Файл: Правила этикета знакомство ц е л ь сформировать у детей навыки культурного поведения. Форма проведения практикум. Ход классного часа.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.
В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил... языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
- В чем смысл этой легенды?
- Как вы поняли, почему язык можно назвать другом и врагом?
Учитель. Как замечательно, что люди научились пользоваться речью! Наше настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно оброненное, злое слово больно ранит нас. Сейчас даже трудно представить то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить, пользоваться речью.
- Как же они общались?
- Скажите, что используют для общения люди, лишенные слуха?
Использование определенных положений рук, головы для передачи информации, мыслей - это язык жестов. Мы с вами пользуемся им ежедневно.
2. Игра «Актер».
Дети получают карточки с заданиями. Используя только мимику и жесты, показать классу задание. Дети после просмотра должны озвучить задание, Подводится итог на лучшую сыгранную роль.
Задания:
1) навести в классе тишину;
2) восхититься подаренным букетом;
3) с балкона позвать ребенка домой;
4) подозвать нашкодившего сорванца;
5) отказаться от предложенной конфеты.
У ч и т е л ь. Эти жесты понятны многим людям говорящим на разных языках. Но некоторые жесты одного народа могут быть не-понятны другим народам. Вспомним жест прощания. Помашем рукой.
Латиноамериканец воспринял бы такой жест как приглашение в гости,
-Как военные приветствуют друг друга? (Ладонь прикладывают ко лбу.)
Так египтяне ранние приветствовали друг друга. Утвердительный кивок головой у русских означает «да», у болгар - «нет».
-Какие жесты не положены в обществе воспитанных людей?
Нельзя:
3. Инсценирование и анализ сказки.
КРОШКА ЕНОТ И ТОТ, КТО СИДИТ В ПРУДУ
Крошка Енот рассказал своей маме все про Того, кто сидит в пруду.
О, мама, - сказал он, - мне так хотелось пойти одному за раками. Мне так хотелось принести их на ужин домой!
И ты принесешь! - сказала Мама Енотиха. - Вот что я тебе скажу, Крошка Енот. Вернись назад, но на этот раз... Не строй рож, Не бери с собой камня, Не бери с собой палки!
Что же я должен делать? - спросил Крошка Енот.
- Только улыбнуться! - сказала Мама Енотиха, - пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.
- И больше ничего? - спросил Крошка Енот. - Ты уверена?
- Это все, - сказала мама. - Я уверена.
Крошка Енот был храбрым, и мама была в этом уверена. И он пошел обратно к пруду.
- Может быть, он ушел, наконец! - сказал Крошка Енот сам себе. Нет, не ушел.
Он по-прежнему сидел в пруду. Крошка Енот заставил себя остановиться. Потом заставил себя улыбнуться Тому, кто сидит в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ. Крошка Енот так обрадовался, что стал хохотать. И ему показалось, что Тот, кто сидел в пруду, хохочет точь-в-точь, как это делают еноты, когда им весело.
- Он хочет со мной дружить! - сказал сам себе Крошка Енот. - И теперь я могу перейти на ту сторону.
Л. Мурр
- Чего не понимал Крошка Енот?
У ч и т е л ь. Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих. Вспомним песенку Ёнота из мультфильма «Крошка Енот».
Можно включить музыкальную запись или песенку исполнит кто-то из детей.
УЛЫБКА
Сл. М. Пляцковского Муз. В. Шаинского
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Припев И тогда, наверняка,
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке. . .
С голубого ручейка начинается река
Ну, а дружба начинается с улыбки.
Припев От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик;
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
Припев.
От улыбки станет всем теплей –
И слону, и даже маленькой улитке...
Так пускай повсюду на Земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!
Учитель. Младенец, еще не умеющий говорить, знает «азбуку» лица. Изменение выражения лица при помощи лицевых мышц называется мимикой. Мама улыбается — и он широко улыбается в ответ, она нахмурила брови - у ребенка кривится готовый заплакать ротик.
4. Игра.
Четыре пары детей получают з а д а н и е:
1) показать при помощи мимики;
2) изобразить графически то, что предлагается:
Сердитый человек Удивленный человек
Радостный человек Грустный человек
- Расслабьте мышцы, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе...».
