Файл: Конспект урока доброты в 6 классе Известные люди с инвалидностью.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока доброты в 6 классе «Известные люди с инвалидностью»
Учитель: Шевченко Татьяна Олеговна
Продолжительность учебного занятия: 40 мин
Тип учебного занятия: Усвоение новых понятий
Оборудование: компьютер, проектор/интерактивная доска, аудиозапись сонаты для фортепиано № 14 «Лунная» Л. ван Бетховена.
Цель: формирование толерантного отношения к людям, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Задачи урока:
-
Образовательные:
-
Формировать знания о способах социализации инвалидов, умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.
Развивающие:
-
Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся.
Воспитательные:
-
Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к людям, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Ход занятия:
I Организационный момент
«Разминка с мячом». Мяч передается по кругу. Каждый ребёнок берёт мяч и рассказывает о своих увлечениях (я люблю рисовать, танцевать, играть в футбол…)
II Основная часть урока
-
Блиц-опрос учащихся
1. Кого называют инвалидами?
2. Какие бывают инвалиды?
3. Встречали ли вы людей с инвалидностью?
4. Почему становятся инвалидами?
5. С какими трудностями сталкиваются люди с инвалидностью?
6. Где и кем работают люди с инвалидностью?
7. Что делают в свободное время люди с инвалидностью?
8. Что вы знаете о возможностях людей с инвалидностью?
9. Как вы думаете, как люди относятся к инвалидам?
10. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?
(Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему занятия)
-
Игра «Имитация». С помощью имитации ребята оказываются в роли человека с инвалидностью.
Педагог предлагает детям поиграть в игру, которая называется «Имитация», где нужно представить себя в ситуации, в которой оказываются люди с инвалидностью.
а) Имитация незрячего.
(Вызываются два ребёнка. Один играет роль незрячего, другой – его помощник.)
Задание незрячему: «Закрой глаза, ни в коем случае не подглядывай. Ты должен встать с места, подойти к доске, нарисовать мелом любую картинку и вернуться на своё место».
Задание помощнику: «Ты – помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы незрячий не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем-либо. И ещё следи, чтобы твой товарищ не подглядывал».
После выполнения задания участникам задаются вопросы.
Вопросы к «незрячему»:
-
Что ты чувствовал? -
Что ты делал? -
С помощью чего ты справился с заданием? -
Трудно ли было? Если трудно, то когда? -
Что было труднее всего?
Вопросы к помощнику:
-
Хотелось ли тебе помочь? -
Если хотелось, то когда?
Вопросы к классу:
-
Что вы видели? -
Где ему было трудно? -
Когда ему больше всего требовалась помощь? -
С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением?
Одному из величайших поэтов XX века – Эдуарду Аркадьевичу Асадову принадлежат следующие строки (читает стихотворение и рассказывает о поэте один из учеников):
Когда мне встречается в людях дурное,
То долгое время я верить стараюсь,
Что это скорее всего напускное,
Что это случайность. И я ошибаюсь.
Выдающийся поэт был незрячим. Что же послужило причиной?
Эдуард Аркадьевич Асадов родился 7 сентября 1923 года в городе Мары. В восьмилетнем возрасте написал своё первое стихотворение. Учился в 38-й московской школе, которую закончил в 1941 году. Через неделю после выпускного вечера началась Великая Отечественная война. Асадов ушёл добровольцем на фронт, был наводчиком миномёта, потом помощником командира батареи «Катюш» на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. Воевал на Ленинградском фронте. В ночь с 3 на 4 мая 1944 года в боях за Севастополь получил тяжелейшее ранение осколком снаряда в лицо. Теряя сознание, он довёл грузовой автомобиль с боеприпасами до артиллерийской батареи. После продолжительного лечения в госпиталях врачи не смогли сохранить ему глаза, и с того времени Асадов был вынужден до конца жизни носить чёрную полумаску на лице. В 1946 году поступил в Литературный институт имени А. М. Горького, который с отличием окончил в 1951 году. В том же году опубликовал первый сборник стихов «Светлая дорога». Эдуард Асадов – автор 47 книг.
