (Приятель купил и вложил её ему в руки, уверяя, что она приносит счастье.)
- Рисуя портреты детей мистера МИШКОУ, автор говорит только о глазах, Почему? (Писатель не называет возраста этих детей: « ... насколько старческими кажутся глаза обоих детей мистера Мишкоу по сравнению с удивительными глазами отца. Когда человек устал от жизни. ничто его не интересует, хотя они еще молоды. но в них нет блеска, они бесцветны. невыразительны, мертвы. Именно такими глазами они смотрели на черепаху и на отца. и он как-то потускнел, развел руками, растерянно улыбаясь», Не умея ничему удивляться и радоваться, они убивают радость и в других.)
- Какой ультиматум предъявила ему жена? («…Либо в доме не будет черепахи, либо через три дня она вместе с матерью уедет в Англию.)
- Какое решение принимает он? (Мистер понес ее в магазин, но он был закрыт; хотел оставить в такси, но это было бы жестоко; затем задумал оставить ее на клумбе, но полицейский догнал его; хотел оставить даже на улице.)
- К каким произведениям мы можем отнести данное? (К сатирическим.
Здесь не веселый смех. добродушный, доброжелательный, а осмеяние детей, которые родятся, по словам их отца, столетними, как черепаха, без всякого интереса к жизни.
Осмеяние лицемерных семейных отношений: жены, ищущей повод для развода, и мужа, который рад, что жена уходит, и считает, что черепаха и вправду приносит счастье.)
У.
Итог урока.
Рефлексия деятельности.
- Кто из героев вам понравился и почему?
- Как вы объясните концовку рассказа?
Домашнее задание: подготовиться к итоговому уроку: 1) составить устный отзыв на любой самостоятельно прочитанный рассказ; 2) прочитать самостоятельно любое стихотворение Тургенева в прозе, рассказать, как вы его понимаете.