ПРАВИЛА ПРИЛИЧИЯ В ЖИТЕЙСКИХ СИТУАЦИЯХ
Ц е л ь: путем обыгрывания житейских ситуаций формировать у детей нормы (нравственного) этикета. Форма проведения: практикум.
Ход классного часа
1. Обыгрывание житейских ситуаций.
У ч и т е л ь. Сегодня попробуем себя в роли и актера, и зрителя. Подумайте, пригодятся ли в жизни знания по правилам этикета. Дети заранее готовят сценки.
Ситуация 1.
Встречаются два одноклассника. Обмениваются дружественными рукопожатиями в перчатках.
(Ошибка: приветствуют, обнажая руки.)
Ситуация 2.
Встречаются Маша и Денис, приветствуют друг друга, при этом у Дениса руки остаются в карманах брюк.
(Ошибка: приветствуя даму, юноша вынимает руки из карманов.)
Ситуация 3.
Денис и Саша идут, оживленно обсуждая кинофильм. Их обгоняет Света. Кто первый должен поздороваться?
(Тот, кто обгоняет.)
Ситуация 4,
Денис и Саша сидят за партой в классе. Входит Света. Кто должен здороваться первым? (Кто вошел класс.)
Ситуация 5.
В троллейбус заходят подружки. Отыскали взглядом инвалида (калеку). Одна с интересом рассматривает, сочувственно оглядывает этого человека.
(В общественных местах не принято пристально смотреть на человека, оглядывать его с головы до ног.)
Ситуация 6.
Мама с дочкой заглянули в гости к подруге мамы. Пока взрослые о чем-то беседуют, девочка начала интересоваться сначала содержимым туалетного столика, пробуя все, затем перешла к ящичкам тумбы.
(В гостях не рекомендуется открывать ящики шкафов, интересоваться их содержимым и т. д.)
Ситуация 7.
В дверях сталкиваются два мальчика, причем одному 8 лет, другому 10 лет. Кто должен кого пропустить?
(Кто окажется вежливее.)
2. Блиц турнир.
Вопросы:
1) Кто уступает место в транспорте старшим, родителям с маленьким ребенком, беременным женщинам - мужчина или женщина? (Оба.)
2) Можно ли, идя в гости, брать с собой чужих людей? (Нельзя, это допускается лишь в том случае, если вам разрешили хозяева или вы знаете, что они этому гостю будут рады.)
3) Ходят ли в гости с собакой или кошкой? (Нет.)
4) Можно ли уходить домой сразу же после обеда или ужина в гостях? (Нет, это неприлично.)
5) Вы увидели на улице своего друга, он стоит с незнакомой вам девочкой. С кем в первую очередь вы должны поздороваться? (С другом.)
6) Кто первым выходит из трамвая: мужчина или женщина? (Мужчина.)
РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР
Ц е л ь: прививать детям потребность культурного поведения.
На доске оформление:
1. «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (М. Сервантес).
2. «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж-Ж Руссо).
Ход турнира
Вступительное слово учителя. Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование - рыцарский турнир вежливости. В нем примут участие знатоки правил вежливости и хорошего тона. Да победит сильнейший!
Чтобы в рыцарском турнире победить,
Очень умным и любезным надо быть.
Соревнуются две команды
Конкурс 1: «Разминка».
Каждой команде задается вопрос. После полных ответов жюри подводит итоги.
Вопросы:
1. Кого называли рыцарями в далекие времена?
Ответ. Во времена средневековья это были отважные, смелые войны. Чтобы стать рыцарем, необходимо пройти специальную подготовку. С семи лет родители приставляли мальчика к опытному воину. Его обучали ездить верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. Но рыцарь не только обязан владеть военными науками, он обязан был поступать благородно: защищать слабых и униженных, быть предупредительным и вежливым, благородно относиться к женщинам.
Еще рыцарь средневековья - это воин, закованный в доспехи (латы, кольчуга, шлем).
2. Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?
Ответ. Человек> готовый на подвиг и самопожертвование во имя другого. Это вежливый, доброжелательный человек, спешащий на выручку слабому. Он без сомнения вступится за обиженного, кинется в горящий дом, спасая малыша.
Пока жюри подводит итоги, игра для болельщиков «Доскажи словечко».
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого ... («спасибо»).
2.Зазеленеет старый пень,
Когда услышит... («добрый день»)
3. Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь... («здравствуйте»).
4. Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы... («спасибо»),
5. Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы ... («прости, пожалуйста»).
6. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... («до свидания»).
Конкурс 2: «Рыцарские манеры».
Задание 1. У вежливого рыцаря в обиходе много волшебных слов. С их помощью можно вселить веру в человека, вернуть позитивное настроение или поднять его. Каждый участник по очереди должен назвать по одному волшебному слову.
Задание 2. Волшебные поступки.
Вопросы к заданию:
1) Откуда пришел обычай у рыцарей снимать шапку, когда входишь в дом?
Ответ. Обычай возник в средневековье, во времена рыцарей. У рыцаря были доспехи, охраняющие от стрел и пик. И когда он входил в дом, снимал шлем, обнажая лицо, он как бы говорил: «Я не боюсь тебя». С тех времен обычай остался: обнажая голову, мы показываем хозяину дома, что уважаем живущих здесь.
2) Откуда пришел обычай, здороваясь (в холодное время года), снимать перчатки?
О т в е т. Со времен рыцарства. Обнажая руки, снимая перчатку, рыцарь тем самым демонстрировал, что он безоружен. Соблюдая правила этикета сегодня, мы показываем, что уважаем собеседника.
- Дайте совет человеку, идущему в гости.
- Дайте совет человеку, идущему в театр.
Театральная пауза: инсценированное стихотворение.
Читает ученик.
Костя в «Молочном» толкал всех подряд.
- Так некультурно, - ему говорят, -
Вежливый мальчик не должен толкаться.
А Костя в ответ: - Перестаньте трепаться!
Костя играет, отец что-то пишет,
Он просит чернила, а Костя не слышит.
- Костя, ты что, не расслышал меня?
- Мне надоела твоя болтовня.
Да, Костя культурой похвастать не мог.
Отец подозвал его: - Вот что, сынок,
С этого дня говорить привыкай:
«Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуй», «Прощай».
Если виновен - проси извиненья,
Словом, мой милый, ищи выраженья...
Костя во всем согласился с отцом -
Он же не хочет прослыть дикарем.
Сегодня соседке пришлось удивиться:
У Кости она попросила напиться,
Стакан он подал и «спасибо» сказал.
Косте подружка видна из окна,
Костя кричит ей: - Приятного сна!
Мама ему хлеб и брынзу дает,
«Здравствуй», - сказал он и взял бутерброд.
Костя задел на базаре коня
И произнес: «Извините меня».
Вот с ним какая теперь перемена -
Он даже с лошадкою вежлив отменно.
Конкурс 3: Блицтурнир.
Команды должны быстро отвечать на вопросы.
В о п р о с ы:
1. Какие поступки вы считаете неприличными?
2. В каком случае необходимо говорить «извините»?
3. Кто такой невежа?
Жюри подводит итог.
Конкурс 4: «Сцены из жизни».
1. Участникам команд предлагается выпить компот с вишней: по правилам этикета, выпивают сначала жидкость, затем с помощью ложки достают ягоды; косточки выплевывают сначала на ложку, потом выкладывают на блюдце.
2. Ситуация в день рождения: дарят подарок в упаковке. По этикету: необходимо развернуть упаковку, поблагодарить за подарок. Если это сладости — угостить всех гостей.
Конкурс 5: «Теоретики и практики».
Участникам команд предлагается решить задачи.
1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
Найдите три ошибки.
(1. Спросить спокойно. 2. Извиниться. 3. Спросить: «Который час?»,)
2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому -10 лет? (Кто вежливее.)
3. Петя и Юра спешили в столовую и бежали вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась учительница. Мальчики пробежали мимо, и где-то с нижнего этажа послышалось: «Здрасьте, Лидия Львовна». Что им ответила учительница, мальчики не слышали и первыми ворвались в столовую.
Найдите ошибки в поведении мальчиков. (По школе не бегают, а идут спокойным шагом; при встрече с учителем ребята должны остановиться и приветливо, вежливо поздороваться.)
4. Ты идешь по улице с товарищем. Он остановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе? (Да, нужно тоже поздороваться.)
У ч и т е л ь. Наш турнир подходит к концу. А пока жюри подводит итоги, послушайте и посмотрите инсценированное стихотворение.
