Файл: Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях декоративноприкладного искусства по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях декоративно-прикладного искусства.

по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)"


Выполнена студентом (кой) Старцева Елена Викторовна

(Ф.И.О.)

специальности_44.02.02 Преподавание в начальных классах_____________________________________________________

номер группы 79ПНК-11/21А-1
Руководитель Гревцова Екатерина Владимировна

(Ф.И.О.)

2023 г.


Оглавление
Глава 1. Методические аспекты проблемы развития творческих способностей у младших школьников

1.1 Психолого-педагогическая характеристика

1.2 Классификация способностей

1.3 Характеристика творческих способностей

1.4 Приёмы развития творческих способностей у младших школьников на занятиях декоративно-прикладным творчеством
Глава 2. Использование приёмов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративному творчеству

2.1 Изучение опыта преподавателей в организации внеурочных занятий по декоративному творчеству

2.2 Описание опыта использования приёмов развития творческих способностей у младших школьников на занятиях кружка «Декоративное творчество»

Введение
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа ложится на учителей начальных классов, которые закладывают основы творческой деятельности, развивают креативные способности детей. В детском возрасте очень большую роль играет фантазия и воображение ребенка. К сожалению, большинство родителей не уделяют должного внимания развитию детского воображения, чем значительно ограничивают возможности детей в будущем. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное — творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле. В будущем детям, которые умеют мыслить неординарно, искать решение нестандартными путями, будет проще выбрать профессию и найти в жизни свой путь.


До определенной поры никто не знает, какой талант, какие именно способности проявятся у ребенка — к музыке ли, к рисованию, к литературе или же к пению. Творчество начинается с желания что-либо создать своими руками. Творение, создание — это выход из обыденного течения жизни, открытие в себе новых возможностей. Те, кто становятся на путь творчества, движутся к вершинам искусства. Заботливые родители должны сформировать соответствующую среду, в которой у ребенка смогут проявиться его способности к творческим видам деятельности. «Но где взять для этого время? — спросит большинство из родителей. Ответ прост. Большую помощь родителям в решении этого вопроса могут оказать учреждения дополнительного образования, где существует множество объединений по различным направлениям. Все они будут способствовать развитию творческих способностей. Но при этом не следует записывать ребенка в как можно большее число кружков и секций. Всесторонне развитый ребенок — это хорошо, но очень утомительно для нервной системы, особенно младших школьников. Занятия лепкой и рисованием, аппликацией и конструированием, вышивкой и бисероплетением — замечательные способы повлиять на развитие творческих способностей детей. Всем этим видам творчества обучаются дети в детских объединениях декоративно-прикладной направленности. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной и практико-ориентированной.

Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников на занятиях декоративным творчеством. Цель исследования: выявление педагогических условий развития творческих способностей у младших школьников на занятиях декоративным творчеством. Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности в начальной школе. Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на занятиях декоративным творчеством

Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. . Выявить педагогические условия развития творческих способностей у учащихся начальных классов на занятиях декоративным творчеством. . Изучить опыт педагогов по развитию творческих способностей у младших школьников на занятиях декоративным творчеством. . Разработать методические рекомендации по использованию педагогических условий развития творческих способностей у учащихся начальных классов на занятиях декоративным творчеством. Методы исследования: 1. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы 2. Экспертный метод (изучение опыта учителя начальных классов по развитию творческих способностей у младших школьников)



Глава 1. Методические аспекты проблемы развития творческих способностей у младших школьников

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста К шести годам ребенок в основном уже готов к систематическому школьному обучению. К концу дошкольного периода формируется ряд новых психических образований: .

Стремление к общественно значимой деятельности. .

Способность управлять своим поведением. .

Умение делать простые обобщения. .

Практическое овладение речью. .

Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.
В 6-7-летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Ведущей деятельностью первоклассников становится учение, в результате которого возникают психические новообразования. Оно характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью. В биологическом отношении у младших школьников идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно увеличивается сила мышц. декоративное творчество младший школьник В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств.
В развитии наблюдается дисгармония в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Появляется повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении. В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. В период 7-11 лет наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Обеспечивается прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. В этот период развития двигательные функции получают весьма значительное развитие, особенно существенно совершенствуется координация движений, чему способствуют занятия физической культурой, различными видами спорта (плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой и др.), ручным и производительным трудом и т.д.


Дети в этом возрасте умеют: 1. Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать. . Точно ловить и кидать мяч. . На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы. . Застегивать пуговицы, завязывать шнурки. . Проводить прямые, не дрожащие линии. . Достаточно уверенно пользоваться ножницами. . Складывать пазлы без помощи взрослого.

Обводить рисунки по пунктиру. . Дорисовывать симметричные половины несложных рисунков и т.д. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. К концу первой ступени школы восприятие ребенка усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание младших школьников недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Дети способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего — мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени — развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. Именно в школе интеллект ребенка развивается настолько интенсивно, как ни в какое другое время. В этот период особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной, деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников», с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления


Мышление детей развивается во взаимосвязи с речью. Влияние школьного обучения проявляется не только в значительном обогащении словарного запаса ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. Показателем уровня развития ребенка становится — контекстная речь. Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на производную память. В ходе обучения совершенствуется смысловая память, с помощью которой дается возможность освоить достаточно широкий круг рациональных способов запоминания. А так же развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, и оперативная. Воображение в младшем школьном возрасте опирается на конкретный предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное — огромный авторитет, которым пользуется учитель. Роль начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна. Мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий. Большие проблемы в гуманистическом воспитании связаны с положительной самооценкой школьников. Весьма существенно на ее формирование влияет переход ребенка из семьи в школу, поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы должны быть направлены на то, чтобы у ребенка постепенно вырабатывалась самостоятельность. Эмоционально-волевая сфера младших школьников характеризуется: 1. Легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями. . Большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения (на общем фоне бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам.