Файл: Процессуальные формы защиты прав и законных интересов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 774
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В-шестых, иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Дополнительные критерии
Помимо указанных критериев — экономического характера (предмета) спора и его связи с предпринимательской и иной экономической деятельностью, а также субъектного состава — в процессуальном законодательстве используются иные дополнительные критерии подведомственности: наличие договора между сторонами спора, спорность либо бесспорность права, а также характер нормативного акта (по признаку нормативности и предмета его регулирования).
Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи.
Критерий спорность либо бесспорность права разграничивает подведомственность юридических дел между арбитражными судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов.
Таким же образом разграничивается подведомственность между создаваемыми органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновении спора — на основании решения суда или арбитражного суда (п. 3 ст. 165 ГК) с учетом субъектного характера спора.
Виды подведомственности дел арбитражным судам
В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на исключительную (специальную) и множественную.
Специальная (исключительная) подведомственность дел арбитражным судам определяется только характером отношений, послуживших причиной обращения в суд. Дела специальной подведомственности рассматриваются независимо от правового статуса лиц, участвующих в деле и других критериев.
Указанные дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
Правила
множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная подведомственность может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную.
Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.
Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:
1) дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;
2) федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, включая возможность бесспорного списания средств либо обращения взыскания на имущество (налоговыми органами и т. п.).
Претензионный порядок установлен федеральным законом.
Правовая возможность досудебного порядка разрешения конфликтов установлена федеральными законами, в основном по спорам, связанным с уплатой налоговых и обязательных неналоговых платежей.
Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе. Такой выбор может быть между судом либо органом административной юрисдикции, в т.ч. органом местного самоуправления. По действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд. Такое понимание правил альтернативной подведомственности вытекает из ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, п. 2 ст. 11 ГК и иных законодательных актов.
Иногда правила подведомственности формулируются таким образом, что создается впечатление о наличии правил альтернативной подведомственности, однако это исключено действующим законодательством.
Коллизии подведомственности и порядок их разрешения
По общему правилу подведомственность дела определяет соответствующий юрисдикционный орган, в том числе и арбитражный суд.
Поэтому реальны случаи незаконного отказа в судебной защите за неподведомственностью, о чем свидетельствует судебная практика, в том числе по применению новых АПК и ГПК.
Полностью избежать возникновения споров о подведомственности вряд ли возможно в силу динамизма развития частноправовых отношений, сложности самой юрисдикционной системы, что определяет неизбежность таких случаев (коллизий).
На практике могут встречаться случаи пересечения компетенции различных органов по рассмотрению одного дела (положительная коллизия подведомственности) или когда конкретное юридическое дело не подведомственно ни одному из судебных органов в связи с их отказом принять его к своему рассмотрению (отрицательная коллизия подведомственности).
Разрешение спорных вопросов подведомственности возможно различными способами. Так, направления разрешения коллизий подразделяются на нормотворческие, правоприменительные и организационные.
98. Подсудность дел арбитражным судам: понятие и виды
Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам
Экономические споры между хозяйствующими субъектами разрешаются в арбитражных судах, которых не так уж и много – около сотни на всю страну, причем включая все уровни системы арбитражных судов РФ. Однако нередко возникают вопросы, относится ли спор к рассмотрению арбитражным судом вообще, и к какому именно. И к этим вопросам надо относиться серьезно – обратившись не в тот суд, вы можете потерять время, а, следовательно, и деньги. Например, в случае истечения срока исковой давности арбитражный суд возвратит исковое заявление истцу и никак не примет во внимание, что истец-то ранее вовремя обратился в арбитражный суд, но вот не в тот.
Компетенция российских арбитражных судов определяется Федеральным конституционным законом от 28.08.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и главой 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Подведомственность дел арбитражным судам
Подведомственность дел (споров) – это разграничение компетенции между Конституционным судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Суды каждой из этих ветвей судебной системы уполномочены рассматривать и разрешать только те споры, которые отнесены к его ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны исключительно экономические споры между хозяйствующими субъектами, возникающие в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. (Поэтому слова «предпринимательской и иной экономической деятельности» мы в дальнейшем опускаем – речь пойдет только о них).
Согласно части 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела с участием:
- организаций, являющихся юридическими лицами;
- граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее – ПБОЮЛ);
- с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов МСУ, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя – в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.
Арбитражные суды рассматривают:
- экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений;
- экономические споры и другие дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений (налоговые, таможенные споры и т.п.).
В соответствии со статьей 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают следующие административные дела:
- об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя;
- об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов МСУ, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов МСУ, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя.
- об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статья 23.1 КоАП РФ предусматривает, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 - 14.33, 15.10, частью 2 статьи 17.14, частью 6 статьи 19.5, частями 1 и 2 статьи 19.19.
Согласно же части 3 статьи 29 АПК РФ и части 3 статьи 30.1 КоАП РФ арбитражные суды рассматривают также и дела об оспаривании решений административных органов, принятых во внесудебном порядке, о привлечении к административной ответственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
- о взыскании с организаций и граждан обязательных платежей, санкций – если иной порядок их взыскания не предусмотрен федеральным законом.
- другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если к компетенции арбитражного суда их рассмотрение отнесено федеральным законом.
- дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан – в порядке особого производства (статья 30 АПК РФ);
- дела об оспаривании решений третейских судов, а также о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (статья 31 АПК РФ);
- дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (статья 32 АПК РФ);
- статья 33 АПК РФ предусматривает специальную (исключительную) подведомственность дел арбитражному суду.
Так в арбитражных судах рассматриваются дела:
- о несостоятельности (банкротстве), о создании, реорганизации и ликвидации коммерческих организаций;
- об отказе в государственной регистрации и уклонении от государственной регистрации юридических лиц, ПБОЮЛ;
- между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности этих товариществ и обществ (за исключением трудовых споров);
- о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, даже если к участию в деле привлекается гражданин, не являющийся ПБОЮЛ.
Подсудность дел арбитражным судам
Подсудность дел (споров) арбитражным судам - это распределение между конкретными арбитражными судами споров, подведомственных арбитражным судам.
Существует два основных вида подсудности – родовая и территориальная.
Родовая подсудность – это разграничение споров между арбитражными судами различного уровня. В соответствии с частью 1 статьи 34 АПК РФ подведомственные арбитражным судам дела рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее – арбитражные суды субъектов РФ), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ (ВСА РФ).