ВЕЖЛИВЫЙ ПОСТУПОК
Было лето, пели птички,
Павлик ехал в электричке,
Вдруг на станции Фили
Две девчонки в дверь вошли.
Скромно стали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке!
Павлик понял: «Иностранки!»
Это видно по осанке,
Может быть, они туристки?
В первый раз у нас в стране?
И с трудом он по-английски
Произнес: «Позвольте мне
Пригласить вас на скамью,
Ну а сам я постою!»
Было лето, пели птички,
Две девчонки в электричке
Сели около окна.
- Между прочим, мы москвички, -Улыбается одна.
Павлик крикнул:
- Как же так! Значит, я попал впросак?
И теперь не пьет, не ест он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему.
Слово учителя. Наш турнир окончен, но мы думаем, что никогда не исчезнут смелые, благородные люди - настоящие рыцари!
ВЫ ИДЕТЕ В ГОСТИ: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Цели: закреплять навыки культурного поведения в общественных местах; продолжать формировать положительные моральные качества; учить давать оценку поступкам других людей, высказывать свое мнение по теме; развивать творческие способности детей.
Форма проведения: беседа.
План проведения классного часа
1. Просмотр иллюстраций (слайдов) на тему «Хорошо - плохо». Высказывания детей, обсуждение эпизодов.
2. «Игровая» передача по телевизору (выступления детей).
3. Рисование по теме беседы для выставки детских работ.
Ход беседы
1. Просмотр иллюстраций (слайдов) на тему «Хорошо -плохо». Высказывания детей, обсуждение эпизодов.
У ч и т е л ь. Ребята, у вас много друзей?
- Часто ли вы ходите к ним в гости?
- На какие праздники вы сами приглашаете в дом друзей?
- Знаете ли вы правила поведения в гостях? (Ответы детей.) Вот сейчас мы и посмотрим... (Предлагает детям посмотреть иллюстрации или слайды по теме,)
На д о с к е ряд картинок (можно рисунков самих детей, выполненных заранее, - домашнее задание). На них: дети на дне рождения, в гостях у своих друзей.
Варианты: набирают себе много сладостей, бросают бумажки от конфет; громко кричат, включают музыку на всю мощь, являются без подарков и т. д.
Дети рассматривают картинки, идет обсуждение что «хорошо» и что плохо», то есть неприлично.
Учитель. Из ваших высказываний можно сделать вывод, что вы знаете правила приличного поведения; но некоторым ученикам не мешало бы посмотреть нашу телепередачу. Включите телевизор, усаживайтесь поудобнее - мы начинаем.
2. «Игровая» передача по телевизору (выступления детей).
Появляются «диктор», участники «телепередачи». Дети «обыгрывают» слова «диктора»,
Д и к т о р. Если вы идете в гости,
Хорошо бы для начала
Для хозяйки взять подарок:
Торт, букет или игрушку,
Чтобы стало ей приятно
От внимания гостей.
Не мешало бы во время
Развеселого застолья
Похвалить ее за блюда,
Что не ели вы ни разу
Даже в лучшем ресторане,
Это будет очень кстати
И отрадно слышать ей.
Предположим, рядом с вами
За столом сидит подруга,
Приглашенная хозяйкой,
И скучает без вниманья
Кавалеров-молодцов.
Вы ей вкусного салата
Или торта предложите,
Иль конфетой угостите -
Это будет хорошо!
Если вдруг начнутся танцы,
Вы ту даму пригласите,
Ее в вальсе закружите
Или реп станцуйте с ней.
Если вы во время танца
Наступили ей на ногу,
Извинитесь непременно
На виду у всех гостей.
Если видно, что хозяйке
Вы порядком надоели
И что близится застолье
К завершению, тогда
Ей «спасибо» говорите
И за все благодарите,
Поскорее уходите –
Отдыхать уж всем пора.
Учитель. Теперь, я надеюсь, вы очень хорошо усвоили, как вести себя в гостях.
3. Рисование по теме беседы для выставки детских работ.
Учитель. Я предлагаю вам сделать рисунки по тем эпизодам «телепередачи», которые вам особенно понравились. Из ваших рисунков получится выставка, которую мы покажем ученикам параллельных классов, родителям и всем желающим.
Дети рисуют. По окончании работы оформляется выставка их работ.
В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил... языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
- В чем смысл этой легенды?
