Файл: Сера и ее соединения. При выполнении этого задания обучающиеся самостоятельно получают знания в процессе познавательной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Использование дидактических заданий на уроках химии для формирования УУД при изучении темы «Неметаллы»
Согласно новым стандартам, одним из видов образовательных результатов являются универсальные учебные действия, формирование и развитие которых в учебно-воспитательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Химия как учебный предмет не является исключением. Различного рода задания, используемые учителем на уроках химии, выступают как дидактические средства формирования УУД.

В качестве примера мы предлагаем задание по теме «Сера и ее соединения». При выполнении этого задания обучающиеся самостоятельно получают знания в процессе познавательной деятельности.



Сера кристаллическое вещество, с молекулярной кристаллической решёткой, имеет невысокие температуры плавления и кипения, растворима в неполярных растворителях. Сера горит с образованием сернистого газа, растворимого в воде, обладающего кислотными свойствами. Ему соответствует слабая сернистая кислота. Оксид серы (VI) получают окислением сернистого газа на катализаторе. Высший оксид серы – легко кипящая жидкость, при комнатной температуре чаще газ, в воде растворяется с выделением тепла, образуя серную кислоту. Окислительные свойства сера проявляет в реакциях с водородом и металлами, образуя соответственно сероводород и сульфиды, последние легко гидролизуются с образованием сероводорода. Раствор сероводорода в воде обладает кислотными свойствами, сам же сероводород – хороший восстановитель, горит с образованием оксида серы (IV), очень ядовит.

  1. Внимательно рассмотрите схему превращений. Генетический ряд какого химического элемента она отражает? К каким классам неорганических соединений относятся представленные в схеме вещества?

  2. Прочитайте предложенный вам текст и разделите его на логические абзацы.

  3. Вставьте в текст соответствующие уравнения химических реакций, представленные в схеме, обозначив их цифрами в тексте и на рисунке.

  4. Какие из процессов являются окислительно-восстановительными? Составьте к ним электронный баланс и укажите окислитель и восстановитель.

  5. Самостоятельно предположите и укажите в тексте, какие вещества в предложенной схеме превращений за счет атома серы могут проявлять окислительно-восстановительную двойственность.

  6. Обменяйтесь отчетами о выполнении задания со своим напарником.

  7. Проверьте правильность полученного результата и укажите друг другу на ошибки, если они будут обнаружены.


Работа над заданием может быть индивидуальной, но более целесообразно организовать выполнение предложенного задания в парах. Ученики, сидящие за одной партой, получают одно и то же задание; вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они обмениваются тетрадями, проверяют правильность полученного результата и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены.

В таблице представлены разные виды универсальных учебных действий, которые формируются и развиваются у обучающихся при выполнении задания.

Внимательно рассмотрите схему превращений. Генетический ряд какого химического элемента она отражает? К каким классам неорганических соединений относятся представленные в схеме вещества?

личностные

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

познавательные

умение использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач (общеучебные)

выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (логические)

Прочитайте предложенный вам текст и разделите его на логические абзацы.

личностные

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

познавательные

смысловое чтение познавательных текстов, умение выделять существенную информацию из текста (общеучебные)

Вставьте в текст соответствующие уравнения химических реакций, представленные в схеме, обозначив их цифрами в тексте и на рисунке.

познавательные

умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура, выявление взаимосвязей между ними (логические)

Какие из процессов являются окислительно-восстановительными? Составьте к ним электронный баланс и укажите окислитель и восстановитель.

познавательные

выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов (логические)

Самостоятельно предположите и укажите в тексте, какие вещества в предложенной схеме превращений за счет атома серы могут проявлять окислительно-восстановительную двойственность.

познавательные

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме (общеучебные)

выдвижение гипотез и их обоснование, прогнозирование происходящих явлений и их последствий (логические)

Обменяйтесь отчетами о выполнении задания со своим напарником.

коммуникативные

умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Проверьте правильность полученного результата и укажите друг другу на ошибки, если они будут обнаружены.

регулятивные

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

оценка – выделение и осознание качества и уровня усвоения

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

коммуникативные

умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотруд­ничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.


При изучении свойств азота для схемы и текста вопросы используются, как и в предыдущем задании.


+NО


Азот при нормальных условиях газ без цвета и запаха очень плохо растворим в воде. С кислородом воздуха реагирует при очень высоких температурах, в природе это канал молнии, получающийся оксид азота (II) не растворим в воде, и является несолеобразующим. Он при нормальных условиях окисляется до оксида азота (IV), который легко растворяется в воде с образованием азотной кислоты и оксида азота (II), идёт реакция диспропорционирования, в избытке кислорода растворение происходит с образованием только азотной кислоты. Окислительные свойства азот проявляет в реакции с водородом. Эта реакция обратима, так как образующийся аммиак разлагается при нагревании, которое идёт за счёт реакции. Аммиак очень хорошо растворим в воде с образованием гидроксид аммония, проявляющего свойства основания в реакциях с кислотами даёт соли аммония. В кислороде аммиак горит, выделяя пары воды и азот, окисление аммиака на катализаторе приводит к образованию оксида азота (II).

Задания подобного рода могут быть разработаны учителями самостоятельно, и использованы на уроках химии в курсе основной школы при изучении темы «Неметаллы».