Файл: Методическое письмо об учебниках математики для 1 и ii классов авторов М. И. Моро и др., 1998 г издания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, раскрывает­ся его содержание на соответствующих уп­ражнениях, проводимых под руководством учителя, и функции тетради, предназна­ченной для организации самостоятельной работы учащихся. При этом речь идет не просто о тетради, а о тетради с печатной основой, позволяющей сделать упражне­ния, выполняемые детьми, более целена­правленными и более точно отвечающими конкретным задачам каждого урока. Тако­го рода тетради использовались в течение последних лет при обучении шестилеток, но в I классе школы 1 — 3, к сожалению, та­ких пособий не было. Между тем они очень важны в ходе формирования у детей навыков каллиграфически правильного письма, обучения их работе с тетрадью в клетчатую разлиновку. Упражнения, дан­ные на фоне клетчатой разлиновки, всегда относятся либо к записи указанной цифры или нескольких цифр в том порядке, как они предложены в образце, либо к выпол­нению простейших записей, связанных со сравнением чисел, решением примеров и т.д. В ряде случаев учитель может восполь­зоваться пустыми строками разлиновки, чтобы предложить свои задания, в частно­сти, необходимые для индивидуальной ра­боты с учащимися. При этом необходимо отметить, что можно использовать в рабо­те и обычную ученическую тетрадь.

Для самостоятельной работы детей учебник-тетрадь предлагает и другие раз­нообразные задания, для выполнения ко­торых не нужна клетчатая разлиновка, например, с помощью проведения линий связать число и соответствующую группу предметов или запись решения задачи и соответствующий рисунок, или проиллю­стрировать состав числа (с. 19 и др.). Спе­циальным знаком обозначены задания, в которых требуется соединить точки от­резком по линейке (с. 21). Довольно мно­го упражнений, связанных с требовани­ем проставить нужный знак (+, — , =), устно составить задачу по рисунку и за­писать се решение. На с. 35, 49 и др. при­водятся упражнения типа "ковриков", в которых нужно раскрасить примеры с одинаковым ответом. В дальнейшем ана­логичные задания выполняются в ходе раскрашивания рисунков (с. 68, 87 и др.).

Работая по учебнику-тетради, важно следить за знаками, обозначающими ко­нец каждого урока, так как в этом посо­бии на урок иногда отводится одна стра­ница, а иногда — две. На страницах 6 и 10 конец урока обозначен ошибочно (!). Эти уроки рассчитаны на две страницы.

Кроме того, в тетради дети встретятся с разнообразными занимательными упражне­ниями. Иногда они включены в тот или иной урок, но чаще встречаются в качестве разво­ротов или в качестве упражнений для за­крепления (с. 66—70 и др.). Всего в тетради 4 страницы разворотов и 11 страниц упраж­нений для закрепления. Материал этих стра­ниц учитель может использовать, дополняя им любой урок, иногда для выполнения са­мостоятельной работы учащимися, скорее справившимися с общим заданием. Упраж­нения с этих страниц следует включать, по возможности, в ход каждого урока. Всего на работу по этой тетради отводится в програм­ме 56 уроков. Именно столько уроков и раз­работано в учебнике-тетради. Только при этом условии учитель в первых числах дека­бря может вовремя перейти к работе по учебнику "Сотня" и до конца полугодия рас­смотреть тему "Нумерация в пределах 100".


В отличие от того, как это делалось в учебнике для I класса 1—3, после изучения темы "Десяток" при работе по новому учеб­нику "Сотня" область рассматриваемых чи-. сел расширяется сразу до чисел в пределах 100. Однако в этой теме наряду с действия­ми над десятками и числами в пределах 100 особое внимание уделяется рассмотрению чисел от 11 до 20: их названиям, образова­нию. составу из десятков и единиц. Здесь же рассматриваются и соответствующие нумерационные случаи сложения и вычита­ния, а также примеры вида 7+3+6, 14-4-5. Все это обеспечивает необходи­мую подготовку к рассмотрению таблицы сложения и вычитания. Всю работу над те­мой "Нумерация" необходимо закончить до конца второй четверти (к Новому году).

Планирование работы с учетом при­нятого Коллегией МОПО РФ решения о сокращении учебного года в I классе школы 1—3 на 4 учебные недели (20 ча­сов) может выглядеть примерно так:
1 класс (1-3) (150 ч)

1 четверть (45 ч)

По учебнику-тетради "Десяток " Подготовительный период (с. 3-9уче6-ника-тетради) 4 ч Числа от 1 до 10 (с. 10-39) 15 ч Сложение и вычитание (до задач на на­хождение неизвестного слагаемого, с. 42- 76) 26 ч
II четверть (25 ч)

Сложение и вычитание (продолжение, "-' с. 77- 89) 11ч

По учебнику "Сотня" Числа от 11 до 101) (нумерация). Кило­грамм. Литр 14 ч

III четверть (45 ч)

Таблица сложения. Составные задачи.

Прямой угол 16 ч

Та&шца вычитания. Прямоугольник 15 ч

Сложение и вычитание в пределах 100

(устное, до проверки сложения) 14 ч

IV четверть (35 ч)