- Как вы поняли, почему язык можно назвать другом и врагом?
Учитель. Как замечательно, что люди научились пользоваться речью! Наше настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно оброненное, злое слово больно ранит нас. Сейчас даже трудно представить то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить, пользоваться речью.
- Как же они общались?
- Скажите, что используют для общения люди, лишенные слуха?
Использование определенных положений рук, головы для передачи информации, мыслей - это язык жестов. Мы с вами пользуемся им ежедневно.
2. Игра «Актер».
Дети получают карточки с заданиями. Используя только мимику и жесты, показать классу задание. Дети после просмотра должны озвучить задание, Подводится итог на лучшую сыгранную роль.
Задания:
1) навести в классе тишину;
2) восхититься подаренным букетом;
3) с балкона позвать ребенка домой;
4) подозвать нашкодившего сорванца;
5) отказаться от предложенной конфеты.
У ч и т е л ь. Эти жесты понятны многим людям говорящим на разных языках. Но некоторые жесты одного народа могут быть не-понятны другим народам. Вспомним жест прощания. Помашем рукой.
Латиноамериканец воспринял бы такой жест как приглашение в гости,
-Как военные приветствуют друг друга? (Ладонь прикладывают ко лбу.)
Так египтяне ранние приветствовали друг друга. Утвердительный кивок головой у русских означает «да», у болгар - «нет».
-Какие жесты не положены в обществе воспитанных людей?
Нельзя:
-
Хлопать собеседника по плечу.
-
Размахивать руками.
-
Теребить одежду, крутить пуговицы. -
Чесать голову и теребить себя за ухо. -
Барабанить пальцем по столу. -
Трогать лицо руками. -
Чихать в пространство. -
Бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет.
3. Инсценирование и анализ сказки.
КРОШКА ЕНОТ И ТОТ, КТО СИДИТ В ПРУДУ
Крошка Енот рассказал своей маме все про Того, кто сидит в пруду.
О, мама, - сказал он, - мне так хотелось пойти одному за раками. Мне так хотелось принести их на ужин домой!
И ты принесешь! - сказала Мама Енотиха. - Вот что я тебе скажу, Крошка Енот. Вернись назад, но на этот раз... Не строй рож, Не бери с собой камня, Не бери с собой палки!
Что же я должен делать? - спросил Крошка Енот.
- Только улыбнуться! - сказала Мама Енотиха, - пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.
- И больше ничего? - спросил Крошка Енот. - Ты уверена?
- Это все, - сказала мама. - Я уверена.
Крошка Енот был храбрым, и мама была в этом уверена. И он пошел обратно к пруду.
- Может быть, он ушел, наконец! - сказал Крошка Енот сам себе. Нет, не ушел.
Он по-прежнему сидел в пруду. Крошка Енот заставил себя остановиться. Потом заставил себя улыбнуться Тому, кто сидит в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ. Крошка Енот так обрадовался, что стал хохотать. И ему показалось, что Тот, кто сидел в пруду, хохочет точь-в-точь, как это делают еноты, когда им весело.
- Он хочет со мной дружить! - сказал сам себе Крошка Енот. - И теперь я могу перейти на ту сторону.
Л. Мурр
- Чего не понимал Крошка Енот?
У ч и т е л ь. Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих. Вспомним песенку Ёнота из мультфильма «Крошка Енот».
Можно включить музыкальную запись или песенку исполнит кто-то из детей.
УЛЫБКА
Сл. М. Пляцковского Муз. В. Шаинского
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Припев И тогда, наверняка,
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке. . .
С голубого ручейка начинается река
Ну, а дружба начинается с улыбки.
Припев От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик;
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
Припев.
От улыбки станет всем теплей –
И слону, и даже маленькой улитке...
Так пускай повсюду на Земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!
Учитель. Младенец, еще не умеющий говорить, знает «азбуку» лица. Изменение выражения лица при помощи лицевых мышц называется мимикой. Мама улыбается — и он широко улыбается в ответ, она нахмурила брови - у ребенка кривится готовый заплакать ротик.
1 2 3
4. Игра.
Четыре пары детей получают з а д а н и е:
1) показать при помощи мимики;
2) изобразить графически то, что предлагается:
Сердитый человек Удивленный человек
Радостный человек Грустный человек
- Расслабьте мышцы, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе...».
