Файл: Методическое письмо об учебниках математики для 1 и ii классов авторов М. И. Моро и др., 1998 г издания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, раскрывается его содержание на соответствующих упражнениях, проводимых под руководством учителя, и функции тетради, предназначенной для организации самостоятельной работы учащихся. При этом речь идет не просто о тетради, а о тетради с печатной основой, позволяющей сделать упражнения, выполняемые детьми, более целенаправленными и более точно отвечающими конкретным задачам каждого урока. Такого рода тетради использовались в течение последних лет при обучении шестилеток, но в I классе школы 1 — 3, к сожалению, таких пособий не было. Между тем они очень важны в ходе формирования у детей навыков каллиграфически правильного письма, обучения их работе с тетрадью в клетчатую разлиновку. Упражнения, данные на фоне клетчатой разлиновки, всегда относятся либо к записи указанной цифры или нескольких цифр в том порядке, как они предложены в образце, либо к выполнению простейших записей, связанных со сравнением чисел, решением примеров и т.д. В ряде случаев учитель может воспользоваться пустыми строками разлиновки, чтобы предложить свои задания, в частности, необходимые для индивидуальной работы с учащимися. При этом необходимо отметить, что можно использовать в работе и обычную ученическую тетрадь.
Для самостоятельной работы детей учебник-тетрадь предлагает и другие разнообразные задания, для выполнения которых не нужна клетчатая разлиновка, например, с помощью проведения линий связать число и соответствующую группу предметов или запись решения задачи и соответствующий рисунок, или проиллюстрировать состав числа (с. 19 и др.). Специальным знаком обозначены задания, в которых требуется соединить точки отрезком по линейке (с. 21). Довольно много упражнений, связанных с требованием проставить нужный знак (+, — , =), устно составить задачу по рисунку и записать се решение. На с. 35, 49 и др. приводятся упражнения типа "ковриков", в которых нужно раскрасить примеры с одинаковым ответом. В дальнейшем аналогичные задания выполняются в ходе раскрашивания рисунков (с. 68, 87 и др.).
Работая по учебнику-тетради, важно следить за знаками, обозначающими конец каждого урока, так как в этом пособии на урок иногда отводится одна страница, а иногда — две. На страницах 6 и 10 конец урока обозначен ошибочно (!). Эти уроки рассчитаны на две страницы.
Кроме того, в тетради дети встретятся с разнообразными занимательными упражнениями. Иногда они включены в тот или иной урок, но чаще встречаются в качестве разворотов или в качестве упражнений для закрепления (с. 66—70 и др.). Всего в тетради 4 страницы разворотов и 11 страниц упражнений для закрепления. Материал этих страниц учитель может использовать, дополняя им любой урок, иногда для выполнения самостоятельной работы учащимися, скорее справившимися с общим заданием. Упражнения с этих страниц следует включать, по возможности, в ход каждого урока. Всего на работу по этой тетради отводится в программе 56 уроков. Именно столько уроков и разработано в учебнике-тетради. Только при этом условии учитель в первых числах декабря может вовремя перейти к работе по учебнику "Сотня" и до конца полугодия рассмотреть тему "Нумерация в пределах 100".
В отличие от того, как это делалось в учебнике для I класса 1—3, после изучения темы "Десяток" при работе по новому учебнику "Сотня" область рассматриваемых чи-. сел расширяется сразу до чисел в пределах 100. Однако в этой теме наряду с действиями над десятками и числами в пределах 100 особое внимание уделяется рассмотрению чисел от 11 до 20: их названиям, образованию. составу из десятков и единиц. Здесь же рассматриваются и соответствующие нумерационные случаи сложения и вычитания, а также примеры вида 7+3+6, 14-4-5. Все это обеспечивает необходимую подготовку к рассмотрению таблицы сложения и вычитания. Всю работу над темой "Нумерация" необходимо закончить до конца второй четверти (к Новому году).
