Файл: Процессуальные формы защиты прав и законных интересов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 840
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Полномочиями на возбуждение производства по вновь открывшимся обстоятельствам судьи арбитражного суда, должностные лица этого суда не наделены. Обнаружив при ознакомлении с делом основания для пересмотра решения, указанные лица вправе лишь поставить об этом в известность лиц, участвующих в деле, в том числе и прокурора, предъявившего иск в защиту государственных и общественных интересов.
АПК РФ не устанавливает какой-либо обязательной формы для заявлений о пересмотре решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Вместе с тем, чтобы заявление могло быть рассмотрено, оно должно быть составлено таким образом, чтобы из него было видно, в какой арбитражный суд заявление подается, кто возбуждает вопрос о пересмотре, о пересмотре какого судебного акта идет речь и по каким основаниям, какими доказательствами подтверждается факт вновь открывшихся обстоятельств. В заявлении должно быть также указано время, когда заявителю стало известно обстоятельство, послужившее основанием для пересмотра.
Анализ норм главы 23 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что законодатель не предусматривает вынесение определения о возбуждении производства по пересмотру решения в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Если заявление возвращается, то выносится определение.
В тех же случаях, когда заявление принимается и предстоит пересмотр дела, заявитель и другие лица, участвующие в деле, извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, о времени и месте заседания. Думается, что такое упрощение неоправданно. В любой стадии процесс начинается с возбуждения дела, которое оформляется (разрешается) определением суда.
Пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам -это самостоятельная стадия арбитражного процесса, имеющая цель исправить незаконные и необоснованные решения. Дело в данной стадии судопроизводства рассматривается арбитражным судом по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом. Следовательно, и возбуждаться оно должно тем же способом, что и во всех остальных инстанциях, т. е. не письмом, а определением.
Состав суда, рассматривающий заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, определяется применительно к ст. 14 АПК РФ «Состав арбитражного суда». В зависимости от того, куда подано ходатайство - в суд первой инстанции, в апелляционную, кассационную, надзорную инстанцию, заявление будет рассмотрено судьей единолично либо в коллегиальном составе. Для суда первой инстанции при определении состава суда будет иметь значение также и категория дела, по
поводу которого ставится вопрос о пересмотре, поскольку в суде первой инстанции определенная категория дел рассматривается в коллегиальном составе.
Правило о недопустимости повторного участия судьи арбитражного суда в рассмотрении конкретного дела не распространяется на пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам. В данном случае, как уже отмечалось, речь идет не о пересмотре незаконных и необоснованных решений, а о пересмотре решений, вынесенных по объективным причинам без учета обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Пересмотр решения арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам производится в судебном заседании по правилам рассмотрения споров по существу, установленных арбитражным процессуальным законодательством.
Приступая к рассмотрению заявления о пересмотре решения, суд прежде всего выясняет вопрос о явке заявителя и других участвующих в деле лиц, проверяет, были ли они надлежащим образом извещены в установленном законом порядке о времени и месте заседания.
При отсутствии почтового уведомления об извещении о рассмотрении заявления и неявке лиц, участвующих в деле, рассмотрение дела откладывается, а заинтересованные лица повторно извещаются о дне слушания дела. Неявка заявителя и других участвующих в деле лиц не препятствует рассмотрению заявления лишь в том случае, если они надлежащим образом были извещены о времени и месте слушания дела.
Разбирая дело, арбитражный суд должен установить наличие вновь открывшихся обстоятельств и решить, являются ли эти обстоятельства существенными для дела, т.е. такими, с учетом которых суд принял бы совершенно иное решение.
Лица, участвующие в деле, до разбирательства дела и в судебном заседании вправе представлять доказательства в подтверждение или опровержение оснований к пересмотру судебного акта. Эти доказательства исследуются и оцениваются судом по общим правилам арбитражного судопроизводства.
Рассмотрев заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта, арбитражный суд удовлетворяет заявление и отменяет судебный акт либо отказывает в пересмотре (ч.1 ст. 196 АПК РФ). Принять решение об изменении пересматриваемого решения арбитражный суд не может, ибо для пересмотра решения должны быть представлены именно такие фактические обстоятельства, появившиеся после принятия решения, которые влекут принятие совершенно иного решения.
Определение арбитражного суда об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта может быть обжаловано (ч. 2 ст. 196 АПК РФ). В законную силу такое определение вступает по истечении срока на обжалование либо после отклонения жалобы апелляционным судом.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает вынесение определения об удовлетворении заявления о пересмотре.
Если заявление о пересмотре подлежит удовлетворению, результат может быть только один: судебный акт отменяется и дело рассматривается судом вновь по правилам, установленным АПК РФ. В этом случае суд выносит новое решение, определение, которое может быть пересмотрено в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.
При поступлении заявления о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам арбитражный суд вправе отсрочить исполнение до окончания его пересмотра, если первоначальное решение еще не исполнено.