ПРАВИЛА ПРИЛИЧИЯ В ЖИТЕЙСКИХ СИТУАЦИЯХ
Ц е л ь: путем обыгрывания житейских ситуаций формировать у детей нормы (нравственного) этикета. Форма проведения: практикум.
Ход классного часа
1. Обыгрывание житейских ситуаций.
У ч и т е л ь. Сегодня попробуем себя в роли и актера, и зрителя. Подумайте, пригодятся ли в жизни знания по правилам этикета. Дети заранее готовят сценки.
Ситуация 1.
Встречаются два одноклассника. Обмениваются дружественными рукопожатиями в перчатках.
(Ошибка: приветствуют, обнажая руки.)
Ситуация 2.
Встречаются Маша и Денис, приветствуют друг друга, при этом у Дениса руки остаются в карманах брюк.
(Ошибка: приветствуя даму, юноша вынимает руки из карманов.)
Ситуация 3.
Денис и Саша идут, оживленно обсуждая кинофильм. Их обгоняет Света. Кто первый должен поздороваться?
(Тот, кто обгоняет.)
Ситуация 4,
Денис и Саша сидят за партой в классе. Входит Света. Кто должен здороваться первым? (Кто вошел класс.)
Ситуация 5.
В троллейбус заходят подружки. Отыскали взглядом инвалида (калеку). Одна с интересом рассматривает, сочувственно оглядывает этого человека.
(В общественных местах не принято пристально смотреть на человека, оглядывать его с головы до ног.)
Ситуация 6.
Мама с дочкой заглянули в гости к подруге мамы. Пока взрослые о чем-то беседуют, девочка начала интересоваться сначала содержимым туалетного столика, пробуя все, затем перешла к ящичкам тумбы.
(В гостях не рекомендуется открывать ящики шкафов, интересоваться их содержимым и т. д.)
Ситуация 7.
В дверях сталкиваются два мальчика, причем одному 8 лет, другому 10 лет. Кто должен кого пропустить?
(Кто окажется вежливее.)
2. Блиц турнир.
Вопросы:
1) Кто уступает место в транспорте старшим, родителям с маленьким ребенком, беременным женщинам - мужчина или женщина? (Оба.)
2) Можно ли, идя в гости, брать с собой чужих людей? (Нельзя, это допускается лишь в том случае, если вам разрешили хозяева или вы знаете, что они этому гостю будут рады.)
3) Ходят ли в гости с собакой или кошкой? (Нет.)
4) Можно ли уходить домой сразу же после обеда или ужина в гостях? (Нет, это неприлично.)
5) Вы увидели на улице своего друга, он стоит с незнакомой вам девочкой. С кем в первую очередь вы должны поздороваться? (С другом.)
6) Кто первым выходит из трамвая: мужчина или женщина? (Мужчина.)
РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР
Ц е л ь: прививать детям потребность культурного поведения.
На доске оформление:
1. «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (М. Сервантес).
2. «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж-Ж Руссо).
Ход турнира
Вступительное слово учителя. Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование - рыцарский турнир вежливости. В нем примут участие знатоки правил вежливости и хорошего тона. Да победит сильнейший!
Чтобы в рыцарском турнире победить,
Очень умным и любезным надо быть.
Соревнуются две команды
Конкурс 1: «Разминка».
Каждой команде задается вопрос. После полных ответов жюри подводит итоги.
Вопросы:
1. Кого называли рыцарями в далекие времена?
Ответ. Во времена средневековья это были отважные, смелые войны. Чтобы стать рыцарем, необходимо пройти специальную подготовку. С семи лет родители приставляли мальчика к опытному воину. Его обучали ездить верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. Но рыцарь не только обязан владеть военными науками, он обязан был поступать благородно: защищать слабых и униженных, быть предупредительным и вежливым, благородно относиться к женщинам.
Еще рыцарь средневековья - это воин, закованный в доспехи (латы, кольчуга, шлем).
2. Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?
Ответ. Человек> готовый на подвиг и самопожертвование во имя другого. Это вежливый, доброжелательный человек, спешащий на выручку слабому. Он без сомнения вступится за обиженного, кинется в горящий дом, спасая малыша.
Пока жюри подводит итоги, игра для болельщиков «Доскажи словечко».
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого ... («спасибо»).
