Файл: Процессуальные формы защиты прав и законных интересов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 821
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции установлен ст. 386 ГПК РФ.
Руководит работой президиума суда надзорной инстанции председатель соответствующего суда. Он же председательствует в судебном заседании независимо от того, кто принес представление на вступившее в законную силу решение, определение или постановление. Председатель вправе докладывать рассматриваемое дело; он может поручить доклад любому члену президиума либо даже членам суда, не входящим в состав президиума. Ему могут быть заданы вопросы, связанные с материалами рассматриваемого дела.
В судебной коллегии по гражданским делам, а также в Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из судей коллегии.
В заседании надзорного судебного органа с докладом выступают судья, изучивший материалы пересматриваемого дела, затем участвующие в деле лица и их представители, если они были извещены о времени и месте рассмотрения дела и явились в судебное заседание. Обязательно выступает прокурор, который поддерживает представление либо дает заключение по делу.
Главное в ходе рассмотрения дела судебпо-надзориым органом — анализ материалов дела для выявления правовых ошибок. С этой целью проверяются:
-
юридическая квалификация обстоятельств дела; -
правильность применения норм материального и процессуального права; -
правильность толкования примененных юридических норм.
Дело, как правило, проверяется в пределах доводов надзорной жалобы,
представления, и лишь в отдельных случаях президиум может выйти за пределы жалобы, представления.
При пересмотре дела в надзорном порядке, согласно ст. 387 ГПК, основаниями к отмене актов правосудия признаются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
К таким нарушениям следует отнести:
-
неправильное применение или толкование материально-правовых норм; -
существенные нарушения гражданских процессуальных норм, повлекшие вынесение незаконного решения, определения или судебного постановления; -
безусловными основаниями к отмене судебных актов могут также являться нарушения принципов процессуального права: незаконный состав суда, нарушение принципа равенства участников процесса перед судом, нарушение правил о языке судопроизводства, нарушение принципа беспристрастности суда, связанного с определенным интересом, и др.
Вместе с тем не весь перечень безусловных оснований к отмене в кассационном порядке действует в судопроизводстве президиума суда в случае проверки законности постановления судебно-надзорного органа. В президиуме не ведется протокол судебного заседания, не действуют правила о тайне совещания судей.
Все вопросы в президиуме решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных «за» и «против» удовлетворения жалобы (представления), последний поданный голос считается отклоненным.
Гражданское процессуальное законодательство в ст. 390 ГПК устанавливает широкий круг полномочий надзорной судебной инстанции но устранению судебных ошибок.
Результаты пересмотра судебных постановлений оформляются определением судебно-надзорного органа, содержание которого сходно с содержанием кассационных определений и закреплено в ст. 388 ГПК РФ. Подписывает определение один судья, председательствующий в заседании.
При отмене пересматриваемого судебного постановления и направлении дела на новое рассмотрение суд надзорной инстанции вправе дать обязательные указания, направленные на законное разбирательство заявленных требований:
-
по выяснению определенных обстоятельств дела; -
по привлечению в судопроизводство новых участников; -
по производству экспертизы, осмотру на месте вещественных или письменных доказательств; -
по совершению каких-либо процессуальных действий (привлечению соучастников, разделению или объединению исковых требований, их обеспечению и т. д.).
Вместе с тем судебно-иадзорные органы не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности конкретных доказательств, о преимуществе одних доказательств перед другими, а также о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении. Равным образом судебно-надзорный орган не должен предрешать выводы кассационной инстанции при вторичном рассмотрении дела.
80. Полномочия суда надзорной инстанции в гражданском процессе.
Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:
1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;
2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 ГПК.
При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора. В интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы или представления прокурора. При этом суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
С 1 января 2012 года вступает в силу ФЗ № 353 «О внесении изменений в гражданский процессуальный кодекс». Статья 390 ГПК, регулирующая полномочия суда надзорной инстанции, будет называться «Полномочия суда кассационной инстанции» и регулировать фактически те же отношения, которые сейчас применяются в порядке надзора. Это связано с реформированием гражданского процессуального права, вследствие которого с 1 января 2012 года кассационная инстанция будет рассматривать вступившие в законную силу решения суда. Таким образом надзорная инстанция заменяется кассационной с исключением из законодательства термина надзорная инстанция.
81. Понятие и основания пересмотра гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам в гражданском процессе.
Для пересмотра постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам характерно то, что незаконность и необоснованность пересматриваемого судебного акта является следствием открытия обстоятельств, которые суд не мог учесть в момент вынесения постановления, поскольку они не были и не могли быть известны ни заявителю, ни суду и о них стало известно лишь после вынесения постановления. Для пересмотра решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, вступившего в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам, как правило, не требуется проверять по материалам дела правильность применения судом норм материального права, совершения тех или иных действий, что характерно для пересмотра решений в кассационной инстанции и в порядке судебного надзора. Главная задача суда - выяснить наличие или отсутствие вновь открывшихся обстоятельств и установить, повлияли ли они на правильность вынесенного судом постановления.
Пересмотр решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам отличается от пересмотра в порядке надзора по объекту, кругу лиц, имеющих право возбуждать процесс о пересмотре судебного постановления, по полномочиям суда, пересматривающего постановление, по процессуальному порядку рассмотрения дела.
Объектом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть вступившие в законную силу решения и определения суда первой инстанции, заканчивающие процесс (о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения и др.). По вновь открывшимся обстоятельствам могут быть пересмотрены определения судов кассационной, определения и постановления судов надзорной инстанций, в том числе и те, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение, а также определения и постановления о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения.
Основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу, являются:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции и установленные вступившим в законную силу приговором суда;
3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда;
4) отмена решения, приговора, определения суда или постановления президиума суда надзорной инстанции либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия решения, определения суда или постановления президиума суда надзорной инстанции;
5) признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения, по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации.
82. Подсудность судам Российской Федерации дел с участием иностранных лиц. Иски к иностранным государствам.
Суды в Российской Федерации рассматривают дела с участием иностранных лиц, если организация-ответчик находится на территории Российской Федерации или гражданин-ответчик имеет место жительства в Российской Федерации.
Суды в Российской Федерации вправе также рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если:
1) орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации;
2) ответчик имеет имущество, находящееся на территории Российской Федерации;
3) по делу о взыскании алиментов и об установлении отцовства истец имеет место жительства в Российской Федерации;
4) по делу о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца, вред причинен на территории Российской Федерации или истец имеет место жительства в Российской Федерации;