ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образ Чингисхана в мифологии народов степи
В.Э. Тодышев
Научный руководитель - Е. М. Боровой, доцент кафедры философии и истории СибГУТИ, кандидат философских наук
В данной статье рассматривается образ Чингисхана в мифологии народов степи, в частности народов Монголии. Великий хан оставил большой след в истории всего человечества, и еще больший след на территории Азии. Завоеватель запомнился не только как великолепный военный стратег но еще и как человек имеющий большой интерес и уважение к многим религиям.
Ключевые слова: Монголия, мифология, Великий Хан, история, народы степи, ламаизм.
Введение:
Образ Чингисхана считается одним из важных в истории человечества. Он был родоначальником и первым императором монгольской империи, которая в свою очередь стала одной из самых могущественных на то время. В Монголии почитание Чингисхана проникло во многие семьи. После своей кончины великий хан стал восприниматься людьми не только как персонаж истории, но и мифологии. Официально культ Чингисхана ввёл его внук Хубилай и мифицированный образ Великого правителя стал неотъемлемой частью в традиции почитания у монголов.
Культ Чингисхана в Монгольской империи.
Легенда о происхождении рода Чингисхана связана с волком. в “Сокровенном сказании” говорится о том, что род Чингисхана и многих монгол берет своё начало от “сине-серого волка” Бертэ Чоно. Также во многих сказаниях связанных с происхождением Чингисхана присутствуют следы солярного культа, которые пересекаются с образом волка.
В нынешних источниках знаний повествуется о том, что изначальным вероисповеданием Орды Чингисхана является тингрианство - вера в силу “Голубого Неба”(Тенгри), с уважением матери-земли (Умай), энергии жизни (Кут), владыки подземного мира (Эрлик) и почитание духов умерших предков.[4]
Изначально ислам, христианство, шаманизм и многие другие вероисповедания были на равных в Золотой Орде. Позже язычество и шаманизм, как вероисповедание не переставало существовать среди них. Языческое вероисповедание говорит о существующих различных формах традиционных культов , составляющих религиозную систему -тенгриянство. Особенности тенгриянского вероисповедания золотоордынцев связаны с небом, матерью-землей, энергией жизни. Божеством в тенгриянстве, которые поклонялись монголы было небо и земля. Так многие тюрки, и монголы в том числе
, исповедовали древнюю религию - тенгриянство, подтверждения которой мы можем найти в китайских, арабских, иранских летописях. Подводя итог всей выше перечисленной информации можно сделать вывод , что во времена Чингисхана культ Тенгри не имел особой силы среди тюркского народа. Да, люди могли упоминать его имя. Безусловно, среди народа ходили некие легенды. Но люди не имели и не соблюдали особых, общих для всех, культовых ритуалов или религиозно-бытовых предписаний. Еще одним сильным доводом в пользу высказанной здесь мысли является то, что уже через достаточно короткий промежуток времени после Чингисхана Орда распалась, а сами монголы приняли буддизм. И было бы странным, что народ, имевший целостное религиозное учение и занимавший господствующие позиции в мире, вдруг перешел в другую веру.[3]
Культ почитания Чингисхана впервые был изложен в “Белой истории” монгольском историко-правовом сочинении, где он был назван перерожденцем буддийского божества Ваджрапани. При жизни Чингисхан не стремился к публичному возвеличиванию. Поэтому монголы стали почитать своего великого хана только после его смерти. В честь великого лидера монголами было возведено восемь белых дворцов-юрт для почтения Чингисхана. Официальное почитание Чингисхана установлено пятым Великими ханом Монгольской империи, правнуком Чингисхана Хубилай-ханом. Он выбрал 500 семей и назначил их дархатами, людьми которые будут следить за порядком в дворцах-юртах, он снял с них обязательство выплаты налогов и других обязанностей. Дархаты утверждены административной структурой и существуют до настоящего времени. Монголы обожествляли образ Чингисхана и поклонялись ему, проводили обряды для различных подношений Великому хану. Что касается обрядов, то Хубилаем были установлены четыре даты в году, которые вводили культ Чингисхана в государственный цикл праздников. Так вот, при внуке Чингисхана был подлинно принят культ почитания Великого хана - создателя монгольской династии, а также была создана особая должность, на этой должности люди несли ответственность за соблюдение культа почитания Чингисхана, сохранившиеся в традициях монгольского народа. Культ почитания Легендарного полководца развился до культа божества и не утратил связи с образом жизни монгол.[6]
Чингисхан как культурный герой
.
