ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обучение во 2 классе . Пособие для учителя четырёхлетней начальной школы: В 2-х кн. Кн. 2. / Под ред. Б.И. Фоминых. – М.: Просвещение, 1989. – 400 с.
Основные вопросы методики обучения во II классе.
Центральной в курсе II класса является тема «Сложение и вычитание в пределах 100». Одна из основных задач ее—основательное, доведенное до автоматизма усвоение детьми таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания. На этапе составления таблиц используются хорошо уже известные детям приемы сложения (вычитания) числа по частям и прием вычитания, основанный на знании состава чисел из двух слагаемых. Разница состоит лишь в том, что до сих пор дети использовали эти приемы при сложении и вычитании в пределах 10, а теперь они должны с их помощью производить «переход через десяток». Рассмотрение приемов и составление таблиц проводятся с широкой опорой на наглядность. Начинается работа над табличным сложением и вычитанием в самом начале года и на всех последующих уроках должна вестись систематически, с тем чтобы обеспечить усвоение детьми таблиц на память. Здесь необходимы не только повседневная тренировка, но и систематический индивидуальный контроль и учет усвоения таблиц каждым учеником класса.
После ознакомления с нумерацией чисел в пределах 100 дети знакомятся с приемами не только устного, но и письменного сложения и вычитания в пределах 100. К устным вычислениям относятся сложение и вычитание таких двух чисел, одно из которых однозначное (например, 24+3, 6+17, 24—2, 63—7) или хотя бы одно содержит только десятки (например, 32 + 50, 68—40, 30+40 и др.)., Рассматривая эти случаи, дети должны твердо усвоить, что единицы прибавляют к единицам, а десятки — к десяткам (аналогично и для вычитания).
На примере более трудных случаев сложения и вычитания в пределах 100 (34+21, 78—54, 36+18, 45—29) дети практически знакомятся с алгоритмами письменных вычислений, что позволяет сделать этот материал значительно более легким и, безусловно, доступным для всех учащихся. Ознакомление с приемами устных и письменных вычислений и во II классе ведется в основном в опоре на наглядность, хотя в связи с рассмотрением приемов вычислений дети знакомятся и с теми важнейшими свойствами арифметических действий, на которых эти приемы основаны.
В течение всего года дети должны тренироваться как в устных, так и в письменных вычислениях, используя последние в тех случаях, когда устно решить пример трудно. Опыт пикшывает, что после ознакомления с письменными присмимн сложения и
вычитания дети иногда «переносят» их и на устные вычисления (например, складывают 23 и 56 устно, рассуждая при этом так:
«З и 6, получится 9, а 20 +50 ==70, всего получится 79»). Этого не следует опасаться. Вообще строгой границы между устными вычислениями и письменными быть не должно.
Как и всегда, большое место в теме «Сложение и вычитание в пределах 100» занимает обучение детей решению разнообразных текстовых задач. Здесь продолжается работа над простыми задачами, раскрывающими смысл действий и показывающими различные случаи их практического применения. Новыми для детей будут простые задачи на разностное сравнение чисел и на нахождение неизвестного компонента действий (слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого). Ответственнейшим шагом в обучении решению задач является переход от простых задач к задачам, решаемым двумя действиями. Необходима заблаговременная подготовка к этому, которая подсказывается представленными в учебнике упражнениями в решении задач с недостающим вопросом, пропущенными данными, задач-«цепочек» (когда вторая задача является как бы продолжением первой и предполагает использование в качестве одного из данных ответа на вопрос предыдущей задачи). Вся работа по обучению решению задач ведется на основе рационального использования различных форм наглядности.
При ознакомлении с задачами нового вида, как правило, используется полная предметная наглядность или схематическое изображение данных с помощью кружков (квадратов и др.). На первых порах можно рекомендовать детям в случае затруднения с выбором действия использовать прием схематического иллюстрирования и при самостоятельном решении задач. Однако постепенно должен быть обеспечен переход к решению задач «по представлению» (особенно задач, с которыми дети уже достаточно хорошо знакомы) или на основе простейших и тоже хорошо уже знакомых детям рассуждений (например, при решении задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц). Основой для выбора действия на определенном этапе может служить и ссылка на сформулированное уже общее правило (например, при решении задач на разностное сравнение чисел).
Наряду с предметным и схематическим иллюстрированием широко используют и прием краткой записи задач. Следует иметь в виду, что иллюстрирование и краткая запись являются вспомогательными приемами, облегчающими решение в случае, если оно вызывает затруднения, и не должны рассматриваться в качестве обязательного элемента в оформлении решения задач. Как правило, краткую запись должен делать учитель, причем очень важно, чтобы она выполнялась не заранее, а по ходу анализа текста задачи и в ее составлении принимали активное участие дети.