2.Зазеленеет старый пень,
Когда услышит... («добрый день»)
3. Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь... («здравствуйте»).
4. Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы... («спасибо»),
5. Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы ... («прости, пожалуйста»).
6. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... («до свидания»).
Конкурс 2: «Рыцарские манеры».
Задание 1. У вежливого рыцаря в обиходе много волшебных слов. С их помощью можно вселить веру в человека, вернуть позитивное настроение или поднять его. Каждый участник по очереди должен назвать по одному волшебному слову.
Задание 2. Волшебные поступки.
Вопросы к заданию:
1) Откуда пришел обычай у рыцарей снимать шапку, когда входишь в дом?
Ответ. Обычай возник в средневековье, во времена рыцарей. У рыцаря были доспехи, охраняющие от стрел и пик. И когда он входил в дом, снимал шлем, обнажая лицо, он как бы говорил: «Я не боюсь тебя». С тех времен обычай остался: обнажая голову, мы показываем хозяину дома, что уважаем живущих здесь.
2) Откуда пришел обычай, здороваясь (в холодное время года), снимать перчатки?
О т в е т. Со времен рыцарства. Обнажая руки, снимая перчатку, рыцарь тем самым демонстрировал, что он безоружен. Соблюдая правила этикета сегодня, мы показываем, что уважаем собеседника.
- Дайте совет человеку, идущему в гости.
- Дайте совет человеку, идущему в театр.
Театральная пауза: инсценированное стихотворение.
Читает ученик.
Костя в «Молочном» толкал всех подряд.
- Так некультурно, - ему говорят, -
Вежливый мальчик не должен толкаться.
А Костя в ответ: - Перестаньте трепаться!
Костя играет, отец что-то пишет,
Он просит чернила, а Костя не слышит.
- Костя, ты что, не расслышал меня?
- Мне надоела твоя болтовня.
Да, Костя культурой похвастать не мог.
Отец подозвал его: - Вот что, сынок,
С этого дня говорить привыкай:
«Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуй», «Прощай».
Если виновен - проси извиненья,
Словом, мой милый, ищи выраженья...
Костя во всем согласился с отцом -
Он же не хочет прослыть дикарем.
Сегодня соседке пришлось удивиться:
У Кости она попросила напиться,
Стакан он подал и «спасибо» сказал.
Косте подружка видна из окна,
Костя кричит ей: - Приятного сна!
Мама ему хлеб и брынзу дает,
«Здравствуй», - сказал он и взял бутерброд.
Костя задел на базаре коня
И произнес: «Извините меня».
Вот с ним какая теперь перемена -
Он даже с лошадкою вежлив отменно.
Конкурс 3: Блицтурнир.
Команды должны быстро отвечать на вопросы.
В о п р о с ы:
1. Какие поступки вы считаете неприличными?
2. В каком случае необходимо говорить «извините»?
3. Кто такой невежа?
Жюри подводит итог.
Конкурс 4: «Сцены из жизни».
1. Участникам команд предлагается выпить компот с вишней: по правилам этикета, выпивают сначала жидкость, затем с помощью ложки достают ягоды; косточки выплевывают сначала на ложку, потом выкладывают на блюдце.
2. Ситуация в день рождения: дарят подарок в упаковке. По этикету: необходимо развернуть упаковку, поблагодарить за подарок. Если это сладости — угостить всех гостей.
Конкурс 5: «Теоретики и практики».
Участникам команд предлагается решить задачи.
1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
Найдите три ошибки.
(1. Спросить спокойно. 2. Извиниться. 3. Спросить: «Который час?»,)
2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому -10 лет? (Кто вежливее.)
3. Петя и Юра спешили в столовую и бежали вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась учительница. Мальчики пробежали мимо, и где-то с нижнего этажа послышалось: «Здрасьте, Лидия Львовна». Что им ответила учительница, мальчики не слышали и первыми ворвались в столовую.
Найдите ошибки в поведении мальчиков. (По школе не бегают, а идут спокойным шагом; при встрече с учителем ребята должны остановиться и приветливо, вежливо поздороваться.)
4. Ты идешь по улице с товарищем. Он остановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе? (Да, нужно тоже поздороваться.)
У ч и т е л ь. Наш турнир подходит к концу. А пока жюри подводит итоги, послушайте и посмотрите инсценированное стихотворение.
