Файл: Казахское обычное право кт213об артурызы Баян Проверила преподаватель.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Казахское обычное право
Выполнила: КТ-21-3ОБ Артурқызы Баян
Проверила преподаватель: Оспанова Ж. Б.
Обычное право казахов обозначалось термином «адет» или «зан».
2) практика суда биев («бидин билиги»);
3) положение съезда биев («эреже»).
Все три источника связаны между собой. По мере развития политических, социально-экономических отношений в казахском обществе обычное право претерпевало изменения и дополнения.
В центре Казахского права «Жарғы» находился особая социальная категория - би, олицетворявший судью и судебную власть, вместе с тем на определенном этапе истории соединявший в своем лице законодателя, знатока источников, правил и процедур «Степного права», поэта и оратора, а главное - убежденный-моралист и преданный принципу справедливости. Великая степь Казахов хранит в исторической памяти имена многих биев, прославившихся в разное время как судьи и трибуны своими победами и подвигами на состязательных судебных и политических процессах и на арене защиты интересов рода и отечества. С именами трех выдающихся биев: Толе бия, Казыбек бия и Айтеке бия связана целая эпоха - полоса в истории Казахской степи и не только в обычно-правовой области. Они были всеказахскими государственными и судебными деятелями и авторитетами. В центре Казахского права «Жарғы» находился особая социальная категория - би, олицетворявший судью и судебную власть, вместе с тем на определенном этапе истории соединявший в своем лице законодателя, знатока источников, правил и процедур «Степного права», поэта и оратора, а главное - убежденный-моралист и преданный принципу справедливости. Великая степь Казахов хранит в исторической памяти имена многих биев, прославившихся в разное время как судьи и трибуны своими победами и подвигами на состязательных судебных и политических процессах и на арене защиты интересов рода и отечества. С именами трех выдающихся биев: Толе бия, Казыбек бия и Айтеке бия связана целая эпоха - полоса в истории Казахской степи и не только в обычно-правовой области. Они были всеказахскими государственными и судебными деятелями и авторитетами.
Суд и судебный процесс.
Судебная власть в Казахском ханстве осуществляли ханы, султаны и бии. Хан рассматривал наиболее более важные дела. Суд биев являлся основой судебной властью. Бий являлся родоначальником, выполнял функции административной власти на местах, что обеспечивало его решение обязательному исполнению. Бии были обязаны рассмотреть дело, если к нему обратились. Законы степей в течение столетий образовывались, развивались, совершенствовались. Дошли из поколения в поколение. Казахское традиционное право основано на традиционных обычаях, на этой основе строились правовые законы. Они назывались законами степей: – «Қасым ханның қасқа жолы» «Светлый путь Касым хана»
– «Уложения — наследие Есим хана» «Есім ханның ескі жолы»
– «Жеты Жаргы», «Семь установлений» Тауке хана
1445-1518 г.
1598-1628 г.
1626-1718 г.
В Казахском ханстве получило юридическое оформление частной собственности на скот - основное средство производства. Казахское обычное право собственность делилось на две категории:
Источники информации:
https://bankreferatov.kz/gosipravo/191-obuchnoepravo.html
https://studfile.net/preview/5307684/page:18/
https://bankreferatov.kz/gosipravo/192-osobennostipravakazahov.html
https://e-history.kz/ru/news/show/33640
https://olke.kz/kaz/nauchnaya-deyatelnost/vystupleniya-v-smi?layout=edit&id=500
Выполнила: КТ-21-3ОБ Артурқызы Баян
Проверила преподаватель: Оспанова Ж. Б.
Обычное право казахов обозначалось термином «адет» или «зан».
2) практика суда биев («бидин билиги»);
3) положение съезда биев («эреже»).
Все три источника связаны между собой. По мере развития политических, социально-экономических отношений в казахском обществе обычное право претерпевало изменения и дополнения.