Решение составных задач выполняют (как этого требует программа) с составлением по задаче выражения. Образцы соответствующих записей даны в учебнике. Очень важно, чтобы при составлении выражения учитель требовал от детей объяснения каждого шага в рассуждении, которое лежит в основе выполненной записи. Пусть дети объясняют, какое действие они выполнят первым, что узнают, выполнив это действие, почему для решения задачи нужно выполнить именно это действие, как они получат ответ на вопрос задачи и т. п. Составление выражения по задаче должно приучить детей не выполнять каких-либо действий над числами до того, как будет намечен план решения. Научить продумывать ход решения до конца «на два шага вперед» — вот цель, которая должна быть достигнута при обучении решению составных задач. При таком подходе отпадает необходимость в решении задач по действиям.
Более подробно методика работы над задачами каждого вида рассматривается в методических указаниях к урокам.
Помимо вопросов нумерации и действий над числами, программа для второго года обучения предусматривает продолжение работы по ознакомлению детей с величинами и их измерением.
Рассмотрение единиц длины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношений между ними ведется в связи с изучением нумерации. Однако, чтобы обеспечить уверенное использование этих единиц и знание соотношений между ними, необходимо формировать эти знания и умения в ходе практических упражнений по измерению и черчению отрезков заданной длины. При этом важно каждый раз напоминать детям о том, как производится измерение длины с помощью линейки с сантиметровыми делениями, что означают нанесенные на ней цифры, как должна быть приложена линейка к измеряемому отрезку и т. п.
Специального внимания учителя при работе во II классе требует формирование у детей навыков каллиграфически правильного написания цифр, знаков ;>,<,=. Нельзя забывать о том, что на первом году обучения эта работа велась в особых условиях — дети привыкли к тетради с печатной основой, где клетки были крупнее, где не возникала, как правило, проблема расположения записей на странице и др. Всему этому нужно учить начиная с первого урока во II классе, предусматривая необходимый показ, четкий инструктаж и систематически ведя индивидуальную работу с детьми. На каждом уроке и в домашнее задание надо включать упражнения в письме цифр (учителю придется прописывать в тетради каждого ученика те цифры, письмо которых вызывает замечания). Все письменные работы детей должны ежедневно проверяться учителем.
Наряду с обучением письму в тетради следует постепенно приучать детей к выполнению аккуратных записей на классной доске. В связи с этим важно, чтобы часть доски была разграфлена в клетку (на той высоте, которая была бы удобна для 7-летних учащихся).
Методика работы с детьми не должна резко отличаться от той, к которой они привыкли в I классе. Как и раньше, рассмотрение новых вопросов, как правило, должно начинаться с демонстрации или практической работы. В течение всего второго года обучения постоянно должен использоваться разрезной счетный материал. Ученики должны быть обеспечены кассами со счетным материалом, счетными палочками и др.
Как и прежде, большое значение придается организации на уроках различных игр, использованию элементов занимательности. Однако со временем игры должны отступать на второй план — важно обеспечить постепенный переход к обычной для школьного обучения учебной деятельности.
Особенно важно с точки зрения этой задачи систематически и целенаправленно, из урока в урок формировать у детей знания, умения и навыки, необходимые для вполне самостоятельного выполнения заданий учителя. Самостоятельная работа учащихся должна быть непременным элементом каждого урока. С первых же дней занятий во II классе ежедневно детям должны даваться задания на дом. Отбирая материал для домашних заданий, необходимо предварительно выполнить аналогичную работу в классе, с тем чтобы быть уверенным, что задание окажется посильным для каждого ребенка. Это может быть прописывание цифр (по образцу, данному учителем). Можно включать в домашнее задание и решение примеров, но на первых порах лучше при этом первую строку примеров записать и решить в классе, чтобы детям было уже ясно, где должны быть записаны следующие примеры. Может быть задано на дом и решение простейших задач, но, как правило, для облегчения работы полезно прочитать текст задачи, спросить, каким действием она будет решаться, указать, как должно быть оформлено ее решение. На первых порах запись решения задачи не отличается от решения примера, но располагается в середине строки и подчеркивается число, полученное в ответе. В дальнейшем вводится краткая запись ответа. Тогда и решение, и ответ записываются в одной строке. Например: 8+2= 10. Ответ; 10 см.
В помещаемых ниже методических рекомендациях по основным темам курса указаны задачи и планируемые результаты изучения темы, дан перечень наглядных пособий, указания к каждому уроку и примерные тексты проверочных работ.
Методические рекомендации по основным темам курса.
Второй десяток. Сложение и вычитание. Задачи и планируемые результаты изучения темы.
1. В течение первых двух недель занятий должны быть повторены все основные вопросы программы первого года обучения.
1) Знание последовательности чисел от 1 до 20. Умение воспроизводить эту последовательность в прямом и обратном направлениях, начиная с любого заданного числа. Знание того, что, прибавив к данному числу 1, получим число, следующее за ним при счете, а вычтя 1 — число, которое встречается при счете Перед ним. Знать место числа 0 в ряду.
2) Умение читать и записывать числа в пределах 20, сравнивать их по месту, которое они занимают в ряду чисел.
3) Знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10, соответствующих случаев состава чисел. При повторении таблиц необходимо вспомнить приемы сложения и вычитания, с которыми дети знакомились на первом году обучения: а) прием прибавления и вычитания числа по частям; б) прием перестановки слагаемых, используемый в тех случаях, когда к меньшему числу прибавляют большее (например, 3+6=6+3); в) прием вычитания, основанный на знании состава числа.
4) Знание состава чисел от 11 до 20 из десятков и единиц, умение дополнить данное число до 10, выполнять сложение и вычитание в случаях вида 16+1, 19—1, 10+2, 12—2, 12—10.
5) Умение решать задачи изученных видов (на нахождение суммы, остатка, на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц).
2) Параллельно с повторением пройденного и в неразрывной связи с ним на первых десяти уроках предусмотрено ознакомление детей с рядом новых вопросов, а именно:
1) Знаки > и < и их использование при сравнении чисел.
2) Термины «сумма» и «разность» как названия выражений вида 3+2, 5—1.
3) Задачи на разностное сравнение чисел. (Дети должны научиться обосновывать выбор действия при решении таких задач с использованием наглядности, а затем, на этой основе прийти к выводу о том, что во всех случаях, когда надо узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)
4) Примеры в 2 действия вида 6+4+3, 11—1—5, подготавливающие к сложению и вычитанию с переходом через десяток.
5) Представления об отрезке прямой и длине отрезка.
3. Основной задачей изучения темы (работа над которой продолжается в течение всей первой четверти) является осознанное прочное усвоение детьми таблиц сложения и вычитания однозначных чисел. Дети должны усвоить общий прием сложения и вычитания с переходом через десяток. Например, для сложения 8+5 определяем, сколько единиц нужно добавить к первому слагаемому, чтобы дополнить его до 10(2), затем на основе знания состава чисел первого десятка (5 — это 2 и 3) выясняем, сколько еще единиц содержится во втором слагаемом (3), и прибавляем их к 10(10 + 3 == 13). Аналогично для вычитания: 12—7== ==12—2—5. Однако здесь важно научить детей пользоваться приемом, основанным на знании состава чисел (12—это 7 и 5, значит, 12—7 =5). Учащиеся должны знать на память все случаи из таблицы сложения и на этой основе выполнять вычитание.
4. Параллельно с изучением табличного сложения и вычитания продолжается работа по обучению детей решению задач. В этой теме предусмотрено рассмотрение задач на нахождение неизвестного слагаемого и неизвестного уменьшаемого. Дети должны научиться решать их на наглядной основе. (Без обозначения неизвестного буквой и составления уравнения!) Например:
«На столе лежала пачка тетрадей. Когда из этой пачки взяли 8 тетрадей, в ней осталось 10 тетрадей. Сколько тетрадей было в пачке сначала?» Задача иллюстрируется практически, и дети объясняют решение так: «Чтобы узнать, сколько тетрадей было в пачке, нужно к тем тетрадям, которые остались, прибавить те, которые взяли (вернуть их назад). Поэтому задача решается сложением: 10+8= 18. Ответ: в пачке было 18 тетрадей». Аналогично для задач на нахождение неизвестного уменьшаемого. Дети должны научиться иллюстрировать такие задачи с помощью схематических рисунков (или с помощью счетного материала).
Наглядные пособия.
Демонстрационные.
1. Наборное полотно с 2 рядами карманов, по 10 в каждом.
2. Наборы предметных картинок и карточек с цифрами, знаками действий и отношений: +, —, ==, >, <:.
3. Таблицы серии «Нумерация чисел от 1 до 10». Авторы:
М. И. Моро, С. В. Степанова, Н. А. Янковская.
4. Модели геометрических фигур (круги, треугольники, квадраты) .
5. Модели монет.
6. Линейка метровая, на которой выделены дециметры. Индивидуальные.
1. Наборное полотно с 2 рядами карманов, по 10 в каждом.
2. Карточки с цифрами, знаками действий и отношений: +, —> ==> >, < 3. Набор моделей геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, по 10 фигур каждого вида, и, кроме того, 10 кругов другого цвета).
4. Счетный пенал или касса для хранения счетного материала.
5. Линейка с сантиметровыми делениями.
Указания к урокам.
Урок 1 (с. 3). Повторение нумерации, сложения и вычитания в пределах 10. Ознакомление со знаками >, <:.
Учитель предлагает детям вспомнить, чем они занимались на уроках математики в прошлом году [Считали, решали задачи, примеры, учили состав чисел и т.п.], а затем говорит:
«Давайте проверим, всё ли вы хорошо помните из того, чему учились» — и проводит следующие упражнения:
1. Повторение нумерации в пределах 10. Проводится счет цепочкой: учитель называет число, а вызванные ученики один за другим называют одно-два следующих числа в порядке увеличения или уменьшения чисел (по договоренности). Затем организуется игра «Найди свое место». Учитель вызывает к доске 10 учеников, делит их на команды по 5 человек и раздает карточки с цифрами от 0 до 9. Например, первой команде с цифрами О, 3, 4, 7, 9, а второй — с цифрами 1, 2, 5, 6, 8. Задание: каждой команде построиться так, чтобы числа шли по порядку, начиная с самого маленького. Выигрывает та команда, которая построится скорее и правильно. Затем учитель предлагает обеим командам объединиться и построиться в один ряд по порядку номеров. Выясняется, какое из данных чисел самое большое, самое маленькое. Можно предложить детям сравнить числа 5 и 2, 9 и 7. Назвать все числа, которые меньше чем 4, больше чем 7. При этом дети объясняют, что, например, 9 больше чем 7, потому что при счете встречается позднее чем 7, и т. п.
