Файл: Литература по теме Тема Понятие культура речи. Качества культурной речи Вопрос Определение понятия культура речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 2266
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
© Бояринова И.П.
© Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Содержание
Аннотация
Тема 1. Формы русского национального языка
Вопрос 1. Формы русского национального языка. Литературный язык в системе национального языка.
Вопрос 2. Нелитературные формы русского национального языка.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 2. Функциональные разновидности русского литературного языка
Вопрос 1. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.
Вопрос 2. Научный стиль.
Вопрос 3. Официально-деловой стиль.
Вопрос 4. Публицистический стиль речи.
Вопрос 5. Язык художественной литературы.
Вопрос 6. Разговорная речь.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 3. Понятие «культура речи». Качества культурной речи
Вопрос 1. Определение понятия «культура речи».
Вопрос 2. Качества культурной (хорошей) речи.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 4. Орфоэпические и акцентологические нормы
Вопрос 1. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Рекомендации по овладению орфоэпическими нормами.
Вопрос 2. Акцентологические нормы современного русского литературного языка. Сферы использования акцентологических вариантов.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 5. Лексические нормы современного русского литературного языка
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 6. Морфологические нормы современного русского литературного языка
Вопрос 1. Морфологические нормы имён существительных.
Вопрос 2. Морфологические нормы имён прилагательных.
Вопрос 3. Морфологические нормы имён числительных.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 7. Синтаксические нормы современного русского литературного языка
Вопрос 1. Синтаксические нормы русского литературного языка. Варианты координации главных членов предложения.
Вопрос 2. Трудные случаи синтаксического управления.
Вопрос 3. Построение предложений с деепричастными оборотами.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Приложения
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Аннотация
Дисциплина «Русский язык и культура речи» посвящена изучению базовых понятий и представлений современной культуры речи. Дисциплина «Русский язык и культура речи» обобщает и систематизирует знания об устройстве и функционировании языка в различных сферах общественной деятельности, формирует общую систему теоретических представлений о нормах русского литературного языка, а также развивает ряд практических умений и навыков, позволяющих студентам устанавливать эффективные коммуникативные отношения как при непосредственном контакте, так и опосредованно – в письменной речи.
Дисциплина «Русский язык и культура речи» опирается на знания, полученные при изучении школьного курса русского языка.
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов-нефилологов базовой системы знаний в области культуры речи.
Основная задача изучения дисциплины– развить умение студентов оптимально использовать средства русского языка в устном и письменном общении, причём главным образом в трёх основных сферах: сфере науки, образования, деловой сфере, сфере общественных отношений. Решение этой задачи тесно связано с повышением общей культуры гуманитарной образованности студентов, с развитием их коммуникативных способностей и психологической готовности эффективно взаимодействовать с партнёром по общению.
Задачами изучения дисциплины также являются:
· раскрытие сущности и содержания основных категорий и понятий культуры речи;
· овладение нормами русского литературного языка;
· ознакомление с проблемами загрязнения речевой среды;
· повышение культуры речевого общения;
· развитие языкового вкуса.
В результате изучения дисциплины обучаемый должен:
иметь представление:
· о культуре речи как науке и искусстве;
· о русском литературном языке как обработанном и нормированном варианте русского национального языка, обслуживающем основные сферы общественной деятельности;
· о функциональных разновидностях русского литературного языка;
· об основных формах украшения речи;
· о речевом этикете;
знать:
· понятие культуры речи как речеведческой дисциплины;
· качества культурной речи: правильность, точность, логичность, уместность, выразительность, богатство;
· основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, акцентологические, грамматические, лексические, орфографические, пунктуационные;
уметь:
· правильно произносить акцентологически трудные слова, например, ходатайство, вероисповедание, осужденный, каталог и др.;
· употреблять слова в речи в соответствии с их значением (например, паронимы: представить – предоставить, командировочный – командированный и др.);
· правильно образовывать формы слов (например, догово́ры – предпочтительный вариант, ректоры, директора, уважаемый канцлер Ангела Меркель, сосредоточивать и др.);
· правильно строить словосочетания (например, согласно приказу, по возвращении из командировки и др.), предложения с причастными и деепричастными оборотами;
· выбирать языковые средства в соответствии со сферой общения и в зависимости от поставленных целей и задач общения;
· анализировать звучащую речь (свою и чужую) с точки зрения соответствия основным коммуникативным качествам речи (правильности, точности, уместности, выразительности, богатства);
· использовать знания речевого этикета для достижения коммуникативных целей;
приобрести навыки:
· работы со справочной литературой.
