Файл: Основные вопросы методики обучения во ii классе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обучение во 2 классе . Пособие для учителя четырёхлетней начальной школы: В 2-х кн. Кн. 2. / Под ред. Б.И. Фоминых. – М.: Просвещение, 1989. – 400 с.

Основные вопросы методики обучения во II классе.

Центральной в курсе II класса является тема «Сложение и вычитание в пределах 100». Одна из основных задач ее—осно­вательное, доведенное до автоматизма усвоение детьми таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания. На этапе составления таблиц используются хорошо уже известные детям приемы сложения (вычитания) числа по частям и прием вычитания, основанный на знании состава чисел из двух слагаемых. Разница состоит лишь в том, что до сих пор дети использовали эти приемы при сложении и вычитании в пре­делах 10, а теперь они должны с их помощью производить «переход через десяток». Рассмотрение приемов и составление таблиц проводятся с широкой опорой на наглядность. Начи­нается работа над табличным сложением и вычитанием в самом начале года и на всех последующих уроках должна вестись систематически, с тем чтобы обеспечить усвоение детьми таблиц на память. Здесь необходимы не только повседневная трени­ровка, но и систематический индивидуальный контроль и учет усвоения таблиц каждым учеником класса.

После ознакомления с нумерацией чисел в пределах 100 дети знакомятся с приемами не только устного, но и письменного сло­жения и вычитания в пределах 100. К устным вычислениям относятся сложение и вычитание таких двух чисел, одно из ко­торых однозначное (например, 24+3, 6+17, 24—2, 63—7) или хотя бы одно содержит только десятки (например, 32 + 50, 68—40, 30+40 и др.)., Рассматривая эти случаи, дети должны твердо усвоить, что единицы прибавляют к единицам, а десятки — к десяткам (аналогично и для вычитания).

На примере более трудных случаев сложения и вычитания в пределах 100 (34+21, 78—54, 36+18, 45—29) дети практи­чески знакомятся с алгоритмами письменных вычислений, что позволяет сделать этот материал значительно более легким и, безусловно, доступным для всех учащихся. Ознакомление с при­емами устных и письменных вычислений и во II классе ведется в ос­новном в опоре на наглядность, хотя в связи с рассмотрением приемов вычислений дети знакомятся и с теми важнейшими свой­ствами арифметических действий, на которых эти приемы осно­ваны.

В течение всего года дети должны тренироваться как в уст­ных, так и в письменных вычислениях, используя последние в тех случаях, когда устно решить пример трудно. Опыт пикшывает, что после ознакомления с письменными присмимн сложения и

вычитания дети иногда «переносят» их и на устные вычисления (например, складывают 23 и 56 устно, рассуждая при этом так:

«З и 6, получится 9, а 20 +50 ==70, всего получится 79»). Этого не следует опасаться. Вообще строгой границы между устными вычислениями и письменными быть не должно.

Как и всегда, большое место в теме «Сложение и вычитание в пределах 100» занимает обучение детей решению разнообраз­ных текстовых задач. Здесь продолжается работа над простыми задачами, раскрывающими смысл действий и показывающими различные случаи их практического применения. Новыми для детей будут простые задачи на разностное сравнение чисел и на нахождение неизвестного компонента действий (слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого). Ответственнейшим шагом в обуче­нии решению задач является переход от простых задач к зада­чам, решаемым двумя действиями. Необходима заблаговремен­ная подготовка к этому, которая подсказывается представлен­ными в учебнике упражнениями в решении задач с недостающим вопросом, пропущенными данными, задач-«цепочек» (когда вто­рая задача является как бы продолжением первой и предпо­лагает использование в качестве одного из данных ответа на вопрос предыдущей задачи). Вся работа по обучению решению задач ведется на основе рационального использования различ­ных форм наглядности.

При ознакомлении с задачами нового вида, как правило, ис­пользуется полная предметная наглядность или схематическое изображение данных с помощью кружков (квадратов и др.). На первых порах можно рекомендовать детям в случае затруд­нения с выбором действия использовать прием схематического иллюстрирования и при самостоятельном решении задач. Однако постепенно должен быть обеспечен переход к решению задач «по представлению» (особенно задач, с которыми дети уже доста­точно хорошо знакомы) или на основе простейших и тоже хорошо уже знакомых детям рассуждений (например, при решении за­дач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц). Основой для выбора действия на определенном этапе может служить и ссылка на сформулированное уже общее правило (например, при решении задач на разностное сравнение чисел).

Наряду с предметным и схематическим иллюстрированием ши­роко используют и прием краткой записи задач. Следует иметь в виду, что иллюстрирование и краткая запись являются вспомо­гательными приемами, облегчающими решение в случае, если оно вызывает затруднения, и не должны рассматриваться в каче­стве обязательного элемента в оформлении решения задач. Как правило, краткую запись должен делать учитель, причем очень важно, чтобы она выполнялась не заранее, а по ходу анализа текста задачи и в ее составлении принимали активное участие дети.

Решение составных задач выполняют (как этого требует программа) с составлением по задаче выражения. Образцы соот­ветствующих записей даны в учебнике. Очень важно, чтобы при составлении выражения учитель требовал от детей объяснения каждого шага в рассуждении, которое лежит в основе выпол­ненной записи. Пусть дети объясняют, какое действие они вы­полнят первым, что узнают, выполнив это действие, почему для решения задачи нужно выполнить именно это действие, как они получат ответ на вопрос задачи и т. п. Составление выражения по задаче должно приучить детей не выполнять каких-либо дей­ствий над числами до того, как будет намечен план решения. Научить продумывать ход решения до конца «на два шага вперед» — вот цель, которая должна быть достигнута при обу­чении решению составных задач. При таком подходе отпадает необходимость в решении задач по действиям.

Более подробно методика работы над задачами каждого вида рассматривается в методических указаниях к урокам.

Помимо вопросов нумерации и действий над числами, програм­ма для второго года обучения предусматривает продолжение ра­боты по ознакомлению детей с величинами и их измерением.

Рассмотрение единиц длины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношений между ними ведется в связи с изучением нумера­ции. Однако, чтобы обеспечить уверенное использование этих единиц и знание соотношений между ними, необходимо формиро­вать эти знания и умения в ходе практических упражнений по измерению и черчению отрезков заданной длины. При этом важно каждый раз напоминать детям о том, как производится измерение длины с помощью линейки с сантиметровыми делениями, что озна­чают нанесенные на ней цифры, как должна быть приложена линейка к измеряемому отрезку и т. п.

Специального внимания учителя при работе во II классе тре­бует формирование у детей навыков каллиграфически правиль­ного написания цифр, знаков ;>,<,=. Нельзя забывать о том, что на первом году обучения эта работа велась в особых усло­виях — дети привыкли к тетради с печатной основой, где клетки были крупнее, где не возникала, как правило, проблема располо­жения записей на странице и др. Всему этому нужно учить на­чиная с первого урока во II классе, предусматривая необходи­мый показ, четкий инструктаж и систематически ведя индиви­дуальную работу с детьми. На каждом уроке и в домашнее задание надо включать упражнения в письме цифр (учителю придется прописывать в тетради каждого ученика те цифры, письмо кото­рых вызывает замечания). Все письменные работы детей должны ежедневно проверяться учителем.

Наряду с обучением письму в тетради следует постепенно приучать детей к выполнению аккуратных записей на классной доске. В связи с этим важно, чтобы часть доски была разграфле­на в клетку (на той высоте, которая была бы удобна для 7-лет­них учащихся).

Методика работы с детьми не должна резко отличаться от той, к которой они привыкли в I классе. Как и раньше, рас­смотрение новых вопросов, как правило, должно начинаться с демонстрации или практической работы. В течение всего второ­го года обучения постоянно должен использоваться разрезной счетный материал. Ученики должны быть обеспечены кассами со счетным материалом, счетными палочками и др.

Как и прежде, большое значение придается организации на уроках различных игр, использованию элементов заниматель­ности. Однако со временем игры должны отступать на второй план — важно обеспечить постепенный переход к обычной для школьного обучения учебной деятельности.

Особенно важно с точки зрения этой задачи систематически и целенаправленно, из урока в урок формировать у детей зна­ния, умения и навыки, необходимые для вполне самостоятель­ного выполнения заданий учителя. Самостоятельная работа уча­щихся должна быть непременным элементом каждого урока. С первых же дней занятий во II классе ежедневно детям должны да­ваться задания на дом. Отбирая материал для домашних зада­ний, необходимо предварительно выполнить аналогичную работу в классе, с тем чтобы быть уверенным, что задание окажется посильным для каждого ребенка. Это может быть прописывание цифр (по образцу, данному учителем). Можно включать в до­машнее задание и решение примеров, но на первых порах лучше при этом первую строку примеров записать и решить в классе, что­бы детям было уже ясно, где должны быть записаны следующие примеры. Может быть задано на дом и решение простейших задач, но, как правило, для облегчения работы полезно про­читать текст задачи, спросить, каким действием она будет решать­ся, указать, как должно быть оформлено ее решение. На первых порах запись решения задачи не отличается от решения при­мера, но располагается в середине строки и подчеркивается число, полученное в ответе. В дальнейшем вводится краткая запись ответа. Тогда и решение, и ответ записываются в одной строке. Например: 8+2= 10. Ответ; 10 см.

В помещаемых ниже методических рекомендациях по основ­ным темам курса указаны задачи и планируемые результаты изу­чения темы, дан перечень наглядных пособий, указания к каж­дому уроку и примерные тексты проверочных работ.
Методические рекомендации по основным темам курса.

Второй десяток. Сложение и вычитание. Задачи и планируемые результаты изучения темы.

1. В течение первых двух недель занятий должны быть повто­рены все основные вопросы программы первого года обучения.

1) Знание последовательности чисел от 1 до 20. Умение воспро­изводить эту последовательность в прямом и обратном направ­лениях, начиная с любого заданного числа. Знание того, что, прибавив к данному числу 1, получим число, следующее за ним при счете, а вычтя 1 — число, которое встречается при счете Перед ним. Знать место числа 0 в ряду.

2) Умение читать и записывать числа в пределах 20, срав­нивать их по месту, которое они занимают в ряду чисел.

3) Знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10, соответствующих случаев состава чисел. При повторении таблиц необходимо вспомнить приемы сложения и вычитания, с которыми дети знакомились на первом году обучения: а) прием прибавле­ния и вычитания числа по частям; б) прием перестановки сла­гаемых, используемый в тех случаях, когда к меньшему числу прибавляют большее (например, 3+6=6+3); в) прием вы­читания, основанный на знании состава числа.

4) Знание состава чисел от 11 до 20 из десятков и единиц, умение дополнить данное число до 10, выполнять сложение и вы­читание в случаях вида 16+1, 19—1, 10+2, 12—2, 12—10.

5) Умение решать задачи изученных видов (на нахождение суммы, остатка, на увеличение или уменьшение числа на не­сколько единиц).

2) Параллельно с повторением пройденного и в неразрывной связи с ним на первых десяти уроках предусмотрено ознаком­ление детей с рядом новых вопросов, а именно:

1) Знаки > и < и их использование при сравнении чисел.

2) Термины «сумма» и «разность» как названия выражений вида 3+2, 5—1.

3) Задачи на разностное сравнение чисел. (Дети должны на­учиться обосновывать выбор действия при решении таких задач с использованием наглядности, а затем, на этой основе прийти к выводу о том, что во всех случаях, когда надо узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)

4) Примеры в 2 действия вида 6+4+3, 11—1—5, под­готавливающие к сложению и вычитанию с переходом через десяток.

5) Представления об отрезке прямой и длине отрезка.

3. Основной задачей изучения темы (работа над которой продолжается в течение всей первой четверти) является осознан­ное прочное усвоение детьми таблиц сложения и вычитания одно­значных чисел. Дети должны усвоить общий прием сложения и вычитания с переходом через десяток. Например, для сложения 8+5 определяем, сколько единиц нужно добавить к первому слагаемому, чтобы дополнить его до 10(2), затем на основе знания состава чисел первого десятка (5 — это 2 и 3) выясняем, сколько еще единиц содержится во втором слагаемом (3), и прибавляем их к 10(10 + 3 == 13). Аналогично для вычитания: 12—7== ==12—2—5. Однако здесь важно научить детей пользоваться приемом, основанным на знании состава чисел (12—это 7 и 5, значит, 12—7 =5). Учащиеся должны знать на память все случаи из таблицы сложения и на этой основе выполнять вычита­ние.

4. Параллельно с изучением табличного сложения и вычита­ния продолжается работа по обучению детей решению задач. В этой теме предусмотрено рассмотрение задач на нахождение неизвестного слагаемого и неизвестного уменьшаемого. Дети должны научиться решать их на наглядной основе. (Без обозначе­ния неизвестного буквой и составления уравнения!) Например:

«На столе лежала пачка тетрадей. Когда из этой пачки взяли 8 тетрадей, в ней осталось 10 тетрадей. Сколько тетрадей было в пачке сначала?» Задача иллюстрируется практически, и дети объясняют решение так: «Чтобы узнать, сколько тетрадей было в пачке, нужно к тем тетрадям, которые остались, прибавить те, которые взяли (вернуть их назад). Поэтому задача решается сло­жением: 10+8= 18. Ответ: в пачке было 18 тетрадей». Анало­гично для задач на нахождение неизвестного уменьшаемого. Дети должны научиться иллюстрировать такие задачи с помощью схе­матических рисунков (или с помощью счетного материала).
Наглядные пособия.

Демонстрационные.

1. Наборное полотно с 2 рядами карманов, по 10 в каждом.

2. Наборы предметных картинок и карточек с цифрами, зна­ками действий и отношений: +, —, ==, >, <:.

3. Таблицы серии «Нумерация чисел от 1 до 10». Авторы:

М. И. Моро, С. В. Степанова, Н. А. Янковская.

4. Модели геометрических фигур (круги, треугольники, квад­раты) .