2. Ознакомление со знаками > и <. На наборном полотне по указанию учителя вызванные ученики выставляют на верхней полочке 5 кружков, на нижней — 6 треугольников. На следующей полочке обозначают цифрами, сколько кружков (ставят карточку с цифрой 5) и сколько треугольников (6). Учитель спрашивает, каких фигур меньше, и, получив ответ, показывает, как это записывается с использованием специального знака «меньше» (на полотне запись: 5<;6)'. Следует подробно разобрать с детьми, из каких элементов состоит знак «меньше» (две палочки, как и в знаке «равняется», но палочки широко раздвинуты в сторону большего числа и сходятся к меньшему).
Пусть вызванный к доске ученик запишет под диктовку учителя: 1<2, 2<3, а остальные покажут «в воздухе», как бы они записали знак «меньше». Аналогично разбирается запись
' Если в I классе использовали запись «5 меньше б», то полезно сначала повторить ее, а затем заменить в ней слово «меньше» знаком.
6>5. После этого можно спросить, как сделать, чтобы кружков и треугольников стало поровну. Рассмотреть оба способа, сделать и объяснить записи 5 = 5, 6 = 6. Для закрепления выполняется упражнение 2. При этом выясняется сначала, сколько треугольников, сколько синих квадратов, чего больше, чего меньше. Затем читается запись 9=9. Сколько всего треугольников? [9.] Сколько всего квадратов? [10.] Чего больше? меньше? Как это записано? Читаются и объясняются записи, данные в учебнике.
Заполнение пропусков в ряду чисел и в записях вида 2 >||, 4>[^] и др. дети выполняют устно под руководством учителя. Хорошо, если при этом будут рассмотрены различные варианты (например, 2 > 1, 2 > 0, 4 > 3, 4 >1 и т. п.). В последнем примере (10 < ||) может быть указано любое знакомое детям число, которое больше чем 10.
Под руководством учителя дети учатся писать в тетради знаки > и <;, выполнять записи вида 2 <: 3, 4>1. На доске надо показать, как пишется такой знак (немного отступя от верхнего правого угла клетки справа налево к середине клетки и затем, не отрывая пера от бумаги, слева направо почти до нижнего правого угла клетки).
3. Составление и решение задач. На данном уроке должны быть повторены простейшие задачи на нахождение суммы и остатка. Две такие задачи может предложить учитель (дети решают их устно и объясняют, каким действием решают задачу и почему одну из них решают сложением, а другую — вычитанием). Затем дети под руководством учителя составляют по данному в учебнике рисунку одну задачу на сложение, а другую — на вычитание. Один ученик составляет задачу, второй повторяет ее условие, третий — вопрос, четвертый объясняет решение и дает ответ на вопрос задачи.
Для самостоятельной работы можно предложить письмо заданной учителем цифры и устное решение примеров из упражнения 3 с записью только ответов (ответы записываются в одну строчку, одно число отделяется от другого пропуском клетки).
Урок 2 (с. 4). Повторение нумерации в пределах 20, задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, приема прибавления и вычитания числа 2 и соответствующих случаев состава чисел в пределах 10.
1. Повторение нумерации в пределах 20 (счет цепочкой, начиная с любого заданного числа, называние «соседей» числа в ряду, числа, которое называется при счете перед или после заданного).
В устные упражнения включить задание на увеличение (уменьшение) числа на 1, используя упражнения 2 и 3. При этом обязательно нужно, чтобы учителем под диктовку учащихся или
вызванными учениками были выполнены на доске записи вида 7<8, 8<9, 1 > 0 и т. п.
2. Решение задач на увеличение и на уменьшение числа на несколько единиц. Начать лучше с проведения практических упражнений на сравнение двух групп предметов. По заданию учителя дети на наборном полотне (или на партах) кладут 8 кружков и столько же квадратов. Выясняется, сколько положили квадратов, можно ли ответить на этот вопрос, не пересчитывая эти квадраты. Затем учитель предлагает положить еще 2 квадрата и сказать, чего стало больше — квадратов или кругов, как получилось, что квадратов стало больше, как можно узнать, сколько их стало. [К 8 надо прибавить 2.] Аналогично рассматривается случай уменьшения на 2. После этого можно предложить детям проиллюстрировать с помощью кругов и квадратов задачу: «В саду растет 6 грушевых деревьев, а яблонь — на 2 больше. Сколько яблонь в саду?» При решении обязательно должно прозвучать объяснение. [Яблонь на 2 больше, чем груш. Значит, их столько же, сколько груш (6) да еще 2, а всего 6+2=8. Ответ: 8 яблонь.] Аналогично разбирается и решается задача на уменьшение числа на несколько единиц. Повторяется объяснение. Например: «На 3 меньше—это значит столько же без трех» и т. п. Тот же вывод полезно повторить по иллюстрациям упражнения 1.