Поскольку задачей пересмотра решения является исправление незаконных и необоснованных решений, принятых по независящим от суда обстоятельствам, законодатель вполне правомерно, по нашему мнению, не ограничил пересмотр каким бы то ни было сроком: решение может быть пересмотрено арбитражным судом в любое время, но только при условии подачи заявления в установленный срок.
Факт установления месячного срока для рассмотрения заявлений о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов свидетельствует о развитии принципа оперативности арбитражного процесса. Если ранее арбитражное процессуальное законодательство устанавливало сроки рассмотрения дел в суде первой инстанции, в кассационной и надзорной инстанциях, то теперь законодательство содержит норму, устанавливающую срок рассмотрения заявления о пересмотре независимо, в какой инстанции он осуществляется. Данное правило имеет важное дисциплинирующее значение, поскольку обязывает суд в достаточно краткий срок рассматривать заявление о пересмотре, внося тем самым определенность во взаимоотношения участвующих в деле лиц.
120. Процессуальные особенности производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений в арбитражном процессе
2. Административное судопроизводство в новом АПК
Вопрос о структуре и видах судопроизводств в арбитражном процессе исследован в научной литературе по арбитражному процессуальному праву. Обстоятельное изучение данной проблемы нашло разрешение в научной литературе по гражданскому процессуальному праву и специалистов других отраслей права, в частности в работах Н.В. Березиной, В.В. Скитовича, С.Л. Симонян, Ю.Н. Старилова, Н.Ю. Хаманевой, Ю.А. Тихомирова, Д.М. Чечота, Б.Н. Юркова и других ученых. Из научной литературы по видам судопроизводств в арбитражном процессе следует отметить ряд исследований по данному вопросу, например С.М. Петровой, Н.В. Сухаревой*(194), однако они не решили ряд вопросов, имеющих принципиальное значение для выделения и структуризации административного судопроизводства в арбитражном процессе. Все вышеуказанное, а также наметившаяся тенденция к увеличению количества и сложности рассмотрения данной категории дел говорит в пользу важности исследования теории административного судопроизводства и необходимости совершенствования арбитражного процессуального законодательства.
В российской правовой науке общие проблемы системы российского права и законодательства получили основательную теоретическую разработку.
Совершенствование системы действующего арбитражного процессуального законодательства и его внутренней согласованности должно опираться на достигнутый в настоящее время уровень науки российского права.
Изучение системы арбитражного процессуального права необходимо не только для выявления ее внутренней согласованности и логической последовательности, анализ системы норм должен помочь уяснить сущность процессуальных институтов, выявить особенности арбитражного процессуального регулирования как самостоятельного механизма защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов, определить место арбитражного процессуального права в системе российского права.
Система арбитражного процессуального права представляет собой совокупность всех ее норм и институтов, обусловленная характером предмета правового регулирования: процессуальными действиями и отношениями субъектов процесса в их взаимосвязи и строгой последовательности.
С принятием АПК 2002 г. можно говорить о структуризации арбитражной процессуальной формы и выделении видов судопроизводств в арбитражном процессе:
- исковое производство;
- административное судопроизводство;
- особое производство.
В пользу этого можно привести следующие доводы:
1) сложность предмета правового регулирования арбитражного процессуального права. Это диктуется тем, что экономические споры являются новыми для России. Сама система арбитражных судов существует непродолжительное время, круг и характер споров находятся в стадии развития, что не всегда обеспечивает полноту защиты нарушенных прав и интересов;
2) необходимость учета особенностей отдельных категорий дел, рассматриваемых арбитражными судами, в частности дела о несостоятельности (банкротстве), дела административного судопроизводства, дела особого производства;
3) специализация судов (Конституционного, уставных, общей юрисдикции, арбитражных) и судей по отдельным категориям дел;
4) особый метод правового регулирования в публично-правовых отношениях и его проявление в арбитражном процессуальном праве, который проявляется в полномочиях суда, законной силе судебных актов, особенностях доказывания и т.д.
Институт административного судопроизводства известен науке и практике. Прежде всего, он понимается во взаимосвязи с нормами КоАП *(195), которые определяют порядок рассмотрения дел при привлечении виновных лиц к ответственности за административные правонарушения.
Закреплены элементы административного судопроизводства и в законодательстве о Конституционном Суде РФ, так как этот судебный орган рассматривает дела о соответствии тех или иных законодательных положений Конституции РФ. При этом какой-либо спор Конституционным Судом РФ не рассматривается (см. ст.3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации")*(196).
В арбитражном процессуальном законодательстве административное судопроизводство, так же как и в гражданском процессе, предусмотрено по делам, возникающим из административных и иных публичных отношений. Структура административного судопроизводства в арбитражном процессе характеризуется тем, что АПК содержит общие и особенные нормы, регулирующие порядок рассмотрения споров по делам, возникающим из административных, налоговых, таможенных, бюджетных и прочих подобных отношений. Общие и специальные правила рассмотрения этих категорий дел внутренне взаимосвязаны и строго последовательны. Соблюдение этих правил необходимо для правильного разрешения этих всегда сложных споров.