5. Модели монет.

6. Линейка метровая, на которой выделены дециметры. Индивидуальные.

1. Наборное полотно с 2 рядами карманов, по 10 в каждом.

2. Карточки с цифрами, знаками действий и отношений: +, —> ==> >, < 3. Набор моделей геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, по 10 фигур каждого вида, и, кроме того, 10 кругов другого цвета).

4. Счетный пенал или касса для хранения счетного материала.

5. Линейка с сантиметровыми делениями.
Указания к урокам.

Урок 1 (с. 3). Повторение нумерации, сложения и вычита­ния в пределах 10. Ознакомление со знаками >, <:.

Учитель предлагает детям вспомнить, чем они занимались на уроках математики в прошлом году [Считали, решали за­дачи, примеры, учили состав чисел и т.п.], а затем говорит:

«Давайте проверим, всё ли вы хорошо помните из того, чему учи­лись» — и проводит следующие упражнения:

1. Повторение нумерации в пределах 10. Проводится счет цепочкой: учитель называет число, а вызванные ученики один за другим называют одно-два следующих числа в порядке увели­чения или уменьшения чисел (по договоренности). Затем органи­зуется игра «Найди свое место». Учитель вызывает к доске 10 уче­ников, делит их на команды по 5 человек и раздает карточки с цифрами от 0 до 9. Например, первой команде с цифрами О, 3, 4, 7, 9, а второй — с цифрами 1, 2, 5, 6, 8. Задание: каждой команде построиться так, чтобы числа шли по порядку, начиная с самого маленького. Выигрывает та команда, которая построит­ся скорее и правильно. Затем учитель предлагает обеим коман­дам объединиться и построиться в один ряд по порядку номеров. Выясняется, какое из данных чисел самое большое, самое ма­ленькое. Можно предложить детям сравнить числа 5 и 2, 9 и 7. Назвать все числа, которые меньше чем 4, больше чем 7. При этом дети объясняют, что, например, 9 больше чем 7, потому что при счете встречается позднее чем 7, и т. п.

2. Ознакомление со знаками > и <. На наборном полотне по указанию учителя вызванные ученики выставляют на верх­ней полочке 5 кружков, на нижней — 6 треугольников. На сле­дующей полочке обозначают цифрами, сколько кружков (ставят карточку с цифрой 5) и сколько треугольников (6). Учитель спрашивает, каких фигур меньше, и, получив ответ, показывает, как это записывается с использованием специального знака «мень­ше» (на полотне запись: 5<;6)'. Следует подробно разобрать с детьми, из каких элементов состоит знак «меньше» (две палоч­ки, как и в знаке «равняется», но палочки широко раздвинуты в сторону большего числа и сходятся к меньшему).

Пусть вызванный к доске ученик запишет под диктовку учи­теля: 1<2, 2<3, а остальные покажут «в воздухе», как бы они записали знак «меньше». Аналогично разбирается запись

' Если в I классе использовали запись «5 меньше б», то полезно сначала повторить ее, а затем заменить в ней слово «меньше» знаком.

6>5. После этого можно спросить, как сделать, чтобы круж­ков и треугольников стало поровну. Рассмотреть оба способа, сделать и объяснить записи 5 = 5, 6 = 6. Для закрепления вы­полняется упражнение 2. При этом выясняется сначала, сколько треугольников, сколько синих квадратов, чего больше, чего мень­ше. Затем читается запись 9=9. Сколько всего треугольни­ков? [9.] Сколько всего квадратов? [10.] Чего больше? меньше? Как это записано? Читаются и объясняются записи, данные в учебнике.

Заполнение пропусков в ряду чисел и в записях вида 2 >||, 4>[^] и др. дети выполняют устно под руководством учителя. Хорошо, если при этом будут рассмотрены различные варианты (например, 2 > 1, 2 > 0, 4 > 3, 4 >1 и т. п.). В последнем приме­ре (10 < ||) может быть указано любое знакомое детям число, ко­торое больше чем 10.

Под руководством учителя дети учатся писать в тетради знаки > и <;, выполнять записи вида 2 <: 3, 4>1. На доске надо показать, как пишется такой знак (немного отступя от верх­него правого угла клетки справа налево к середине клетки и затем, не отрывая пера от бумаги, слева направо почти до нижнего правого угла клетки).

3. Составление и решение задач. На данном уроке должны быть повторены простейшие задачи на нахождение суммы и остат­ка. Две такие задачи может предложить учитель (дети решают их устно и объясняют, каким действием решают задачу и почему одну из них решают сложением, а другую — вычитанием). Затем дети под руководством учителя составляют по данному в учеб­нике рисунку одну задачу на сложение, а другую — на вычита­ние. Один ученик составляет задачу, второй повторяет ее ус­ловие, третий — вопрос, четвертый объясняет решение и дает ответ на вопрос задачи.

Для самостоятельной работы можно предложить письмо заданной учителем цифры и устное решение примеров из упражнения 3 с записью только ответов (ответы записываются в одну строчку, одно число отделяется от другого пропуском клетки).

Урок 2 (с. 4). Повторение нумерации в пределах 20, задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, приема прибавления и вычитания числа 2 и соответствующих случаев состава чисел в пределах 10.

1. Повторение нумерации в пределах 20 (счет цепочкой, на­чиная с любого заданного числа, называние «соседей» числа в ряду, числа, которое называется при счете перед или после заданного).

В устные упражнения включить задание на увеличение (умень­шение) числа на 1, используя упражнения 2 и 3. При этом обя­зательно нужно, чтобы учителем под диктовку учащихся или

вызванными учениками были выполнены на доске записи вида 7<8, 8<9, 1 > 0 и т. п.

2. Решение задач на увеличение и на уменьшение числа на несколько единиц. Начать лучше с проведения практических упражнений на сравнение двух групп предметов. По заданию учи­теля дети на наборном полотне (или на партах) кладут 8 круж­ков и столько же квадратов. Выясняется, сколько положили квадратов, можно ли ответить на этот вопрос, не пересчитывая эти квадраты. Затем учитель предлагает положить еще 2 квадра­та и сказать, чего стало больше — квадратов или кругов, как получилось, что квадратов стало больше, как можно узнать, сколько их стало. [К 8 надо прибавить 2.] Аналогично рассмат­ривается случай уменьшения на 2. После этого можно пред­ложить детям проиллюстрировать с помощью кругов и квадратов задачу: «В саду растет 6 грушевых деревьев, а яблонь — на 2 больше. Сколько яблонь в саду?» При решении обязательно должно прозвучать объяснение. [Яблонь на 2 больше, чем груш. Значит, их столько же, сколько груш (6) да еще 2, а всего 6+2=8. Ответ: 8 яблонь.] Аналогично разбирается и решается задача на уменьшение числа на несколько единиц. Повторя­ется объяснение. Например: «На 3 меньше—это значит столько же без трех» и т. п. Тот же вывод полезно повторить по иллюстра­циям упражнения 1.