3. Повторение приема прибавления и вычитания числа 2 по частям. Учитель говорит: «К 8 нужно прибавить 2. Как это можно сделать? Вспомните, как мы прибавляли число 1. [Если прибавить к числу 1, то получится следующее за ним при счете число.] 2—это 1 и сколько? [1 и 1.] Как же можно к 8 прибавить 2?» [Прибавить к 8 один, получится 9, а потом к 9 прибавить еще 1, получится 10.] Прием проговаривается еще раз при выполнении упражнения 6 (первые два столбика). При этом в качестве опоры используют ряд чисел, записанный на ученической линейке (см. в учебнике). Каждый из проиллюстрированных примеров следует разобрать подробно, напомнив детям, что, прибавляя 1, нужно сделать 1 «шаг» направо по линейке, прибавляя 2 — 2 «шага» вправо, а вычитая — двигаться справа налево. Полезно поупражнять детей в присчитывании и отсчитыва-нии по 2 (счет цепочкой), рассмотреть случаи состава чисел:
6+2, 7+2, 8+2.
Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 4 и 5 и упражнение 6 (III и IV столбики).
Урок 3 (с. 5). Ознакомление с терминами «сумма» и «разность». Повторение приемов прибавления и вычитания чисел 3 и 4 и соответствующих случаев состава чисел в пределах 10.
Работа над новым материалом. В качестве подготовки к введению новых терминов полезно включить в устные упражнения составление и решение задач на
нахождение суммы и остатка. Учитель дает на доске два схематических рисунка по образцу, данному на с. 5 (но с другими числами), и предлагает составить задачи, которые можно проиллюстрировать с помощью этих рисунков. По предложенным учениками задачам составляются выражения, и учитель записывает их под каждой схемой (под диктовку учащихся).
Далее учитель предлагает детям прочитать по-разному запись 5+3 [К пяти прибавить три, пять плюс три, пять да три, пять увеличить на 3.] и сообщает, что в математике принято называть эту запись суммой чисел 5 и 3, а запись 7—2 разностью чисел 7 и 2. Если мы выполним указанные действия, например 5+3, то узнаем, чему равна сумма чисел 5 и 3. Она равна 8. Аналогично, выполнив вычитание 7—2, мы узнаем, чему равна разность чисел 7 и 2. [Она равна 5.]
После этого полезно предложить несколько примеров на сложение и вычитание (на доске). Пусть дети прочитают и вычислят все суммы, а затем разности.
Для закрепления проводят работу по с. 5 учебника (рассматривают рисунки и подписи под ними, устно выполняют упражнение 1).
Работа над пройденным материалом.
1. Проверка усвоения нумерации в пределах 20. Ее можно организовать в форме математического диктанта, для проведения которого каждый ученик получает заранее заготовленные учителем полоски бумаги, на которых записаны числа от 10 до 20. Диктант включает задания: 1) Обвести кружком число, которое называют при счете перед числом 15, перед числом 20. 2) Подчеркнуть число, которое называют при счете после числа 16, 9. 3) Подчеркнуть красным карандашом число, которое получится, если увеличить на 1 число 15, 11. 4) Обвести красным кружком число, которое получится, если уменьшить на 1 число 12, 19.
2. Повторение сложения и вычитания в пределах 10 в случаях вида П± 1, О ±2. Игра «Лесенка». На доске рисунок (рис. 1).
4+2 5-1 6-2 7+1 8-1 9-2 5+2
Можно дать две такие лесенки. Для решения примеров можно вызвать двух или четырех учеников, а можно организовать работу в форме эстафеты, когда представители каждой команды решают по очереди по одному из примеров.
3. Повторение приемов сложения и вычитания в пределах 10 в случаях вида Ц+3, О ±4. Начать с повторения состава чисел 2, 3, 4 (можно в форме игры «Угадайка», когда учитель показывает карточку, на которой записан пример на сложение с ответом 4, а дети угадывают, какой пример на ней записан).
Затем по рисункам упражнения 2 повторяют, как удобно прибавить 3 (4) по частям, и решают примеры первых двух столбиков с записью на доске и в тетрадях.
Далее дети рассматривают иллюстрацию к упражнению 3 и объясняют по ней, как можно прибавить (вычесть) число 3 или 4, используя ряд чисел.
Для самостоятельной работы предложить упражнение 2 (III и IV столбики) и письмо цифр (по заданию учителя).
Урок 4 (с. 6). Повторение приема перестановки слагаемых, взаимосвязи между сложением и вычитанием, состава чисел от 11 до 19 из десятков и единиц.