ВЕЖЛИВЫЙ ПОСТУПОК
Было лето, пели птички,
Павлик ехал в электричке,
Вдруг на станции Фили
Две девчонки в дверь вошли.
Скромно стали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке!
Павлик понял: «Иностранки!»
Это видно по осанке,
Может быть, они туристки?
В первый раз у нас в стране?
И с трудом он по-английски
Произнес: «Позвольте мне
Пригласить вас на скамью,
Ну а сам я постою!»
Было лето, пели птички,
Две девчонки в электричке
Сели около окна.
- Между прочим, мы москвички, -Улыбается одна.
Павлик крикнул:
- Как же так! Значит, я попал впросак?
И теперь не пьет, не ест он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему.
Слово учителя. Наш турнир окончен, но мы думаем, что никогда не исчезнут смелые, благородные люди - настоящие рыцари!
ВЫ ИДЕТЕ В ГОСТИ: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Цели: закреплять навыки культурного поведения в общественных местах; продолжать формировать положительные моральные качества; учить давать оценку поступкам других людей, высказывать свое мнение по теме; развивать творческие способности детей.
Форма проведения: беседа.
План проведения классного часа
1. Просмотр иллюстраций (слайдов) на тему «Хорошо - плохо». Высказывания детей, обсуждение эпизодов.
2. «Игровая» передача по телевизору (выступления детей).
3. Рисование по теме беседы для выставки детских работ.
Ход беседы
1. Просмотр иллюстраций (слайдов) на тему «Хорошо -плохо». Высказывания детей, обсуждение эпизодов.
У ч и т е л ь. Ребята, у вас много друзей?
- Часто ли вы ходите к ним в гости?
- На какие праздники вы сами приглашаете в дом друзей?
- Знаете ли вы правила поведения в гостях? (Ответы детей.) Вот сейчас мы и посмотрим... (Предлагает детям посмотреть иллюстрации или слайды по теме,)
На д о с к е ряд картинок (можно рисунков самих детей, выполненных заранее, - домашнее задание). На них: дети на дне рождения, в гостях у своих друзей.
Варианты: набирают себе много сладостей, бросают бумажки от конфет; громко кричат, включают музыку на всю мощь, являются без подарков и т. д.
Дети рассматривают картинки, идет обсуждение что «хорошо» и что плохо», то есть неприлично.
Учитель. Из ваших высказываний можно сделать вывод, что вы знаете правила приличного поведения; но некоторым ученикам не мешало бы посмотреть нашу телепередачу. Включите телевизор, усаживайтесь поудобнее - мы начинаем.
2. «Игровая» передача по телевизору (выступления детей).
Появляются «диктор», участники «телепередачи». Дети «обыгрывают» слова «диктора»,
Д и к т о р. Если вы идете в гости,
Хорошо бы для начала
Для хозяйки взять подарок:
Торт, букет или игрушку,
Чтобы стало ей приятно
От внимания гостей.
Не мешало бы во время
Развеселого застолья
Похвалить ее за блюда,
Что не ели вы ни разу
Даже в лучшем ресторане,
Это будет очень кстати
И отрадно слышать ей.
Предположим, рядом с вами
За столом сидит подруга,
Приглашенная хозяйкой,
И скучает без вниманья
Кавалеров-молодцов.
Вы ей вкусного салата
Или торта предложите,
Иль конфетой угостите -
Это будет хорошо!
Если вдруг начнутся танцы,
Вы ту даму пригласите,
Ее в вальсе закружите
Или реп станцуйте с ней.
Если вы во время танца
Наступили ей на ногу,
Извинитесь непременно
На виду у всех гостей.
Если видно, что хозяйке
Вы порядком надоели
И что близится застолье
К завершению, тогда
Ей «спасибо» говорите
И за все благодарите,
Поскорее уходите –
Отдыхать уж всем пора.
Учитель. Теперь, я надеюсь, вы очень хорошо усвоили, как вести себя в гостях.
3. Рисование по теме беседы для выставки детских работ.
Учитель. Я предлагаю вам сделать рисунки по тем эпизодам «телепередачи», которые вам особенно понравились. Из ваших рисунков получится выставка, которую мы покажем ученикам параллельных классов, родителям и всем желающим.
Дети рисуют. По окончании работы оформляется выставка их работ.