3. Повторение приема прибавления и вычитания числа 2 по частям. Учитель говорит: «К 8 нужно прибавить 2. Как это мож­но сделать? Вспомните, как мы прибавляли число 1. [Если прибавить к числу 1, то получится следующее за ним при счете число.] 2—это 1 и сколько? [1 и 1.] Как же можно к 8 приба­вить 2?» [Прибавить к 8 один, получится 9, а потом к 9 при­бавить еще 1, получится 10.] Прием проговаривается еще раз при выполнении упражнения 6 (первые два столбика). При этом в качестве опоры используют ряд чисел, записанный на учени­ческой линейке (см. в учебнике). Каждый из проиллюстрирован­ных примеров следует разобрать подробно, напомнив детям, что, прибавляя 1, нужно сделать 1 «шаг» направо по линейке, при­бавляя 2 — 2 «шага» вправо, а вычитая — двигаться справа на­лево. Полезно поупражнять детей в присчитывании и отсчитыва-нии по 2 (счет цепочкой), рассмотреть случаи состава чисел:

6+2, 7+2, 8+2.

Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 4 и 5 и упражнение 6 (III и IV столбики).

Урок 3 (с. 5). Ознакомление с терминами «сумма» и «раз­ность». Повторение приемов прибавления и вычитания чисел 3 и 4 и соответствующих случаев состава чисел в пределах 10.

Работа над новым материалом. В качестве подготовки к введению новых терминов полезно включить в устные упражнения составление и решение задач на

нахождение суммы и остатка. Учитель дает на доске два схема­тических рисунка по образцу, данному на с. 5 (но с другими числами), и предлагает составить задачи, которые можно проил­люстрировать с помощью этих рисунков. По предложенным учениками задачам составляются выражения, и учитель запи­сывает их под каждой схемой (под диктовку учащихся).

Далее учитель предлагает детям прочитать по-разному за­пись 5+3 [К пяти прибавить три, пять плюс три, пять да три, пять увеличить на 3.] и сообщает, что в математике принято называть эту запись суммой чисел 5 и 3, а запись 7—2 раз­ностью чисел 7 и 2. Если мы выполним указанные действия, например 5+3, то узнаем, чему равна сумма чисел 5 и 3. Она равна 8. Аналогично, выполнив вычитание 7—2, мы узнаем, чему равна разность чисел 7 и 2. [Она равна 5.]

После этого полезно предложить несколько примеров на сло­жение и вычитание (на доске). Пусть дети прочитают и вы­числят все суммы, а затем разности.

Для закрепления проводят работу по с. 5 учебника (рас­сматривают рисунки и подписи под ними, устно выполняют упраж­нение 1).

Работа над пройденным материалом.

1. Проверка усвоения нумерации в пределах 20. Ее можно организовать в форме математического диктанта, для проведе­ния которого каждый ученик получает заранее заготовленные учителем полоски бумаги, на которых записаны числа от 10 до 20. Диктант включает задания: 1) Обвести кружком число, которое называют при счете перед числом 15, перед числом 20. 2) Под­черкнуть число, которое называют при счете после числа 16, 9. 3) Подчеркнуть красным карандашом число, которое получится, если увеличить на 1 число 15, 11. 4) Обвести красным круж­ком число, которое получится, если уменьшить на 1 число 12, 19.

2. Повторение сложения и вычитания в пределах 10 в слу­чаях вида П± 1, О ±2. Игра «Лесенка». На доске рисунок (рис. 1).

4+2 5-1 6-2 7+1 8-1 9-2 5+2

Можно дать две такие лесенки. Для решения примеров можно вызвать двух или четырех учеников, а можно организовать ра­боту в форме эстафеты, когда представители каждой команды решают по очереди по одному из примеров.

3. Повторение приемов сложения и вычитания в пределах 10 в случаях вида Ц+3, О ±4. Начать с повторения состава чисел 2, 3, 4 (можно в форме игры «Угадайка», когда учитель показывает карточку, на которой записан пример на сложение с ответом 4, а дети угадывают, какой пример на ней записан).

Затем по рисункам упражнения 2 повторяют, как удобно при­бавить 3 (4) по частям, и решают примеры первых двух столбиков с записью на доске и в тетрадях.

Далее дети рассматривают иллюстрацию к упражнению 3 и объясняют по ней, как можно прибавить (вычесть) число 3 или 4, используя ряд чисел.

Для самостоятельной работы предложить упражне­ние 2 (III и IV столбики) и письмо цифр (по заданию учи­теля).

Урок 4 (с. 6). Повторение приема перестановки слагаемых, взаимосвязи между сложением и вычитанием, состава чисел от 11 до 19 из десятков и единиц.

1. Повторение переместительного свойства сложения. Учи­тель показывает в одной руке 5 карандашей, в другой — 3 и спрашивает: «Сколько будет, если к 5 прибавить З? А если к 3 прибавить 5?» (Скрещивает руки.) Дети говорят, что по­лучится тоже 8. «Когда мы пользуемся приемом перестановки чисел при сложении?» [Когда к меньшему числу нужно прибавить большее.] На доске и в тетрадях выполняется запись: 5+3=8, 3+'5=8, примеры записывают один под другим. Еще два-три примера на применение приема перестановки слагаемых решают устно (хорошо, если такие примеры придумают сами дети).

2. Повторение взаимосвязи между сложением и вычитанием. С помощью карточек с числовыми фигурами показывается, что 4+2:= 6, а 6—2=4 и 6—4== 2. На доске и в тетрадях делают соответствующие записи.

Для закрепления дети самостоятельно составляют и записы­вают II столбик примеров из упражнения 2 (по образцу, данному в I столбике).

3. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на не­сколько единиц. Учитель формулирует задачи, а дети устно объясняют решение, обосновывая выбор действия.

1) «Мише 8 лет, а Коля на 2 года старше, чем Миша. Сколько лет Коле?»

2) «Длина одной полоски 8 см, а другой — на 2 см меньше. Найдите длину второй полоски».

Учитель записывает задачи кратко на доске.

М. —8 л. 1—8 см К.— ? на 2 г. старше II—? на 2 см меньше

4. Сравнение чисел. Упражнение 3 дети выполняют под руко­водством учителя: сначала выясняют, какое число находится в ряду чисел между 14 и 16, затем дети объясняют, какой знак надо поставить вместо звездочки — больше или меньше. Записи М< 15, 15 < 16 выполнить на доске.

5. Повторение состава чисел 11—20 из десятков и единиц и соответствующих случаев сложения и вычитания проводят устно по рисункам и заданиям упражнения 4 (I и II столбики).

6. Повторение состава чисел 10 и 9 (упражнение 1) можно провести устно — у доски в форме игры «Заселяем дома» или по учебнику. Вопросы поставить, например, так: «В дом должны въехать 10 семей, уже въехали 9. Сколько еще семей должно въехать?», или «Сколько нужно прибавить к 9, чтобы получилось 10?», или «10 — это 9 и сколько?» и т. п. Так же можно провести игру «Молчанка» (упражнение 6).

Для самостоятельной работы предложить упражне­ния 2 (столбик III), 4 и упражнение 5 (после устного разбора под руководством учителя).

