Файл: "Распад ссср предпосылки, причины и результаты".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, чтобы придать легитимность этим решениям.

6 ноября 1991 года Указом Президента РСФСР Бориса Ельцина деятельность КПСС и Коммунистической партии РСФСР на территории РСФСР была прекращена.

14 ноября 1991 года семь республик из двенадцати (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) приняли решение заключить договор о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) в виде конфедерации со столицей в Минске. Подписание было назначено на 9 декабря 1991 года.

Референдум на Украине, состоявшийся 1 декабря 1991 года, на котором сторонники независимости победили даже в таком традиционно пророссийском регионе, как Крым, сделал (по мнению некоторых политиков, в частности Бориса Ельцина) сохранение СССР в любом виде совершенно невозможным. 

Подписание Беловежских соглашений и создание СНГ

В декабре 1991 года главы трех республик-основателей СССР-Белоруссии, России и Украины-собрались в Беловежской пуще (село Вискули, Беларусь), чтобы подписать соглашение о создании ССГ. Однако ранние договоренности были отвергнуты Украиной.

8 декабря 1991 года они заявили о прекращении существования СССР, объявили о невозможности формирования ССГ и подписали Договор о создании Содружества Независимых государств (СНГ). Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачева, но после августовского путча он уже не имел реальной власти. Как позже подчеркивал Борис Ельцин, Беловежские соглашения не распускали СССР, а лишь констатировали его фактический распад в то время.

21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алматы (Казахстан) к СНГ присоединились еще 8 республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, и было подписано так называемое Алмаатинское соглашение, ставшее основой СНГ.

СНГ создавалось не как конфедерация, а как международная (межгосударственная) организация, для которой характерны слабая интеграция и отсутствие реальной власти в координирующих наднациональных органах. Членство в этой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также Грузией (она вступила в СНГ только в октябре 1993 года и объявила о своем выходе из СНГ после войны в Южной Осетии летом 2008 года).

Завершение распада и ликвидации силовых структур СССР

Власти СССР как субъекта международного права прекратили свое существование 25-26 декабря 1991 года. Россия объявила себя правопреемницей и государством-правопреемником СССР.


25 декабря президент СССР Михаил Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР "по принципиальным соображениям", подписал указ об отставке верховного главнокомандующего Вооруженными Силами СССР и передал управление стратегическим ядерным оружием президенту России Борису Ельцину.

26 декабря сессия Верховного Совета СССР, для сохранения кворума Совета Республик, из которого на тот момент были выведены не только представители Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Алимжанова декларацию о роспуске СССР, а также ряд других документов (постановление об увольнении судей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР и коллегии Прокуратуры СССР, постановление об увольнении председателя Государственного Банка СССР В. Геращенко и его заместитель В. Н. Куликова). 26 декабря 1991 года и является днем распада Советского Союза, хотя некоторые органы и организации СССР (например, Госстандарт СССР, Госкомитет по народному образованию, комитет по охране государственной границы) еще продолжали функционировать в течение 1992 года, а Комитет конституционного надзора СССР формально не расформировывался.

После распада СССР Россия и "ближнее зарубежье" составляют так называемое постсоветское пространство.

2. Причины распада СССР

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на причины распада СССР и на возможность его предотвращения.

Среди возможных причин можно выделить следующие:

  • Авторитарный характер советского общества, в частности преследование Церкви, преследование КГБ диссидентов, принудительный коллективизм, господство одной идеологии, запрет на общение с зарубежными странами, жесткая цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив;

  • Моноцентризм принятия решений (только в Москве, так называемый "союзный центр"), что привело к неэффективности и потере времени при принятии решений и недовольству региональных властей;

  • Центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению ряда авторов, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межэтнических противоречий и стремления отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

  • Диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего периода существования СССР), приводившие к постоянному дефициту товаров народного потребления, растущему техническому отставанию во всех областях обрабатывающей промышленности (которое в экстенсивной экономике может быть компенсировано только дорогостоящими мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием "ускорение" был принят в 1987 году, но экономических возможностей его выполнить не было;

  • Неудачные попытки реформировать советскую систему, которые привели к стагнации, а затем к развалу экономики, что привело к развалу политической системы);

  • Кризис доверия к экономической системе: в 1960-1970-е годы основным способом борьбы с неизбежным дефицитом потребительских товаров в плановой экономике была ставка на массовое производство, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, выпускали аналогичную продукцию из некачественных материалов. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, а контроль качества сводился к минимуму. Результатом стало падение качества потребительских товаров, производимых в СССР. Кризис доверия к качеству товаров стал кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;

  • Спад мировых цен на нефть, инициированный правительством США, который потряс экономику СССР;

  • Растущее недовольство населения, связанное с периодическими перебоями с продуктами питания (особенно в эпоху застоя и перестройки) и другими товарами первой необходимости и длительного пользования (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), запретами и ограничениями (по размеру садового участка и т. д.); постоянным отставанием уровня жизни от развитых стран Запада и безуспешными попытками "догнать" его;

  • Афганская война, Холодная война, продолжающаяся финансовая помощь странам социалистических лагерей, развитие военно-промышленного комплекса в ущерб другим сферам экономики разорили бюджет;

  • Ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, Чернобыльская авария, крушение "Адмирала Нахимова", взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них.


Политик и ученый Руслан Хасбулатов связал попытку создания нового Союзного договора с распадом СССР:

Наибольшая опасность возникла, когда появилась идея заключения нового Союзного договора. Эта идея совершенно пагубна. Первый союзный договор, объединяющий Российскую Федерацию, Украину и Закавказье, был заключен в 1922 году. Она послужила основой для первой советской Конституции 1924 года. В 1936 году была принята вторая Конституция,а в 1977 году-третья. Союз и договор у них окончательно исчезли, об этом помнят только историки. И вдруг он появляется снова. Своим появлением он поставил под сомнение все предыдущие Конституции, как будто признал СССР нелегитимным. С этого момента распад начал набирать обороты.

Так они развалили Советский Союз (беседа с Русланом Хасбулатовым)

Возможность распада СССР рассматривалась в западной политической науке (Элен д'Анкос. "Раскол империи", 1978) и журналистика советских диссидентов (Андрей Амальрик. "Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?", 1969). А. Д. Сахаров видел выход в обновлении Союза и разработал проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии.

3.Влияние распада СССР на будущее России

Преобразования в России

Распад СССР привел к почти немедленному запуску широкой программы преобразований Ельциным и его сторонниками.

Самыми радикальными первыми шагами были:

  • В экономической сфере-либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом " шоковой терапии»;

  • В политической сфере-запрещение КПСС и КПРФ (ноябрь 1991 г.); ликвидация системы Советов народных депутатов (21 сентября-4 октября 1993 г.).

Межнациональные конфликты

В последние годы существования СССР на его территории вспыхнул ряд этнических конфликтов.

После его распада большинство из них сразу же перешло в фазу вооруженных столкновений:

  • Карабахский конфликт - война армян и азербайджанцев за Нагорный Карабах;

  • Грузино-абхазский конфликт - конфликт между Грузией и Абхазией;

  • Грузино-югоосетинский конфликт - конфликт между Грузией и Южной Осетией;

  • Осетино-ингушский конфликт-столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном районе;

  • Гражданская война в Таджикистане-межклановая гражданская война в Таджикистане;

  • Первая чеченская война-борьба российских федеральных сил с сепаратистами в Чечне;

  • - конфликт в Приднестровье - борьба молдавских властей с сепаратистами в Приднестровье.

  • Ряд конфликтов не привели к полномасштабному военному противостоянию, но они продолжают осложнять ситуацию на территории бывшего СССР до сих пор:

  • Напряженность между крымскими татарами и местным славянским населением в Крыму;

  • Положение русского населения в Эстонии и Латвии;

  • Государственная принадлежность Крымского полуострова.


Распад рублевой зоны

Стремление изолировать себя от советской экономики, вступившей с 1989 года в фазу острого кризиса, побудило бывшие советские республики ввести национальные валюты. Советский рубль остался только на территории РСФСР, но гиперинфляция (в 1992 году цены выросли в 24 раза, в последующие несколько лет-в среднем по 10 раз в год) практически полностью уничтожила его, что и стало причиной замены советского рубля российским в 1993 году. С 26 июля по 7 августа 1993 года в России была проведена конфискационная денежная реформа, в ходе которой из денежного обращения России были изъяты казначейские билеты Государственного Банка СССР. Реформа также решила проблему разделения денежных систем России и других стран СНГ, использовавших рубль в качестве платежного средства во внутреннем денежном обращении.