В центре Казахского права «Жарғы» находился особая социальная категория - би, олицетворявший судью и судебную власть, вместе с тем на определенном этапе истории соединявший в своем лице законодателя, знатока источников, правил и процедур «Степного права», поэта и оратора, а главное - убежденный-моралист и преданный принципу справедливости. Великая степь Казахов хранит в исторической памяти имена многих биев, прославившихся в разное время как судьи и трибуны своими победами и подвигами на состязательных судебных и политических процессах и на арене защиты интересов рода и отечества. С именами трех выдающихся биев: Толе бия, Казыбек бия и Айтеке бия связана целая эпоха - полоса в истории Казахской степи и не только в обычно-правовой области. Они были всеказахскими государственными и судебными деятелями и авторитетами. В центре Казахского права «Жарғы» находился особая социальная категория - би, олицетворявший судью и судебную власть, вместе с тем на определенном этапе истории соединявший в своем лице законодателя, знатока источников, правил и процедур «Степного права», поэта и оратора, а главное - убежденный-моралист и преданный принципу справедливости. Великая степь Казахов хранит в исторической памяти имена многих биев, прославившихся в разное время как судьи и трибуны своими победами и подвигами на состязательных судебных и политических процессах и на арене защиты интересов рода и отечества. С именами трех выдающихся биев: Толе бия, Казыбек бия и Айтеке бия связана целая эпоха - полоса в истории Казахской степи и не только в обычно-правовой области. Они были всеказахскими государственными и судебными деятелями и авторитетами.
Суд и судебный процесс.
Судебная власть в Казахском ханстве осуществляли ханы, султаны и бии. Хан рассматривал наиболее более важные дела. Суд биев являлся основой судебной властью. Бий являлся родоначальником, выполнял функции административной власти на местах, что обеспечивало его решение обязательному исполнению. Бии были обязаны рассмотреть дело, если к нему обратились. Законы степей в течение столетий образовывались, развивались, совершенствовались. Дошли из поколения в поколение. Казахское традиционное право основано на традиционных обычаях, на этой основе строились правовые законы. Они назывались законами степей: – «Қасым ханның қасқа жолы» «Светлый путь Касым хана»
– «Уложения — наследие Есим хана» «Есім ханның ескі жолы»
– «Жеты Жаргы», «Семь установлений» Тауке хана
1445-1518 г.
1598-1628 г.
1626-1718 г.
- убийство и телесное повреждение
- похищение и изнасилование женщин
- повторная кража скота
- преступление против господствующей религии - Ислам Лиц, вызывающие смуту и поднимающие восстания, подвергаются смертной казни
Тот, кто предает интересы и чаяния тюркских народов, заслуживает смертной казни
- Смертная казнь
- Телесные наказания (камчой)
- Позорящие наказания
- Выдача обидчика на произвол потерпевшего или его родственникам
- Конфискация у обидчика имущества
- Кун - выкуп
- Айып - штраф
- Отдача в рабство
- Изгнание из общины
- Нормы обычного права защищали интересы семьи и рода. В казахском обществе главой семьи считался отец, муж. По правилам шариата мужчина был вправе иметь четырех жен. Муж и отец распоряжался всем имуществом семьи, но не в ущерб интересам семьи и рода.
- Завещание делалось устно при свидетелях: почетных людей, муллах.
- Разграничивались права в семейном и наследственном праве сыновей и дочерей; законнорожденных, усыновленных и детей рожденных от рабынь.
В Казахском ханстве получило юридическое оформление частной собственности на скот - основное средство производства. Казахское обычное право собственность делилось на две категории:
- 1) «мал» - скот;
- 2) «мулик» - остальное имущество. Обычай жылу- обязанность оказывать помощь родичу скотом в случае джута или какого-либо стихийного бедствия, следствием которого являлась потеря скота.
Обычай журтшылык - обязанность оказать родственнику-должнику помощь в уплате долга путем раздела долга между ними. Родственник, который откажется от участия в такой помощи в дальнейшем терял права на получение ее в случае необходимости. Обычай асар - обязанность оказывать помощь сородичу в сенокошении, рытье колодцев, строительстве замков и т.д. Тот кому оказывалась подобная помощь обязан был работающим на него родичам хорошим угощеньем.
Источники информации:
https://bankreferatov.kz/gosipravo/191-obuchnoepravo.html
https://studfile.net/preview/5307684/page:18/
https://bankreferatov.kz/gosipravo/192-osobennostipravakazahov.html
https://e-history.kz/ru/news/show/33640
https://olke.kz/kaz/nauchnaya-deyatelnost/vystupleniya-v-smi?layout=edit&id=500