Файл: Историкокраеведческая деятельность в дополнительном образовании детей. Музейная педагогика. Музею принадлежит право открывать публике бесконечный запас накопленных историей идей, точек зрения, наконец, тайн.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Историко-краеведческая деятельность в дополнительном образовании детей. Музейная педагогика.
«Музею принадлежит право
открывать публике бесконечный запас
накопленных историей идей,
точек зрения, наконец, тайн»
Б. Ньюсони и А. Сильвер
Статья посвящена актуальным вопросам, связанным с повышением качества подготовки педагогов дополнительного образования. Поскольку учителя социальных наук стремятся интегрировать инновационную педагогику в свое обучение, они могут обратиться к музеям как к общественным ресурсам, предоставляющим уникальное пространство для обучения содержания предложить учащимся возможность активно осмысливать через изучение объектов и экспонаты, социальное взаимодействие и изучение музейного контента через личный выбор. Для социальных исследования, в частности, музеи предоставляют пространство, где дети могут узнать больше об исторических событиях и об их роли как граждан, что приводит к усилению исторической и гражданской понимания.
В наши дни изменился взгляд общества на музей. Он стал более пристальным, внимательным и… веселым. Музейное пространство заполняется весьма неожиданными объектами, например, мультимедиа или коллекциями одежды и мебели «в стиле», различными атрибутами для проведения интерактивных занятий и т. д. Да и сами музейные экспозиции «изменили» своей традиции и все чаще включают современные предметы, не успевшие накопить «культурно-временную» ауру, например, кукол и мишек, пуговицы, предметы косметики, виды айфонов и многое другое.
Велика роль школьного музея в овладении учащимися культурным наследием прошлого. Школьный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Он осуществляет связь времен, дает уникальную возможность сделать своими союзниками в организации внеурочной деятельности поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом.
Но возникает у музейного педагога вопрос: как органично совместить интересы детей, вовлеченных в процесс освоения «образовательного хобби», с плановой работой музея, не имеющей прямой связи с их занятиями? Помогает ли музейная педагогика в осваивании детей информации? Если да, то почему эта информация усваивается лучше, чем через книги? Данные вопросы и будут рассмотрены в данной конференции, мы попробуем разобраться, в сущности, и значении музейной педагогики.
Свою конференцию начну с того, что представляет собой музейная педагогика. Мы замечаем, что музейная педагогика занимает все более заметное место в практической деятельности, является механизмом реализации его культурно – образовательных и рекреационных возможностей.
Уроки истории и краеведения дают ту основу, которая позволяет учащимся проникнуться судьбами своих соотечественников, ощутить свою причастность к героическому прошлому нашей страны. Основной и самой необходимой формой работы по патриотическому воспитанию является организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время. В этом неоценимую помощь оказывает школьный музей. Так, взаимодействие экскурсовода с посетителями музея состоит в передаче и ответном понимании культурных значений и смыслов, наполняющих экспозиционный комплекс.
Посещение музеев дает учащимся возможность изучать контент в увлекательной и интерактивной форме. В социальных науках музеи могут быть местами, где студенты могут расширить свои исторические и гражданское понимание через знакомство с артефактами и рассказами, недоступными в классах. Изучение наследия в местном контексте ценит историю как живой источник обучения, облегчает понимание исторических концепций и помогает понять мир, в котором мы живем, способствуя множественному пониманию истории и построению трех столпов исторического образования: История - Память - Личность. Мы видим, что культурные ценности и наследие имеют педагогическое значение, поскольку они являются важными средствами консолидации и реализации обучения, которые делают преподавание менее книжным и более живым, а также придают смысл обучению.
Школьный краеведческий музей - центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историк краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой.
Таким образом, музейная педагогика – это целый комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, применяемых на практике, основывающихся на всестороннем использовании материалов как школьных, так и городских музеев. Главной целью обучения с использованием средств музейной педагогики, я считаю - расширение познавательного интереса к предмету и повышение мотивации учебной и внеурочной деятельности, а вышеперечисленные формы работы повышают уровень образовательного процесса.
Изучение наследия краеведческой истории занимает центральное место в изучении истории и в ознакомлении учащихся с методикой дисциплины и конкретным языком – оно мотивирует, повышает интерес к изучению истории, интегрирует, поскольку способствует размещению учащихся в среде, в которой они живут, и, в этом смысле, усиливает аспекты построения идентичности, а также способствует пониманию истории как динамического процесса, в котором знание появляется не как навязанное, а имеющее смысл в сети установленных связей.