Тема 1. Формы русского национального языка
Цели и задачи изученияданной темы – получение общетеоретических знаний о формах национального языка, осмысление роли русского литературного языка в системе национального языка; осознание возможностей русского литературного языка в выражении диалектически сложного мира идей, чувств современного человека, разнообразия предметов, понятий, явлений действительности в их взаимообусловленности и соотнесённости с человеком.
Изучив данную тему, вы:
будете знать:
· сущность и содержание понятия «национальный язык»;
· сущность и содержание понятия «литературный язык»;
· сущность и содержание понятий «диалектизмы», «жаргонизмы»;
· «просторечие»;
· границы употребления литературной и нелитературной лексики;
приобретёте следующие профессиональные компетенции:
· умение распознавать литературную и нелитературную лексику в собственной речи и в речи окружающих;
· умение выбирать языковые средства национального языка в соответствии с коммуникативными задачами и сферой общения.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:
· национальный язык;
· литературный язык;
· диалектизмы;
· жаргонизмы;
· просторечие.
Вопросы темы:
1. Формы русского национального языка. Литературный язык в системе национального языка.
2. Нелитературные формы русского национального языка: диалектизмы, жаргонизмы, просторечие.
Вопрос 1. Формы русского национального языка. Литературный язык в системе национального языка.
Для уяснения предмета культуры речи как науки об использовании языка в речевой коммуникации принципиально важно выяснить основные аспекты понятия «литературный язык».
Язык создаётся народом и обслуживает его из поколения в поколение.
В любом языке отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное, национальное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, мораль, система ценностей, мироощущение. Язык выступает в роли хранителя культурных ценностей – в лексике, грамматике, пословицах и поговорках, в научной и художественной литературе. Именно через язык передаются из поколения в поколение сокровища национальной культуры, хранящиеся в нём. В своём развитии язык проходит несколько стадий и напрямую зависит от степени развития этноса (греч. ethnos – народ). На ранней стадии образуется племенной язык, затем язык народности и, наконец, национальный язык.
Национальный язык – социально-историческая категория, которая обозначает язык, являющийся средством общения нации и выступающий в двух формах: устной и письменной. [1] |
Любой национальный язык, в том числе и русский национальный язык, по своему составу неоднороден, так же, как и общество. Расслоение общества обусловлено различными факторами: территорией проживания, трудовой деятельностью, родом занятий, интеллектуальным уровнем развития, интересами, возрастом. Люди, объединяющиеся по территориальному, профессиональному или другому признаку, используют свой вариант языка, который входит в национальный как одна из его форм. В социальной структуре русского национального языка выделяются следующие формы (подсистемы, варианты, разновидности):
1. литературный язык;
2. территориальные диалекты;
3. профессиональные и социальные диалекты;
4. городское просторечие.
Рассмотрим более подробно особенности каждой из этих форм.
Литературный язык – высшая форма национального языка, развившаяся из разговорной речи и обработанная мастерами художественного слова, общественными деятелями, выдающимися учёными. |
Главная функция литературного языка – обеспечить полноценную речевую коммуникацию в основных сферах человеческой деятельности:
· сфере науки, образования;
· сфере делопроизводства, законодательства, юридических отношений;
· сфере политики, общественных отношений;
· в средствах массовой информации;
· в сфере искусства и т.д.
«Быть всем понятным»[2] – так сформулировал крупнейший русский лингвист академик Л.В. Щерба важнейшее назначение литературного языка. Литературный язык отражает наиболее существенные свойства и достоинства национальной речевой культуры, оптимальные способы выражения мыслей и эмоций. Организованные в стилистическую систему языковые элементы литературного языка и способы их применения признаются носителями национального языка как образцовые, нормативные.
Признаки литературного языка.
1. Устная и письменная форма реализации.
Литературный язык – единственный вариант национального языка, который имеет две формы реализации: устную и письменную. Остальные варианты национального языка: территориальные диалекты, профессиональные и социальные диалекты, городское просторечие, –существуют только в устной форме. Письменная фиксация является одним из основных признаков литературного языка, так как именно письменная форма создаёт благоприятные условия для закрепления в текстах, совершенствования, культивирования от эпохи к эпохе оптимальных средств выражения. Кроме того, письменная форма реализации даёт уникальную возможность последующим поколениям понимать, изучать тексты, созданные «отцами» и более отдалёнными поколениями, в целях развития традиции, опыта использования языковых средств в речевой коммуникации.