Для монголов Великий хан был основателем не только Монгольской империи, но и самой нации. Его именем названы площади, гостиницы, университеты и международный аэропорт в столице Улан-Батора. Монеты, банкноты, почтовые марки, рекламные щиты, упаковки товаров - везде глаза жителей и путешественников устремлены на него: в 2008 году на берегу реки Туул возвели 40-метровую конную статую Чингисхану. Внутри постамента находится исторический музей, а на голове коня - смотровая площадка, с которой открывается потрясающая панорама монгольских степей и окружающего тематического парка. Благодаря Чингисхану была организована курьерская связь, разведка и контрразведка. Были проведены реформы в экономической сфере жизни. “Сотрясатель Вселенной” является культурным героем, который стал покровителем кузнецов, установил немало свадебных обрядов, изобрел водку, кумыс и табак. Название горы Дёш (“наковальня”), находившаяся близ Новоселенгинска (Бурятская АССР), основано на легенде о том, что Чингисхан ковал здесь железо, стоя одной ногой на правом берегу реки Чикой, а другой - на левом, и закалял в ней свои изделия. [1]
Образ Чингисхана в ламаизме.
Теория о том, что Чингисхан был последователем шаманизма вплоть до своей смерти в 1227 году, в настоящее время популярна среди многих ученых. Эта теория была разработана в свое время исследователями истории монгольского народа, например, В.В.Бартольдом. Однако Бартольд, как и многие монголоведы, основывался в основном на тюркских (арабских) источниках, которые, конечно же, не смогли просветить все тонкости буддизма, пронизывающего среду монголов. Чингисхана часто воспринимают только как успешного полководца и администратора, но стоит также отметить, что он был высокообразованным и эрудированным человеком, который стремился понять истину в разных её толкованиях и формах. В наше время, имея доступ к различным историческим источникам, можно с уверенностью сказать, что Чингисхан в конце своей жизни принял буддизм. Завоевывая все новые и новые земли, великий хан заинтересовался различными религиозными течениями с разными философскими убеждениями и традициями. Он пришел к убеждению, что каждая религия имеет глубокий философский смысл и право на существование. С тех пор Чингисхан перестал отдавать предпочтение шаманизму. Эта теория находит прямое подтверждение в исторических текстах, несомненно, что такое мнение тоже существует и имеет право на детальное рассмотрение. Таким образом можно сделать вывод что великий хан, завоевывая всё больше территорий знакомится с большим количеством религий и вероисповеданий. Он понимает, что каждая из них имеет глубокий смысл и имеет право на существование. В частности, буддизм довольно сильно повлиял на монгольского правителя, об этом свидетельствуют некие сказания о императоре и буддизме. Давайте рассмотрим пару примеров этих сказаний.[2]
Дамба Джордже «Хрустальное зерцало»: «...монголы стали поклоняться Шакьямуни с тех самых пор как Чингисхан привез подаренные Сакья-ламой изображения божеств. С того времени они стали принимать обеты убаши» [7].
«Золотое сказание»: «Чингис-хан, за год до рождения Хубилая, устроил пир, на котором повелел жене Тулуя открыть для поклонения образы в золотом ящике, посланные сакьяпинским Манджушри-пандитой ». [6]
Данные примеры демонстрируют особое отношение Чингисхана к буддизму, несомненно он был ближе к нему.
Мифы о могиле Чингисхана.