Урок 5 (с. 7). Ознакомление с задачами на разностное срав­нение чисел.

Работа над новым материалом. Для того чтобы выбор действия при решении задач на раз­ностное сравнение чисел был осознан детьми, необходимо четко провести демонстрацию, подводящую к нужному выводу. Опишем различные варианты такой демонстрации. Учитель на глазах у детей отсчитывает 10 красных кубиков и прячет их в мешочек. Затем в другой мешочек кладет 8 синих кубиков. На доске за­пись: «кр. — 10, син. — 8». «Каких кубиков больше?» — спраши­вает учитель. Дети скажут, что красных кубиков больше, чем синих, потому что 10>8. «Каких кубиков меньше?» [Синих, так как 8 < 10.] Подтвердив правильность ответа, учитель сообщает, что сегодня будут решаться новые задачи, в которых надо уз­нать, на сколько одно число больше или меньше другого, и предлагает внимательно следить за его действиями. «Я буду вынимать из мешочков кубики парами — красный и синий, крас­ный и синий и т. д., пока не выну все синие кубики». (Учитель показывает, выставляя кубики на полочке парами: нижний — красный, на нем — синий. Выложив три-четыре такие пары, об­ращает внимание детей на запись на доске и спрашивает: «Не догадается ли кто-нибудь, сколько таких пар кубиков получится?» Если дети не смогут ответить на этот вопрос, то придется про­должить демонстрацию. Главное, чтобы все поняли, что из ме­шочка с синими кубиками вынули все кубики, т. е. 8, а из другого мешочка — столько же красных кубиков, т. е. тоже 8, и в нем остались «лишние» красные кубики, которым не нашлось пары.

После этого еще раз следует спросить: «Сколько было красных кубиков? [10.] Сколько их вынули?» [8.], выяснить, как узнать, сколько же их осталось. [10—8=2.] Формулируется ответ на вопрос задачи: красных кубиков на 2 больше, чем синих. Для подведения к выводу полезно спросить еще раз, каким действием узнали, на сколько 10 больше, чем 8.

Демонстрацию можно провести и с использованием фланеле-графа или магнитной доски. В этом случае сравниваемые группы предметов (например, 8 треугольников и 6 квадратов) распола­гают на доске так, чтобы нельзя было сразу заметить, что тре­угольников на 2 больше, чем квадратов. Учитель снимает пары фигур «треугольник — квадрат», пока на доске останется только 2 треугольника. Делается вывод: чтобы узнать, на сколько боль­ше треугольников (или на сколько меньше квадратов), мы из большего числа (8) вычли меньшее (6). 1

Полезно аналогичную работу выполнить с использованием 'т индивидуальных пособий. Важно, чтобы каждый раз дети наблю- | дали или выполняли сами практические действия, соответству- ^ ющие вычитанию: убирали, отодвигали, закрывали, зачеркивали столько предметов большей группы, сколько их в меньшей. При формулировке ответа важно каждый раз указывать, на сколько , больше предметов в одной группе, на столько меньше — в другой.

Для первичного закрепления следует решить задачу, данную в учебнике. При этом необходимо рассмотреть не только сюжет­ную иллюстрацию к задаче, но и схематический рисунок, кото­рый по ней составлен. Пусть дети объяснят, как он выполнен. [Вместо каждой лошадки нарисовали квадрат, вместо каждого верблюда — треугольник.] «Почему 3 квадрата перечеркнуты?» [Зачеркнули столько квадратов, сколько треугольников.] Обяза­тельно должна быть объяснена и запись. Эту работу выпол­няют устно, а упражнение 1 разбирают и записывают на доске и в тетрадях. (Вызванный ученик выполняет сначала схемати­ческий рисунок на доске, а остальные — в тетрадях.) Затем за­писывается решение и кратко ответ — Ответ: на 2 карандаша.

Работа над пройденным материалом.

1. Сравнение чисел. Начать следует с упражнений на срав­нение чисел в пределах 20 по месту, которое они занимают в ряду, при этом сравнивать можно не только стоящие рядом числа. Затем полезно использовать и прием поразрядного сравнения чисел (упражнение 2). Работа проводится под руководством учителя, примеры заранее записывают на доске, каждый пример обсуждают в ходе фронтальной устной работы.

2. Использование терминов «сумма», «разность». Задания для устных вычислений можно формулировать так: «Найти сумму чисел 8 и 2, вычислить разность чисел 6 и 2».

Самостоятельно после объяснения о форме записи ученики выполняют упражнение 3.

Урок 6 (с. 8). Решение примеров в два действия вида 7 + 3 + +5, 12—2—4.

Работа над новым материалом. В качестве подготовки к изучению нового материала следует повторить дополнение данного числа до 10, решение примеров в два действия в пределах 10, а также случаи вида 10+2, 17—7, В связи с этим в устные упражнения надо включить решение записанных заранее на доске примеров:


3 6

7 8


+4 +2 -5 —4


-2 -5

+3 +6


2 8 1 6


+ +


7 2 9 3


-5 +3 —2 +7


3 6 8 9


-2+ +3-

-5+ -2+


8 7 7 3




Учитель молча показывает указкой числа, знак (3; +; 4) и ученика, который должен дать ответ [7], дальше опять указкой показывает: —, 2. Можно примеры I столбика предлагать детям, сидящим в одном ряду, II — в другом, III — в третьем. Подвести итог, какой ряд лучше справился с работой. Затем устно выпол­нить упражнение 5.

Далее с использованием наборного полотна из 20 карманов (по 10 в каждом ряду) демонстрируется решение примера 8+2+4. На верхней полочке учитель выставляет 8 красных кружков и предлагает прибавить к ним 2 синих (кружки выло­жить в том же ряду). «Сколько стало кружков? Теперь прибавим еще 4 синих кружка», — говорит учитель, выставляя их на второй полочке полотна. «Сколько теперь всего кружков?» Еще раз повто­ряют, сколько было красных кружков, сколько к ним добавили синих сначала, потом, сколько всего кружков стало. Последние вопросы: «Сколько всего синих кружков мы прибавили к 8 крас­ным? Сколько же у нас получилось, когда мы к 8 прибавили б?»

Аналогично разбирают пример 13 — 3 — 6. Наконец, используя иллюстрации и записи учебника (упражнение 1), дети подробно объясняют решение. Для закрепления письменно ученики вы полняют упражнение 2 (можно по вариантам: I вариант—верх­няя строка примеров, II — нижняя). Работу проверить на уроке с устным комментированием решения.

Работа над пройденным материалом.

Задачу 3 дети решают после чтения вслух и самостоя­тельного выполнения схематического рисунка. (Помидор изобра­жают кружком, огурец — клеткой; из 5 клеточек 3 перечерки­вают.) Выясняют, каким действием решается задача и почему. Решение записывают на доске и в тетрадях: 5 — 3=2. Ответ:

на 2 огурца.

Для самостоятельной р а б оты предложить упражне­ние 4 (после объяснения того, что значит «на 4 больше» [Столь­ко же и еще 4.] и упражнение 7 (по вариантам: I вариант —

верхняя строка, II—нижняя). Письмо цифры по выбору учи­теля.

Урок 7 (с. 9). Отрезок. Длина отрезка.

Работа над новым материалом.

В качестве подготовки к рассмотрению нового полезно про­вести несколько практических упражнений по сравнению по длине полосок бумаги, кусочков веревки и др. От сравнения длин пред­метов способом наложения следует перейти к сравнению длин с помощью линейки, вспомнив при этом, что обозначают нанесенные на ней деления и цифры, как следует прикладывать линейку при измерении.

После этого учитель показывает начерченные на доске от­резки и говорит: «Это отрезки прямой. Отрезки чертят по ли­нейке». Показывает, как это делается — отмечает две точки, и говорит: «Это концы отрезка, соединив их по линейке, получим отрезок. Концы его обычно обозначают небольшими черточками». Вызывает к доске двух учеников, дает им кусочек веревки и просит натянуть, объясняет, что туго натянутая нить похожа на отрезок прямой, а если ее не натянуть, то она провиснет и это уже не будет отрезком прямой. Узнать длину отрезка можно так же» как длину полосок. Используя иллюстрацию в учебнике, дети определяют длину красного отрезка, объясняя при этом, почему можно сказать, что его длина — 4 см. [ От одного конца до другого сантиметр может уложиться 4 раза или один конец отрезка совпадает с цифрой 0 на линейке, а другой — с цифрой 4.]



Дети выполняют задания из учебника: измеряют отрезки, сравнивают их длины.

Далее учитель просит привести примеры отрезков, которые можно увидеть в классной комнате (край доски, листа тетради, стороны треугольника, квадрата и др.). Выполняется упражне­ние 1.

Работа над пройденным материалом.

1. Продолжая работу над таблицами сложения и вычитания в пределах 10, включить в устные упражнения повторение соста­ва чисел (использовать упражнение 4), решение примеров в два действия (примеры должны быть записаны на доске). Особое внимание уделить случаям дополнения любого однозначного числа до 10 и более трудным случаям вычитания вида 10—7, 9—8, 7 — 5. В ходе устной фронтальной работы надо использовать термины «сумма», «разность», дети должны понимать различные формулировки заданий на нахождение суммы и разности (уп­ражнение 5). Письменно следует решить примеры верхней стро­ки из упражнения 6.

2. Решение задач. Устно: «В саду 6 кустов красной сморо­дины и 8 кустов черной смородины. Каких кустов больше в саду

и на сколько больше?» (Числовые данные записываются на доске.)

Под руководством учителя ученики выполняют в тетрадях уп­ражнение 2. При разборе дети должны объяснить, как они пони­мают выражение «на 6 меньше».

Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 3 и 6 (нижняя строка), письмо цифр по указанию учителя.

Уроки 8 и 9 (с. 10 и 11). Закрепление пройденного, провер­ка знания таблиц сложения и вычитания, умений решать задачи.

Уроки важно построить с учетом подготовленности класса. При этом полезно использовать материал занимательных уп­ражнений, приведенных в учебнике, организовать самостоятель­ные работы, направленные на восполнение пробелов, обнару­женных в подготовке учащихся. На одном из уроков провести проверочную работу, примерный текст которой приведен ниже.

Проверочная работа.

I вариант

1. Решить задачу. На одной ветке 6 яб­лок, а на другой — на 2 яблока меньше. Сколько яблок на второй ветке?

2. Решить примеры.

3+5 2+7 9—6 10—8

II вариант В одной коробке 4 ка­рандаша, а в другой — на 2 карандаша больше. Сколько карандашей во второй коробке?

4+6 7-5

1+7 10—9

6+3 8—5 7+3 9—7 5+5 6-4 6+2 6—3

Указания к упражнениям, с. 10 и 11.

Упражнение 1 можно использовать неоднократно: один раз дается задание выписать примеры с ответом 9 из первого ряда столбиков (п. 1), другой раз—с ответом 7 из тех же приме­ров и т.д. Аналогично из второго ряда столбиков (п. 2). Уп­ражнение можно использовать и на следующих уроках.


Упражнения 2 и 3 выполняют устно.

Перед выполнением упражнения 3 полезно провести аналогич­ную работу с моделью циферблата часов. При этом дети должны вспомнить то, что им уже известно об определении времени по часам и о направлении движения стрелок.

Упражнения 4 и 7 «вынести» на доску, с тем чтобы дети записали нужные числа у концов стрелочек. Такие упражне­ния полезно включать и на следующих уроках, так как они готовят к той форме записи, которая используется при объяснении при­емов сложения и вычитания с переходом через 10.

Упражнение 5 выполнить устно. К нему можно обращаться

и на данных уроках, и на следующих, выбирая каждый раз лишь один из предложенных ответов.

Упражнение 6 также можно использовать неоднократно. Оно может послужить основой для организации соревнования в том, кто больше придумает примеров с предложенным ответом.

Помимо вычислительных упражнений на уроках, следует ре­шать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Урок 10 (с. 12). Обобщение способа решения задач на раз­ностное сравнение чисел.

Работа над новым материалом.

На уроке следует рассмотреть несколько задач на разност­ное сравнение чисел, при решении каждой из них составить схематический рисунок, повторить те рассуждения, которые лежат в основе выбора действия, обратить внимание детей на то, ка­ким действием решается задача.

Первые задачи предлагает учитель и записывает их кратко на доске, вызванные ученики делают схематический рисунок, записывая под ним решение. 1) «На тарелке 4 помидора и 6 огур'-црв. На сколько огурцов больше, чем помидоров?» 2) «Миша сделал для малышей 5 флажков, а Коля 8 флажков. На сколько флажков Миша сделал меньше, чем Коля?» 3) «Маше 6 лет, а ее брату 8 лет. На сколько лет Маша моложе брата?»

На доске получается запись:

Помидоров — 4 шт. Огурцов — 6 шт. На сколько ... больше, чем ...?

6-4=2

Ответ: на 2

штуки.




Миша — 5 фл. Коля — 8 фл. На сколько ... меньше, чем ... ?

8-5=3 Ответ: на 3 флажка.

Маше — 6 лет Брату — 8 лет На сколько ... моложе, чем ... ?

8-6==2 Ответ: на 2 года.







Учитель предлагает посмотреть еще раз на эти записи и сказать, какие числа сравнивали в каждой задаче и как это де­лали. [В первой задаче сравнивали числа 4 и 6. Для этого из 6 вычли 4, узнали, что 6 на 2 больше, чем 4.] Аналогично для остальных задач.

Далее рассмотреть упражнение 1. По иллюстрации дети уст­но объясняют решение. Снова поставить вопрос, какие числа сравнивали и как это делали. Дети с помощью учителя формули­руют вывод, а затем читают его по учебнику.

Работа над пройденным материалом.

1. Работа над ошибками. На данном уроке важно провести дифференцированную и индивидуальную работу с детьми, направ­ленную на восполнение обнаруженных в их подготовке пробелов (с учетом типичных ошибок).