б) Имитация неслышащего.
(Вызываются два ребёнка. Один играет роль неслышашего, другой – прохожего.)
Задание для неслышащего: «Ты должен быть внимательным и понять, о чём будет говорить прохожий или узнать песню, которую он будет исполнять».
Задание для «прохожего»: «Попытайся узнать у «неслышащего» что-нибудь, что обычно спрашиваешь у других людей (не спрашивать время). При этом ты не должен произносить ни слова, ни звука. Разговаривай только жестами или губами. Сделай так, чтобы твой товарищ оказался в реальной ситуации неслышащего».
(во время выполнения задания в классе должна быть полная тишина).
После выполнения задания участникам задаются вопросы.
Вопросы к «неслышащему»:
-
Что ты чувствовал? -
С помощью чего ты справился с заданием? -
Трудно ли было? Если трудно, то когда? -
Что было труднее всего?
Вопросы к «прохожему»:
-
Что ты чувствовал, общаясь с неслышащим? -
Что ты делал для того, чтобы он тебя понял? -
Что было самое сложное?
Вопросы к классу:
-
Что происходило? -
Что для них было труднее всего? -
Что они делали для того, чтобы понять друг друга? -
С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со слухом?
(звучит соната для фортепиано № 14 «Лунная»)
Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в городе Бонн. В 1780 году в город приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена в возрасте двенадцати лет мальчик уже работал помощником придворного органиста. В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. В 1787 году Бетховен посетил Вену. Уже в первые годы жизни в этой стране Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей. В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. Покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. Из-за глухоты композитор редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. Людвиг ван Бетховен автор более ста различных музыкальных произведений. Бетховен умер 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет. Свыше двадцати тысяч человек шли за его гробом.
в) Имитация человека без ноги.
(Вызываются ребёнок, который будет играть роль человека без ноги)
Задание для ребёнка: «Поджав одну ногу, пропрыгать на одной ноге от дальней стены класса до доски, написать что-нибудь и возвратиться к своему месту».
Вопросы к «инвалиду»:
-
Что ты чувствовал? -
С помощью чего ты справился с заданием? -
Трудно ли было? Если трудно, то когда? -
Что было труднее всего?
Вопросы к классу:
-
Что происходило? -
Что для него было труднее всего?
-
Как можно сделать его путь легче? Как можно было облегчить выполнение задания? -
С какими трудностями сталкиваются люди без ног?
Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин. После окончания школы получил специальность токаря по металлу. Дважды подавал документы в лётное училище, но их возвращали, так как Алексей в детстве перенёс очень тяжёлую форму малярии, подорвавшую здоровье и приведшую к ревматизму. В 1937 году был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 перевели в Батайск. Батайское авиационное училище им. А. К. Серова он окончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. В июле 1941 года направлен на Юго-Западный фронт в 296-й истребительный авиационный полк. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе города Кривой Рог. 5 апреля 1942 года во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта, питаясь корой деревьев, шишками и ягодами. Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли. Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу. В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии
и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой. 24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей старший лейтенант А. П. Маресьев, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-й Воздушной армии, удостоен звания Герой Советского Союза. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.
III. Заключительная часть.
Итак, что же мы узнали об инвалидах, людях с ограниченными возможностями, с проблемами здоровья? Дети приходят к выводу:
-
инвалид может быть не менее полноценным и богатым (талантом, душевной силой), чем тот, у кого органы чувств в порядке; -
этим людям очень сложно жить, но каждый из них радуется новому дню, доброму слову, каждый из них задумывается о себе, о других, хочет иметь много друзей, приносить пользу; -
инвалиды могут многому научиться и многому научить нас, но они нуждаются в нашей помощи, в нашем понимании; -
они заслуживают нашего уважения, сочувствия
А теперь давайте украсим наше «дерево доброты». Перед каждым из вас лежит кусочек бумаги в форме древесного листка, напишите, пожалуйста, на нём пожелание вашему сверстнику с ограниченными возможностями здоровья, а затем прикрепите ваш листик к одной из веточек.