В 1992-1993 годах почти все союзные республики ввели свои валюты. Исключение составляют Таджикистан (российский рубль остается в обращении до 1995 года), непризнанная Приднестровская Молдавская республика (вводит приднестровский рубль в 1994 году), частично признанные Абхазия и Южная Осетия (российский рубль остается в обращении).

В некоторых случаях национальные валюты выводятся из купонной системы, введенной в последние годы существования СССР путем конвертации разовых купонов в постоянную валюту (Украина, Белоруссия, Литва, Грузия и др.).

Распад единых вооруженных сил

В первые месяцы существования СНГ руководители основных союзных республик рассматривали вопрос о формировании единых вооруженных сил СНГ, но этот процесс не развивался. Министерство обороны СССР функционировало как Главное командование Объединенных Вооруженных Сил СНГ до октябрьских событий 1993 года. До мая 1992 года, после отставки Михаила Горбачева, так называемый ядерный чемодан хранился у министра обороны СССР Евгения Шапошникова.

Раздел Черноморского флота

С августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединенный флот Российской Федерации и Украины, для кораблей и судов которого был предусмотрен военно-морской флаг Черноморского флота.

В течение нескольких лет флот сохранял неопределенный статус и служил источником трений между двумя государствами. Статус бывшего Черноморского флота СССР был урегулирован только в 1997 году с его разделом между Россией и Украиной. 12 июня 1997 года на кораблях Черноморского флота России был поднят исторический Андреевский флаг.


Безъядерный статус Украины, Беларуси и Казахстана

В результате распада СССР количество ядерных держав возросло, так как на момент подписания Беловежских соглашений советское ядерное оружие размещалось на территории четырех союзных республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

Совместные дипломатические усилия России и Соединенных Штатов Америки привели к тому, что Украина, Белоруссия и Казахстан отказались от статуса ядерных держав и передали России весь военный ядерный потенциал, появившийся на их территории.

24 октября 1991 года Верховная Рада приняла постановление о безъядерном статусе Украины. 14 января 1992 года было подписано трехстороннее соглашение между Россией, США и Украиной. Все ядерные заряды демонтируются и вывозятся в Россию, стратегические бомбардировщики и пусковые шахты ракет уничтожаются на американские деньги. Взамен США и Россия предоставляют гарантии независимости и территориальной целостности Украины.

5 декабря 1994 года в Будапеште был подписан меморандум, в котором Россия, США и Великобритания обязались воздерживаться от применения силы, экономического принуждения и созвать Совет Безопасности ООН для принятия необходимых мер в случае возникновения угрозы агрессии против Украины.

В Беларуси безъядерный статус закреплен в Декларации независимости и в Конституции. Соединенные Штаты и Россия предоставляют гарантии независимости и территориальной целостности.

Казахстан в 1992-1994 годах передал России до 1150 стратегических ядерных вооружений.

Статус космодрома Байконур

Расположенный на территории Республики Казахстан крупнейший советский космодром Байконур с распадом СССР находится в критическом положении из-за сокращения финансирования. Статус космодрома был урегулирован в 1994 году с заключением долгосрочного договора аренды с казахстанской стороной.

Отмена единого советского гражданства

Распад СССР влечет за собой введение новых независимых государств их гражданства и замену советских паспортов национальными. В России замена советских паспортов закончилась только в 2004 году, в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике они остаются в обращении и по сей день.

Гражданство России (в то время - гражданство РСФСР) было введено законом "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года, вступившим в силу с момента опубликования 6 февраля 1992 года. В соответствии с ним гражданство Российской Федерации предоставляется всем гражданам СССР, постоянно проживающим на территории РСФСР на день вступления в силу закона, если в течение года после этого они не заявят об отказе от гражданства. 9 декабря 1992 года Постановлением Правительства РСФСР №  950"о временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации". В соответствии с этими правилами населению выдавались вкладыши в советские паспорта российского гражданства.