Основная цель этой работы заключалась в том, чтобы разработать способ, в котором приоритет отдается исследовательским методам, исследовательскому обучению и решению проблем, мотивирующий учащихся к пониманию местной среды и ценящий их как активных учащихся, а также демонстрирующий возможности и педагогические преимуществ.
Музейная педагогика – междисциплинарная область знаний, позволяющая создавать и реализовывать самые разнообразные проекты в сфере образования, интегрируя их с культурой и искусством. В целом интерпретация музейной педагогики в процессе анализа современных образовательных парадигм и научного знания может осуществляться как минимум в пяти различных контекстах:
-
во-первых, как значимый практический компонент музейной коммуникации, позволяющий организовать и выстроить новые связи в системе взаимодействия посетителей с материалами экспозиции в музейном пространстве -
во-вторых, как современные учебно-педагогические методики, обеспечивающие стратегию и тактику эффективного общения с посетителями разного возраста, определяющие оптимальные инновационные стратегии обучения; -
в-третьих, как неотъемлемая составляющая нового образовательного пространства – сочетание доступной образовательной среды и современных информационно-коммуникативных средств, которое характеризуется креативным дизайном, безбарьерностью и универсальностью; -
в-четвертых, как властный чиновник, отклонения от стереотипного и запрограммированного знания, блокирующие творческое мышление, тормозящие познавательные процессы развития личности, приводящие к формированию потребительской идеологии;
Таким образом, музейную педагогику можно признать моделью взаимного многостороннего общения образовательного учреждения и человека с музейным пространством для социализации и развития творческих способностей; синтез различных научно-образовательных концепций и педагогике, направленных на творческое осмысление ценностей современности и проектирование личностного развития в будущем.
Как образовательные учреждения, музеи должны способствовать процессу обучения, предоставляя учащимся различные пути к знаниям. Чтобы считать себя "центрами обучения", музеи должны предоставлять не только экспозиции на интересные темы; они должны уметь связывать эти экспозиции и темы с жизненным опытом различных групп аудитории.
Рассматривая школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, можно говорить, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования.
Музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Главными задачами школьного краеведческого музея являются:
-
воспитание у школьников патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов; -
приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию России через практическое участие в сборе и обработке документов, изучении и благоустройстве памятников; -
формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству.
Важное место в патриотическом воспитании школьников занимает поисковая работа. Сбор и исследование местного материала способствует развитию познавательных способностей, мышления учащихся, формированию навыков культуры труда, воспитанию гражданских чувств.
Совместная работа педагогов и учащихся дает свои положительные результаты и способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, настоящего защитника Отечества.
Перспективы школьного музея огромны, важно лишь желание наставников и их умение заинтересовать учащихся и привлечь к работе. Правильно организованная работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения посредством исследовательской работы в музее.
Музейная деятельность влияет не только на качество исторических знаний школьников, но и на их общее интеллектуальное развитие. Можно говорить о том, что музей обладает огромным образовательно воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.
Функциональная нагрузка, которую несет музей, обеспечивает реализацию социальных потребностей социальной группы и общества в целом.
Процесс практической деятельности музея – это непосредственное приобщение учащихся школы, лицея, гимназии к поиску, сбору, регистрации предметов истории, привлечение и научение навыкам самостоятельной исследовательской работы.
Таким образом, роль школьного музея в развитии патриотического воспитания учащихся играет огромную роль. В школьном музее ребенок является не только объектом, воспринимающим определенный объем информации, но и соучастником исторического поиска и исследования.
-
Музейная педагогика. Междисциплинарные диалоги. Первая тетрадь. – СПб: Специальная литература, 1998. -
Сапанжа О. С. Основы музейной коммуникации: Учебное пособие. – СПб., 2007. -
Ахунов, В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления. В. М. Ахунов - Вестник Московского университета.-2016.- Сер.20: Педагогическое образование. -
Белякова, Л. М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование. Л. М. Белякова - дополнительное образование и воспитание. – 2016. - № 5. -
Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций. — М.: Омега. Л, 2005. -
Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие/Под ред. К.Г. Левыкина. М.,1988 г.