Ни историкам, ни археологам так и не удалось установить место, где захоронен Чингисхан. Общие предположения гласят, что могила находится в монгольской степи в местах его детства у подножия одной из гор. Но этого общего предположения, конечно же, всегда было недостаточно исследователям, ученым и просто интересующимся историей людям. И вот по мере обнаружения какой-либо информации продолжают рождаться новые легенды о месте захоронения жестокого завоевателя, либо укрепляться и опровергаться старые. Некоторые средневековые историки утверждают, что после похорон Чингисхана, по месту погребения провели десятки тысяч коней. Тем самым, следы места погребения были затоптаны. Кроме того, с целью предотвращения разграбления могилы, где кроме тела находились драгоценности, и сохранения таинства священного места, все кто присутствовал на похоронах, были уничтожены воинами. Другие летописцы описывают похороны Чингисхана примерно так. Воины, которые хоронили его, убивали всех, кто невольно стал свидетелем этого. После погребения тела своего предводителя, они изменили русло одной из рек, заставив течь ее над могилой, тем самым сберегая ее от разграбления. Похожую версию предлагают другие историки. В ней, воины, прежде чем предать земле своего правителя, основательно позаботились о безопасности могилы от разграбления и осквернения. Они перекрыли реку Селенгу дамбой. Затем, пока русло было сухое, захоронили на дне тело Чингисхана и разрушили плотину. После этого оно навечно осталось вне глаз и досягаемости простых смертных.
Заключение.
Делая вывод о всей вышеизложенной информации можно с уверенностью сказать что повелитель степей оставил большой след в мировой истории. В мифологии монгольских и множества других народов он так же сыграл немаловажную роль. Обратив внимание на историю ламаизма при Чингисхане, можно сказать что великий хан относился к данному вероисповеданию с уважением и глубоким интересом. В заключении хотелось бы отметить что “Сотрясатель Вселенной” навсегда остался в сознании людей, и навсегда остался первым императором Монгольской империи.
Литература.
1.Умназия 7 фактов, которые стоит знать о Чингисхане [Электронный ресурс]. URL:https://umnazia.ru/blog/all-articles/chto-nam-chingishan
2.Арши Чонгонов “Чингисхан был буддистом?”[Электронный ресурс]. URL:http://savetibet.ru/2011/01/20/was_chinggins_khan_buddhist.html
3.Рашит Ханнанов О тенгрианстве в эпоху Чингисхана [Электронный ресурс]. URL:http://yakutiafuture.ru/2016/01/28/o-tengrianstve-v-epoxu-chingisxana
4.Символика образа волка в генеалогических сказаниях народов Центральной Азии[Электронный ресурс]. URL:https://volki-my-life.ucoz.ru/news/simvolika_obraza_volka_v_genealogicheskikh_skazanijakh_narodov_centralnoj_azii/2009-11-14-32
5.Сокровенное сказание [Электронный ресурс].
URL: https://altaica.ru/SECRET/tovchoo.php?ysclid=lg6p0tkj3o983527368
6.Белая история [Электронный ресурс].
URL: http://www.dslib.net/istorio-grafia/chagan-tjeukje-belaja-istorija-mongolskij-istoriko-pravovoj-pamjatnik-xiii.html
7.Хрустальное зерцало (Дамба Джордже) [Электронный ресурс].
URL: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Djambadordji/text1.phtml?ysclid=lg6pdktnqa881373173
Тодышев Валерий Эдуардович.
Cтудент Института телекоммуникаций СибГУТИ 1 курса, (630102, Новосибирск, ул. Кирова, 86) e-mail: todyshevvaleron@mail.ru/
The image of Genghis Khan in the mythology of the peoples of the steppe
V.Todyshev
This article examines the image of Genghis Khan in the mythology of the peoples of the steppe, in particular the peoples of Mongolia. The Great Khan left a great mark on the history of all mankind, and an even greater mark on the territory of Asia. The conqueror was remembered not only as a great military strategist, but also as a person with great interest and respect for many religions.
Keywords:Mongolia, mythology, Great Khan, history, steppe peoples.