1. Повторение переместительного свойства сложения. Учитель показывает в одной руке 5 карандашей, в другой — 3 и спрашивает: «Сколько будет, если к 5 прибавить З? А если к 3 прибавить 5?» (Скрещивает руки.) Дети говорят, что получится тоже 8. «Когда мы пользуемся приемом перестановки чисел при сложении?» [Когда к меньшему числу нужно прибавить большее.] На доске и в тетрадях выполняется запись: 5+3=8, 3+'5=8, примеры записывают один под другим. Еще два-три примера на применение приема перестановки слагаемых решают устно (хорошо, если такие примеры придумают сами дети).
2. Повторение взаимосвязи между сложением и вычитанием. С помощью карточек с числовыми фигурами показывается, что 4+2:= 6, а 6—2=4 и 6—4== 2. На доске и в тетрадях делают соответствующие записи.
Для закрепления дети самостоятельно составляют и записывают II столбик примеров из упражнения 2 (по образцу, данному в I столбике).
3. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Учитель формулирует задачи, а дети устно объясняют решение, обосновывая выбор действия.
1) «Мише 8 лет, а Коля на 2 года старше, чем Миша. Сколько лет Коле?»
2) «Длина одной полоски 8 см, а другой — на 2 см меньше. Найдите длину второй полоски».
Учитель записывает задачи кратко на доске.
М. —8 л. 1—8 см К.— ? на 2 г. старше II—? на 2 см меньше
4. Сравнение чисел. Упражнение 3 дети выполняют под руководством учителя: сначала выясняют, какое число находится в ряду чисел между 14 и 16, затем дети объясняют, какой знак надо поставить вместо звездочки — больше или меньше. Записи М< 15, 15 < 16 выполнить на доске.
5. Повторение состава чисел 11—20 из десятков и единиц и соответствующих случаев сложения и вычитания проводят устно по рисункам и заданиям упражнения 4 (I и II столбики).
6. Повторение состава чисел 10 и 9 (упражнение 1) можно провести устно — у доски в форме игры «Заселяем дома» или по учебнику. Вопросы поставить, например, так: «В дом должны въехать 10 семей, уже въехали 9. Сколько еще семей должно въехать?», или «Сколько нужно прибавить к 9, чтобы получилось 10?», или «10 — это 9 и сколько?» и т. п. Так же можно провести игру «Молчанка» (упражнение 6).
Для самостоятельной работы предложить упражнения 2 (столбик III), 4 и упражнение 5 (после устного разбора под руководством учителя).
Урок 5 (с. 7). Ознакомление с задачами на разностное сравнение чисел.
Работа над новым материалом. Для того чтобы выбор действия при решении задач на разностное сравнение чисел был осознан детьми, необходимо четко провести демонстрацию, подводящую к нужному выводу. Опишем различные варианты такой демонстрации. Учитель на глазах у детей отсчитывает 10 красных кубиков и прячет их в мешочек. Затем в другой мешочек кладет 8 синих кубиков. На доске запись: «кр. — 10, син. — 8». «Каких кубиков больше?» — спрашивает учитель. Дети скажут, что красных кубиков больше, чем синих, потому что 10>8. «Каких кубиков меньше?» [Синих, так как 8 < 10.] Подтвердив правильность ответа, учитель сообщает, что сегодня будут решаться новые задачи, в которых надо узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, и предлагает внимательно следить за его действиями. «Я буду вынимать из мешочков кубики парами — красный и синий, красный и синий и т. д., пока не выну все синие кубики». (Учитель показывает, выставляя кубики на полочке парами: нижний — красный, на нем — синий. Выложив три-четыре такие пары, обращает внимание детей на запись на доске и спрашивает: «Не догадается ли кто-нибудь, сколько таких пар кубиков получится?» Если дети не смогут ответить на этот вопрос, то придется продолжить демонстрацию. Главное, чтобы все поняли, что из мешочка с синими кубиками вынули все кубики, т. е. 8, а из другого мешочка — столько же красных кубиков, т. е. тоже 8, и в нем остались «лишние» красные кубики, которым не нашлось пары.
После этого еще раз следует спросить: «Сколько было красных кубиков? [10.] Сколько их вынули?» [8.], выяснить, как узнать, сколько же их осталось. [10—8=2.] Формулируется ответ на вопрос задачи: красных кубиков на 2 больше, чем синих. Для подведения к выводу полезно спросить еще раз, каким действием узнали, на сколько 10 больше, чем 8.
Демонстрацию можно провести и с использованием фланеле-графа или магнитной доски. В этом случае сравниваемые группы предметов (например, 8 треугольников и 6 квадратов) располагают на доске так, чтобы нельзя было сразу заметить, что треугольников на 2 больше, чем квадратов. Учитель снимает пары фигур «треугольник — квадрат», пока на доске останется только 2 треугольника. Делается вывод: чтобы узнать, на сколько больше треугольников (или на сколько меньше квадратов), мы из большего числа (8) вычли меньшее (6). 1
Полезно аналогичную работу выполнить с использованием 'т индивидуальных пособий. Важно, чтобы каждый раз дети наблю- | дали или выполняли сами практические действия, соответству- ^ ющие вычитанию: убирали, отодвигали, закрывали, зачеркивали столько предметов большей группы, сколько их в меньшей. При формулировке ответа важно каждый раз указывать, на сколько , больше предметов в одной группе, на столько меньше — в другой.