2. Закрепление представлений об отрезке и его длине. На этом уроке следует показать, как нужно чертить отрезок задан­ной длины (упражнение 4): отметить один конец отрезка, прило­жив линейку так, чтобы он совпал с делением 0 на линейке, отметить другой конец отрезка и соединить их по линейке. Концы отрезка обозначить черточками.

3. Под руководством учителя решить с записью в тетради верхнюю строку примеров из упражнения 3.

Для самостоятельной работы предложить упражне­ние 3 (нижняя строка) и упражнение 2. Полезно дать индиви­дуальные задания по письму цифр (на основе проверки пись­менной работы). В дальнейшем в указаниях к каждому уроку уже не будем говорить о работе над каллиграфией, однако она должна продолжаться в течение всего учебного года.

Урок 11 (с. 13). Ознакомление с общим приемом сложения двух однозначных чисел с переходом через десяток.

Работа над новым материалом.

Общий прием сложения с переходом через десяток заклю­чается в том, что второе слагаемое прибавляют к первому по частям, причем сначала прибавляют число, дополняющее первое слагаемое до 10, а затем к числу 10 прибавляют оставшуюся часть второго слагаемого.

Например: 9+6=9+1+5= 10+5=15.

Для подготовки к ознакомлению с новым приемом важно, прежде всего, повторить сам прием прибавления числа по частям. Для этого, включив в устные упражнения примеры на сложе­ние в пределах 10, полезно два-три раза задать вопрос: «Как можно прибавить З? 4? 5?»

Специальное внимание следует уделить примерам на допол­нение до 10.

На полотно выставить книжку и около нее — увеличенную модель монеты «10 копеек». Учитель говорит детям: «Мальчик

хотел купить книжку, которая стоит 10 к., но у него было толь­ко 8 к. Сколько денег нужно добавить мальчику, чтобы он мог купить эту книжку?

У другого мальчика 6 к. Сколько денег нужно добавить ему, чтобы купить книжку?» Ответ дети показывают, поднимая кар­точку с цифрой 4. «Сколько денег нужно добавить, если у тебя 5 к.? 7 к.? 9 к.? 3 к.?» Дети показывают ответ на карточках. После этого устно выполняют упражнение 3. При этом следует обратить внимание детей на то, что в каждом ряду по 10 карманов. Упражнение может быть заменено работой с наборным полотном.

Затем дети устно решают примеры, заранее записанные на доске: 9+1+2, 8+2+3, 7+3+1.

После решения каждого примера учитель спрашивает: «Сколь­ко всего прибавили к 9 (к 8, к 7)?» [Всего к 9 прибавили 3, и получилось 12.]

Ознакомление с новым материалом ведется на наглядной основе. Вывешивают наборное полотно с двумя рядами карманов, по 10 карманов в каждом ряду. Учитель говорит детям, что сегодня они будут решать новые примеры на сложение. Он по­казывает 7 синих квадратов и 4 красных и предлагает узнать, сколько всего квадратов. Спрашивает, как это сделать. [К 7 при­бавить 4.]

«Вставим 7 синих квадратов в верхнем ряду. Сколько крас­ных квадратов можно еще поставить в этом ряду? [3.] Поставим их в кармашки верхнего ряда. Сколько в нем стало квадратов? Сколько красных квадратов осталось прибавить? Вставим его в нижний ряд. Сколько всего квадратов получилось? Дочему мы сначала прибавили 3 квадрата? [До 10 не хватало трех.] Запишем на доске, как мы к 7 прибавили 4».

Учитель пишет первую строчку, а под ней вторую, по 7 + 4 == ходу записи которой делает по- 7 + 3^+'1 яснения: ———

«К 7 (пишет 7) нужно прибавить (пишет +) 4. Но мы при­бавляли 4 по частям. Сколько мы прибавили сначала? (Пишет 3.) Почему? [Чтобы получилось 10.] (Подчеркиваем 7+3. ) А сколько еще осталось прибавить? (Пишет +.) 4—это 3 и сколько?» (Рисует стрелочки: левую к цифре 3, а под правой пишет 1.) Затем выполняют вычисления: «К 7 прибавить 3, получится 10, и к 10 прибавить 1, получится 11. Значит, к 7 при­бавить 4, получится II». Этот результат записывают в первую строку.

Затем провести работу с индивидуальными наборными полотнами. К 9 красным кружкам дети прибавляют 2 синих кружка. Работу выполняют так же, как работу с классным наборным полотном. После этого по рисункам учебника разби­рают решение примеров 9 + 4, 8 + 3 и устно с комментированием выполняют упражнение 1.

Работа над пройденным материалом.

1. Повторение состава чисел 6, 7, 9 (упражнение 2). Ра­боту следует выполнить под руководством учителя устно в фор­ме ответов на вопросы вида: «б — это 3 и сколько? 1 и сколько?»

и т.д.

2. Вычерчивание отрезка (упражнение 5).

Учитель читает задание и выясняет, понимают ли дети само задание, знают ли, как его выполнять. «Знаем ли мы длину дан­ного отрезка? Как ее узнать? [Нужно измерить длину данного отрезка.] Как это сделать?» [С помощью линейки.] Учитель следит, чтобы дети правильно приложили линейку.

После того как длина данного отрезка найдена и вычислена длина отрезка, который нужно начертить, дети чертят его.

Для самостоятельной работы можно предложить уп­ражнение 4.

Перед решением задачи можно спросить детей, кто из них ходит в магазин и что они покупают.

Задачу читает учитель, а затем предлагает повторить ее, используя слова «Нам известно...», «Нужно узнать...». Дети самостоятельно решают задачу в тетради.

Можно дать задание составить 6 примеров на сложение и, вычитание с ответом 6.

Урок 12 (с. 14). Рассмотрение и разучивание следующих слу­чаев сложения: 9+2, 9+3, 8+3.

Работа над новым материалом.

Для подготовки к решению новых примеров провести игру «Молчанка», упражняя детей в дополнении чисел 8 и 9 до 10 и прибавлении к 10.

После этого следует повторить прием прибавления с перехо­дом через десяток. Учитель пишет на доске пример 8 + 3 и пред­лагает ученикам решить его устно с использованием индиви­дуальных наборных полотен. «Нужно к 8 синим кружкам приба­вить 3 красных кружка (выставляет на верхней полочке набор­ного полотна 8 синих кружков и предлагает детям прибавить к ним 3 красных). Как будете к 8 прибавлять З? [По частям.] На какие части разложите 3 кружка? [2 и 1.] Прибавьте снача­ла 2, получится 10 (выполняют), потом к 10 прибавьте еще 1 (выполняют), получится 11. Значит, 8+3= II». Результат учи­тель записывает на доске около примера.

Затем разобрать решение примера 9 + 2 по учебнику. Объяс­нение дают дети. В случае затруднений учитель помогает наводя­щими вопросами, с тем чтобы прозвучали все этапы объяснения.

Для первичного закрепления разобрать по учебнику решение примеров 9+3и8+3с подробным объяснением, проведенным под руководством учителя.

