Файл: Понятие и составляющие макроэкономической политики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По признаку времени государственно-экономическая политика бывает долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной. Долгосрочная экономическая политика является основой экономической стратегии государства и строится на длительной перспективе с целью глобальных изменений в структуре всей экономики страны. Примером могут стать федеральные целевые программы инновационного развития экономики, развитие регионов Дальнего Востока и Северного Кавказа.
В отличие от долгосрочных проектов краткосрочные связаны с экономической тактикой государства и нацелены на экономические изменения в короткие сроки времени.
Пространственный вектор экономической политики фокусирует государственное воздействие на отдельные сектора экономики или территориальные области, которые нуждаются в государственном вмешательстве для придания ускоренного импульса развития.
Государственное воздействие, охватывающее всю экономическую среду, называется макроэкономической политикой. В экономической науке существует два важных раздела: микроэкономика и макроэкономика.
Если макроэкономика — наука о функционировании экономики как единой системы, то микроэкономика — это взгляд на экономику с позиции конкретных хозяйствующих субъектов, работающих на рынке (транснациональные компании, предприятия, организации, фирмы, ассоциации, союзы, домохозяйства).
Таким образом, макроэкономическая политика нацелена на государственное регулирование и поддержание в режиме устойчивого развития всей экономической системы страны в целом.
В условиях глобализации экономическая система функционирует под воздействием двух глобальных систем регулирования:
• государственного регулирования;
• саморегулирования взаимодействующих хозяйствующих субъектов.
Макроэкономическое регулирование не затрагивает деятельность каждого экономического субъекта в отдельности, а направлено на изменение институциональной среды и генерацию устойчивых стимулов для активного развития экономических субъектов и эволюции развития экономической системы государства.
Макроэкономическое регулирование подразделяется на два вида:
• регулирование по рассогласованиям (отклонение от заданной траектории);
• регулирование по критическим параметрам, не допускающим изменений экономической среды по ключевым показателям в точке критического состояния.
Главными направлениями макроэкономической политики являются государственное регулирование денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сфер.
Для воздействия на макроэкономическую ситуацию в стране государство использует различные инструменты, системы методов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.
Общепринято деление способов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.
Правовое регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.
Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.
Экономическое регулирование предполагает воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется: бюджетная и фискальная политика; денежно-кредитная политика; программирование; прогнозирование и планирование.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — это политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики — влияния на чистый экспорт товаров и услуг.
К важнейшим задачам фискальной политики относятся усиление стимулирующей и регулирующей функций налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование структуры и повышение эффективности использования государственных средств, поддержание дефицита бюджета на приемлемом уровне.
Основными инструментами осуществления налоговобюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др.
Целью государственного регулирования на макроэкономическом уровне является глобальное упорядочение экономических процессов и поддержание равновесия совокупного спроса и совокупного предложения на том эффективном уровне, который позволяет оптимизировать рынок производства и услуг в условиях стабильного уровня цен.
Макроэкономическая политика носит долгосрочный характер и является частью экономической стратегии государства, она рассматривается как базовый регулятор, создающий экономический ландшафт государства.
Макроэкономическая политика видоизменяется на основе постоянного мониторинга научно-технологической, социально-экономической ситуации в стране и в мире. На основе данных экономического анализа разрабатываются государственные, научно-технологические, социально-экономические прогнозы на длительные сроки, которые подкрепляются стратегическими и индикативными среднесрочными планами, федеральными целевыми программами и другими инструментами прямого вмешательства государства в процессы стимулирования и развития экономики.