Для первичного закрепления следует решить задачу, данную в учебнике. При этом необходимо рассмотреть не только сюжетную иллюстрацию к задаче, но и схематический рисунок, который по ней составлен. Пусть дети объяснят, как он выполнен. [Вместо каждой лошадки нарисовали квадрат, вместо каждого верблюда — треугольник.] «Почему 3 квадрата перечеркнуты?» [Зачеркнули столько квадратов, сколько треугольников.] Обязательно должна быть объяснена и запись. Эту работу выполняют устно, а упражнение 1 разбирают и записывают на доске и в тетрадях. (Вызванный ученик выполняет сначала схематический рисунок на доске, а остальные — в тетрадях.) Затем записывается решение и кратко ответ — Ответ: на 2 карандаша.
Работа над пройденным материалом.
1. Сравнение чисел. Начать следует с упражнений на сравнение чисел в пределах 20 по месту, которое они занимают в ряду, при этом сравнивать можно не только стоящие рядом числа. Затем полезно использовать и прием поразрядного сравнения чисел (упражнение 2). Работа проводится под руководством учителя, примеры заранее записывают на доске, каждый пример обсуждают в ходе фронтальной устной работы.
2. Использование терминов «сумма», «разность». Задания для устных вычислений можно формулировать так: «Найти сумму чисел 8 и 2, вычислить разность чисел 6 и 2».
Самостоятельно после объяснения о форме записи ученики выполняют упражнение 3.
Урок 6 (с. 8). Решение примеров в два действия вида 7 + 3 + +5, 12—2—4.
Работа над новым материалом. В качестве подготовки к изучению нового материала следует повторить дополнение данного числа до 10, решение примеров в два действия в пределах 10, а также случаи вида 10+2, 17—7, В связи с этим в устные упражнения надо включить решение записанных заранее на доске примеров:
3 6 7 8 | +4 +2 -5 —4 | -2 -5 +3 +6 | 2 8 1 6 | + + | 7 2 9 3 | -5 +3 —2 +7 | 3 6 8 9 | -2+ +3- -5+ -2+ | 8 7 7 3 |
Учитель молча показывает указкой числа, знак (3; +; 4) и ученика, который должен дать ответ [7], дальше опять указкой показывает: —, 2. Можно примеры I столбика предлагать детям, сидящим в одном ряду, II — в другом, III — в третьем. Подвести итог, какой ряд лучше справился с работой. Затем устно выполнить упражнение 5.
Далее с использованием наборного полотна из 20 карманов (по 10 в каждом ряду) демонстрируется решение примера 8+2+4. На верхней полочке учитель выставляет 8 красных кружков и предлагает прибавить к ним 2 синих (кружки выложить в том же ряду). «Сколько стало кружков? Теперь прибавим еще 4 синих кружка», — говорит учитель, выставляя их на второй полочке полотна. «Сколько теперь всего кружков?» Еще раз повторяют, сколько было красных кружков, сколько к ним добавили синих сначала, потом, сколько всего кружков стало. Последние вопросы: «Сколько всего синих кружков мы прибавили к 8 красным? Сколько же у нас получилось, когда мы к 8 прибавили б?»
Аналогично разбирают пример 13 — 3 — 6. Наконец, используя иллюстрации и записи учебника (упражнение 1), дети подробно объясняют решение. Для закрепления письменно ученики вы полняют упражнение 2 (можно по вариантам: I вариант—верхняя строка примеров, II — нижняя). Работу проверить на уроке с устным комментированием решения.
Работа над пройденным материалом.
Задачу 3 дети решают после чтения вслух и самостоятельного выполнения схематического рисунка. (Помидор изображают кружком, огурец — клеткой; из 5 клеточек 3 перечеркивают.) Выясняют, каким действием решается задача и почему. Решение записывают на доске и в тетрадях: 5 — 3=2. Ответ:
на 2 огурца.
Для самостоятельной р а б оты предложить упражнение 4 (после объяснения того, что значит «на 4 больше» [Столько же и еще 4.] и упражнение 7 (по вариантам: I вариант —
верхняя строка, II—нижняя). Письмо цифры по выбору учителя.
Урок 7 (с. 9). Отрезок. Длина отрезка.
Работа над новым материалом.
В качестве подготовки к рассмотрению нового полезно провести несколько практических упражнений по сравнению по длине полосок бумаги, кусочков веревки и др. От сравнения длин предметов способом наложения следует перейти к сравнению длин с помощью линейки, вспомнив при этом, что обозначают нанесенные на ней деления и цифры, как следует прикладывать линейку при измерении.