Далее провести работу с примерами, записанными в рамке

на с. 14. На этой и следующих страницах учебника в рамку заключены те новые примеры из таблицы сложения, которые дети должны усвоить на память. Объясняют решение устно. В тетрадь ученики записывают только сами примеры и ответы. Дается установка на их запоминание. (Полезно обвести записи рамкой. Некоторые учителя, кроме этого, предлагают детям за­писывать все примеры, предназначенные для запоминания, в специальных маленьких тетрадочках или блокнотах.)

Учитель должен научить учеников приемам работы по запо­минанию таблиц: чтению примеров по таблице подряд и вразбив­ку сначала с открытыми ответами, затем с закрытыми. Дети мо­гут проверять друг друга по таблице.

На следующих уроках после введения новых примеров нужно постоянно повторять случаи, которые были уже рассмотрены ра­нее.

Хорошо повесить в классе демонстрационную таблицу (по образцу таблицы на с. 22 учебника) и использовать ее при ре­шении примеров и при повторении состава чисел.

Работа над пройденным материалом.

1. Составление и устное решение задач по рисунку (упраж­нение 2). Хорошо, если, решая задачи на разностное сравнение, дети будут при объяснении выбора действия ссылаться на изу­ченное правило (с. 12 учебника).

2. Решение задачи (упражнение 4). При разборе задачи по­лезно спросить, каким действием решается задача и почему вы­читанием.

3. Вычерчивание отрезка (упражнение 5). Объяснение можно провести аналогично данному к упражнению 5 на предыдущем уроке.

Для самостоятельной работы в классе и дома можно предложить упражнения 1 и 3.

При проверке решения примеров следует обратить внимание на последний пример I столбика (в результате вычитания полу­чается нуль) и на первый пример II столбика (прибавление к нулю).

Урок 13 (с. 15). Составление и разучивание таблицы сложе­ния для случаев вида ||+ 4.

Работа над новым материалом.

До знакомства с новыми примерами следует вспомнить изу­ченные на предыдущем уроке случаи. Можно предложить детям назвать примеры, которые они заучивали раньше, проверить друг друга по записям, которые даны в рамке на с. 14 учеб­ника, при этом целесообразно вспомнить прием сложения.

Полезно повторить состав числа 4, используя игру «Угадайка». Учитель показывает конверт и говорит, что в нем лежат 2 кар­точки с числами, при сложении которых получается число 4.

Детям нужно угадать, какие это числа. Они предлагают разные варианты, после чего учитель достает карточки из конверта и дети узнают, кто из них угадал.

Затем с использованием демонстрационного наборного полот­на разобрать новый случай сложения на примере 9+4. (К ин­дивидуальным наборным полотнам следует обращаться только по мере необходимости в работе с отдельными учащимися.) Объясне­ние .провести так же, как при разборе примера 8 + 3 на преды­дущем уроке.

После этого по учебнику разбирают решение примера 7+4. [Прибавляем 4 к 7 по частям: сначала 3, чтобы дополнить до 10, а потом еще 1, так как 4 — это 3 и 1, 7+3= 10, 10+1=11. Значит, 7+4=11.]

Для первичного закрепления разобрать по учебнику приме­ры 8 + 4 и 9 + 4.

Работу над примерами в рамке провести так же, как и на предыдущем уроке.

Работа над пройденным материалом.

1. Составление и решение задач по рисунку (упражнение 2) можно провести так же, как на предыдущем уроке.

2. Сравнение отрезков (упражнение 4). Прежде всего нужно разъяснить детям задание. «Знаете ли вы длину каждого отрезка? Как можно узнать длину первого отрезка? длину второго отрезка?» Учитель напоми­нает, как надо правильно положить линейку. Сравнение длин выполняют устно. При объяснении можно вспомнить правило (с. 12 учебника).

Для самостоятельной р а боты предложить упражне­ния 1 и 3. После решения задачи ее можно сравнить с задачей 3 (с. 14) и объяснить, почему одна из задач решается сложением, а другая — вычитанием.

Урок 14 (с. 16). Составление и разучивание таблицы для случаев вида Ц +5. Состав чисел 11, 12, 13.

Работа над новым материалом.

Сначала следует повторить изученные случаи из таблицы сложения (так же, как на уроке 13).

Для подготовки к усвоению нового материала устно повто­рить состав числа 5 по табличке, приведенной в учебнике. [5 — это 1 и 4, 2 и 3.]

После этого с использованием демонстрационных пособий рассмотреть новый случай сложения 8+5.

После демонстрации и разбора случая 8 + 5 у доски дети рас­сматривают иллюстрацию в учебнике. Рассуждение они проводят так: «К 9 нужно прибавить 5. Прибавляем 5 по частям: сна­чала 1, чтобы дополнить до 10, а потом еще 4, так как 5—это 1. и 4, 9 + 1 == 10, 10 + 4 = 14. Значит, 9 +5 = 14».

Для первичного закрепления разобрать остальные 3 примера, помещенные в учебнике над рамкой.

Затем проводят работу с примерами в рамке (см. указания к уроку 12).

С этого урока важно начать целенаправленную работу по усвоению состава чисел от 11 до 18. К концу изучения темы ученики должны прочно усвоить состав этих чисел из двух од­нозначных слагаемых, так как знание этого материала является залогом успешного усвоения как табличного сложения, так и вы­читания.

Упражнение 6 выполняют устно. Учитель спрашивает: «II — это 7 и сколько?» Дети отвечают: «II —это 7 и 4»'. Полезно рассмотреть различные случаи состава чисел 12 и 13.

Работа над пройденным материалом.

1. Устные упражнения. Можно предложить детям игру «Це­почка примеров», которая заключается в следующем. Учитель задает пример (5+3). Класс решает его устно, но вызванный ученик говорит не ответ, а пример, который начинается с этого числа. Например, 5+3, 8—2, 6 + 1, 7—2 и т. д.

Решение примеров из упражнения 1 (I и II столбики) устно. Объяснение к примерам на сложение с переходом через десяток может быть более свернутым, т. е. менее подробным. Например, 9+2. «К 9 сначала прибавлю 1, чтобы получилось 10, потом к 10 прибавлю 1, получится 11. Значит, 9+ 2= II».

2. Составление задачи (упражнение 2) под руководством учителя. Если дети составят задачи только одного вида на на­хождение суммы, то можно предложить им составить и такую задачу на сложение, в которой есть слово «больше».

3. Составление примеров (упражнение 5) в форме соревнова­ния. Выигрывает тот, кто составит больше примеров с ответом 4 и не ошибется в вычислениях. Соревнование может проводиться и в форме игры «Эстафета».

Для самостоятельной работы можно дать упражне­ния 1 (III, IV, V столбики), 3 и 4.

Можно предложить решить задачи по вариантам. При провер­ке полезно сравнить решения обеих задач и объяснить, почему одна из них решается сложением, а другая — вычитанием.

Урок 15 (с. 17). Составление и разучивание таблицы для случаев вида Ц + 6. Состав чисел 12, 13, 14.

Работа над новым материалом.

Сначала повторяют случаи вида [

|+5 (см. указания к уро­ку 13).