Планирование работы с учетом принятого Коллегией МОПО РФ решения о сокращении учебного года в I классе школы 1—3 на 4 учебные недели (20 часов) может выглядеть примерно так:
1 класс (1-3) (150 ч)
1 четверть (45 ч)
По учебнику-тетради "Десяток " Подготовительный период (с. 3-9уче6-ника-тетради) 4 ч Числа от 1 до 10 (с. 10-39) 15 ч Сложение и вычитание (до задач на нахождение неизвестного слагаемого, с. 42- 76) 26 ч
II четверть (25 ч)
Сложение и вычитание (продолжение, "-' с. 77- 89) 11ч
По учебнику "Сотня" Числа от 11 до 101) (нумерация). Килограмм. Литр 14 ч
III четверть (45 ч)
Таблица сложения. Составные задачи.
Прямой угол 16 ч
Та&шца вычитания. Прямоугольник 15 ч
Сложение и вычитание в пределах 100
(устное, до проверки сложения) 14 ч
IV четверть (35 ч)
Для самостоятельной работы детей учебник-тетрадь предлагает и другие разнообразные задания, для выполнения которых не нужна клетчатая разлиновка, например, с помощью проведения линий связать число и соответствующую группу предметов или запись решения задачи и соответствующий рисунок, или проиллюстрировать состав числа (с. 19 и др.). Специальным знаком обозначены задания, в которых требуется соединить точки отрезком по линейке (с. 21). Довольно много упражнений, связанных с требованием проставить нужный знак (+, — , =), устно составить задачу по рисунку и записать се решение. На с. 35, 49 и др. приводятся упражнения типа "ковриков", в которых нужно раскрасить примеры с одинаковым ответом. В дальнейшем аналогичные задания выполняются в ходе раскрашивания рисунков (с. 68, 87 и др.).
Работая по учебнику-тетради, важно следить за знаками, обозначающими конец каждого урока, так как в этом пособии на урок иногда отводится одна страница, а иногда — две. На страницах 6 и 10 конец урока обозначен ошибочно (!). Эти уроки рассчитаны на две страницы.
Кроме того, в тетради дети встретятся с разнообразными занимательными упражнениями. Иногда они включены в тот или иной урок, но чаще встречаются в качестве разворотов или в качестве упражнений для закрепления (с. 66—70 и др.). Всего в тетради 4 страницы разворотов и 11 страниц упражнений для закрепления. Материал этих страниц учитель может использовать, дополняя им любой урок, иногда для выполнения самостоятельной работы учащимися, скорее справившимися с общим заданием. Упражнения с этих страниц следует включать, по возможности, в ход каждого урока. Всего на работу по этой тетради отводится в программе 56 уроков. Именно столько уроков и разработано в учебнике-тетради. Только при этом условии учитель в первых числах декабря может вовремя перейти к работе по учебнику "Сотня" и до конца полугодия рассмотреть тему "Нумерация в пределах 100".
В отличие от того, как это делалось в учебнике для I класса 1—3, после изучения темы "Десяток" при работе по новому учебнику "Сотня" область рассматриваемых чи-. сел расширяется сразу до чисел в пределах 100. Однако в этой теме наряду с действиями над десятками и числами в пределах 100 особое внимание уделяется рассмотрению чисел от 11 до 20: их названиям, образованию. составу из десятков и единиц. Здесь же рассматриваются и соответствующие нумерационные случаи сложения и вычитания, а также примеры вида 7+3+6, 14-4-5. Все это обеспечивает необходимую подготовку к рассмотрению таблицы сложения и вычитания. Всю работу над темой "Нумерация" необходимо закончить до конца второй четверти (к Новому году).
Планирование работы с учетом принятого Коллегией МОПО РФ решения о сокращении учебного года в I классе школы 1—3 на 4 учебные недели (20 часов) может выглядеть примерно так:
1 класс (1-3) (150 ч)
1 четверть (45 ч)
По учебнику-тетради "Десяток " Подготовительный период (с. 3-9уче6-ника-тетради) 4 ч Числа от 1 до 10 (с. 10-39) 15 ч Сложение и вычитание (до задач на нахождение неизвестного слагаемого, с. 42- 76) 26 ч
II четверть (25 ч)
Сложение и вычитание (продолжение, "-' с. 77- 89) 11ч
По учебнику "Сотня" Числа от 11 до 101) (нумерация). Килограмм. Литр 14 ч
III четверть (45 ч)
Таблица сложения. Составные задачи.
Прямой угол 16 ч
Та&шца вычитания. Прямоугольник 15 ч
Сложение и вычитание в пределах 100
(устное, до проверки сложения) 14 ч
IV четверть (35 ч)