После этого учитель показывает начерченные на доске отрезки и говорит: «Это отрезки прямой. Отрезки чертят по линейке». Показывает, как это делается — отмечает две точки, и говорит: «Это концы отрезка, соединив их по линейке, получим отрезок. Концы его обычно обозначают небольшими черточками». Вызывает к доске двух учеников, дает им кусочек веревки и просит натянуть, объясняет, что туго натянутая нить похожа на отрезок прямой, а если ее не натянуть, то она провиснет и это уже не будет отрезком прямой. Узнать длину отрезка можно так же» как длину полосок. Используя иллюстрацию в учебнике, дети определяют длину красного отрезка, объясняя при этом, почему можно сказать, что его длина — 4 см. [ От одного конца до другого сантиметр может уложиться 4 раза или один конец отрезка совпадает с цифрой 0 на линейке, а другой — с цифрой 4.]
Дети выполняют задания из учебника: измеряют отрезки, сравнивают их длины.
Далее учитель просит привести примеры отрезков, которые можно увидеть в классной комнате (край доски, листа тетради, стороны треугольника, квадрата и др.). Выполняется упражнение 1.
Работа над пройденным материалом.
1. Продолжая работу над таблицами сложения и вычитания в пределах 10, включить в устные упражнения повторение состава чисел (использовать упражнение 4), решение примеров в два действия (примеры должны быть записаны на доске). Особое внимание уделить случаям дополнения любого однозначного числа до 10 и более трудным случаям вычитания вида 10—7, 9—8, 7 — 5. В ходе устной фронтальной работы надо использовать термины «сумма», «разность», дети должны понимать различные формулировки заданий на нахождение суммы и разности (упражнение 5). Письменно следует решить примеры верхней строки из упражнения 6.
2. Решение задач. Устно: «В саду 6 кустов красной смородины и 8 кустов черной смородины. Каких кустов больше в саду
и на сколько больше?» (Числовые данные записываются на доске.)
Под руководством учителя ученики выполняют в тетрадях упражнение 2. При разборе дети должны объяснить, как они понимают выражение «на 6 меньше».
Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 3 и 6 (нижняя строка), письмо цифр по указанию учителя.
Уроки 8 и 9 (с. 10 и 11). Закрепление пройденного, проверка знания таблиц сложения и вычитания, умений решать задачи.
Уроки важно построить с учетом подготовленности класса. При этом полезно использовать материал занимательных упражнений, приведенных в учебнике, организовать самостоятельные работы, направленные на восполнение пробелов, обнаруженных в подготовке учащихся. На одном из уроков провести проверочную работу, примерный текст которой приведен ниже.
Проверочная работа.
I вариант
1. Решить задачу. На одной ветке 6 яблок, а на другой — на 2 яблока меньше. Сколько яблок на второй ветке?
2. Решить примеры.
3+5 2+7 9—6 10—8
II вариант В одной коробке 4 карандаша, а в другой — на 2 карандаша больше. Сколько карандашей во второй коробке?
4+6 7-5
1+7 10—9
6+3 8—5 7+3 9—7 5+5 6-4 6+2 6—3
Указания к упражнениям, с. 10 и 11.
Упражнение 1 можно использовать неоднократно: один раз дается задание выписать примеры с ответом 9 из первого ряда столбиков (п. 1), другой раз—с ответом 7 из тех же примеров и т.д. Аналогично из второго ряда столбиков (п. 2). Упражнение можно использовать и на следующих уроках.
Упражнения 2 и 3 выполняют устно.
Перед выполнением упражнения 3 полезно провести аналогичную работу с моделью циферблата часов. При этом дети должны вспомнить то, что им уже известно об определении времени по часам и о направлении движения стрелок.
Упражнения 4 и 7 «вынести» на доску, с тем чтобы дети записали нужные числа у концов стрелочек. Такие упражнения полезно включать и на следующих уроках, так как они готовят к той форме записи, которая используется при объяснении приемов сложения и вычитания с переходом через 10.
Упражнение 5 выполнить устно. К нему можно обращаться
и на данных уроках, и на следующих, выбирая каждый раз лишь один из предложенных ответов.
Упражнение 6 также можно использовать неоднократно. Оно может послужить основой для организации соревнования в том, кто больше придумает примеров с предложенным ответом.
Помимо вычислительных упражнений на уроках, следует решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Урок 10 (с. 12). Обобщение способа решения задач на разностное сравнение чисел.
Работа над новым материалом.
На уроке следует рассмотреть несколько задач на разностное сравнение чисел, при решении каждой из них составить схематический рисунок, повторить те рассуждения, которые лежат в основе выбора действия, обратить внимание детей на то, каким действием решается задача.
Первые задачи предлагает учитель и записывает их кратко на доске, вызванные ученики делают схематический рисунок, записывая под ним решение. 1) «На тарелке 4 помидора и 6 огур'-црв. На сколько огурцов больше, чем помидоров?» 2) «Миша сделал для малышей 5 флажков, а Коля 8 флажков. На сколько флажков Миша сделал меньше, чем Коля?» 3) «Маше 6 лет, а ее брату 8 лет. На сколько лет Маша моложе брата?»
На доске получается запись:
Помидоров — 4 шт. Огурцов — 6 шт. На сколько ... больше, чем ...?
6-4=2
Ответ: на 2
штуки.