Файл: Заседание мо протокол 1 от 31. 08. 2022г Согласовано.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Староалександровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Калиева Анвара Мадиевича»
«Рассмотрено» на заседание
МО протокол № 1 от 31.08. 2022г
«Согласовано»
Заместитель директора по
ВР Баширова
Д.Н._____
«Утверждено»
Директор школы
Шешукова
Н.В.______
Приказ №133 от 12.07.2022г
Программа внеурочной деятельности
«Орлята России»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст воспитанников: 6-12 лет
Руководители кружка:
Баширова Д.А.
Уляшева С.В.
Мачитова И.И.
Филимонова Т.В. с.Староалександровка, 2022

2
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
1–4 классы
2022-2023 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
 Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
 Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672;
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
 основной образовательной программы.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.


3 8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Предполагаемые результаты курса
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с
ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях:

понимает важность социально-значимых ценностей
Программы
(понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);

применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразо- вательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);

демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность,


4 любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4 классов; рассчитан на 2 часа в неделю/68 часов в год в каждом классе.
Содержание курса внеурочной деятельности
Воснову курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми трекам.
Содержание курса внеурочной деятельности для 1 класса

Тема
Содержание темы
Виды деятельности
Формы
организации
занятий
Трек «Орлёнок – Эрудит» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека – конверт-копилка Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации.

5
1
«Кто такой
эрудит?»
Введение
в
тему, мотивация,
целеполагание.
Знакомство с понятием
«Эрудит»: лексическая
работа

значения
нового слова.
Учитель организует обсуждение вопроса: как называют тех, кто много знает, тех, кто обладает большими знаниями?
Для достижения цели занятия использует игровое взаимодействие с мультгероями
Познавательная, игровая.
Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное.
Просмотр мультфильма; решение ребусов, кроссвордов, загадок; танцевальный флешмоб.
2
«Эрудит –
это…»
Совместно с детьми
обсуждают
и
фиксируют
качества,
необходимые
для
того, чтобы стать и
быть эрудитом.
Через групповую работу учатся рассуждать и слушать другого, работать вместе, ценить знания.
*Работа с конвертомкопилко й трека «Орлёнок –
Эрудит»
Познавательная, игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное
Диалог с детьми; работа в парах; высказывание детьми своей точки зрения; логические и интеллектуальные игры-минутки
3 «Всезнайка» Учимся
узнавать
главные
качества
эрудита,
осознавать
ценность умственного
труда в
жизни человека
Познавательная, игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие
Повторение материала


6
Определяем значимость совместной работы.
*Работа с конвертомкопилкой трека
«Орлёнок – Эрудит».
– групповое, фронтальное, индивидуальное
4
«Встреча с
интересным
эрудитом –
книгой»
Выход в библиотеку
(районная, школьная), совместно с библиотекарем знакомство с детскими энциклопедиями и другими интересными книгами, запись обучающихся в библиотеку
Познавательная, проблемноценностное общение.
Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное
Посещение библиотеки
Работа с книгой
5
«Подведём
итоги»
Смотрят фото или видео как проходил трек, открывают конверт-копилку анализируют результат, совместно составляют опорную схему: чему научились, что узнали.
Познавательная, проблемноценностное общение.
Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуально
Работа в парах; просмотр фото/видео; составление и использование опорных схем.
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота
Символ трека – Круг Добра
Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями
«доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в
России 5 декабря Дня волонтёра.

7
1
«От слова к
делу»
Введение в тему.
Мотивация,
целеполагание.
Знакомство с понятиями
«Добро. Доброволец и
волонтёр.
Добровольчество»:
лексическая работа –
значения новых слов.
На занятии прослушивают песню или просмотр отрывка мультфильма
«Если
Познавательная, проблемноценностное общение.
Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное.
Прослушивание песни или просмотр мультфильма; анализ рассказа; танцевальный флешмоб. добрый ты», чтение рассказа
«Просто старушка» для того, чтобы помочь детям охарактеризовать те или иные поступки, действия, сделать выводы.
Можно использовать психологический приём:
«Ребята, прижмите свои ладошки к сердцу, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о чём-то добром.
Кто готов, откройте глаза.
Прикоснитесь ладошками к своему соседу, пожелайте друг другу всего самого хорошего».
Символ волонтёрства – приподнятая рука с раскрытой ладонью и сердцем.
*Работа
с
символом
трека


8
«Орлёнок – Доброволец»
- Кругом Добра
2
«Спешить на
помощь
безвозмездно»
Важно с детьми прийти к пониманию того, что в их силах делать добрые дела.
Вместе их придумать, обсудить, решить, что можно сделать уже в ближайшее время.
Знакомству детей с понятиями «добра» и
«добровольчества» способствует решение ими кейсов, или проблемных ситуаций.
Работая в микрогруппах,
дети погружаются в
проблемы, касающиеся
темы добровольчества,
анализируют,
примеряют
на
себя
Познавательная, проблемноценностное общение.
Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное
Участвуют в игре; решение кейсов; создание
«Классного круга добра»; танцевальный флешмоб.

9
разные роли и ситуации.
Деятельность в микрогруппах по
3 человека позволяет увидеть и услышать разные мнения и точки зрения.
*Работа с символом
трека
«Орлёнок

Доброволец» - Кругом
Добра

10
3
«Совместное
родительское
собрание
«Наша
забота!»
Совместное
обсуждение
с
родителями и детьми:
Как делать добро для
бабушек и
дедушек?
(родным,
соседям)
Что
значит быть
добрым
рядом
с
ними?
Обучающиеся становятся соучастниками коллективного благородного дела.
Важным моментом является то, что родители «включаются» и совместно с детьми и педагогом выбирают то доброе дело, которое им по силам.
Дети на примере своих родителей учатся тому, как распределять роли, выполнять поручения, вести конструктивные разговоры - то есть, работе в команде во благо добра.
*Работа с символом
трека «Орлёнок –
Доброволец» Кругом
Добра.
Познавательная, проблемноценностное общение.
Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное.
Обсуждение вопросов; мероприятия на сплочение не только для детей, но и для родителей
4 «Доброволец –
это доброе
сердце»
Встреча с гостем, который достиг успехов в области добровольчества.
*Работа с символом
трека
«Орлёнок

Доброволец» - Кругом
Познавательная, проблемноценностное общение.
Взаимодействие
– групповое
Встреча с волонтером; интервью
- беседа.

11
Добра
Дополняют
«Классный круг добра» впечатлениями о встрече.
5
«Подведём
итоги»
*Работа
с
символом
трека
«Орлёнок

Доброволец»
Творческая работа
«Классный круг добра».
Дополняем качествами добровольца (выбирая из: милосердный, злой, отзывчивый, вредный…)
Просмотр видео/слайд- шоу о том, как прошёл трек, чем запомнился и что доброго смогли сделать для других.
Познавательная, проблемноценностное общение.
Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное.
Просмотр фото/видео; обсуждение хода трека; участие в игре; участие в флешмобе
Трек «Орлёнок – Мастер» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека – Шкатулка мастера В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ёлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителеймастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.