Файл: Алексей некрасов.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АЛЕКСЕЙ НЕКРАСОВ

Наука. Основные особенности научного мышления.

Естественные и социально-гуманитарные науки

МОДУЛЬ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов

Наука
  • потребности развития общества;
  • материально-техническая база общества.

Общество

Внутренние законы науки
  • преемственность;
  • чередование относительно спокойных периодов развития и научных революций;
  • сочетание процессов дифференциации и интеграции;
  • углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.

Наука

(в форме научных представлений, понятий, теорий), приведённая в целостную систему на основе определённых принципов

Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)

Институт общества

Отрасль духовного производства

Система знаний

Опытно-конструкторские изыскания

Система научных исследований

Основная продукция

Понятия, законы, теории

модели развития научного знания
  • истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников.

Постепенное развитие науки

1

модели развития научного знания
  • периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».

Развитие науки через

научные революции

2

Господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи

(от гр. paradeigma — пример, образец)

модели развития научного знания
  • за эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики;
  • отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость.


Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания

3

модели развития научного знания
  • строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использования теории и методов других наук.

Развитие через интеграцию научного знания

4

Функции современной науки

Наименование функции

Её содержание

Культурно-мировоззренческая

Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своё мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры

Познавательно-объяснительная

Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития

Прогностическая

Прогнозирует последствия изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению

Научное познание. Особенности

Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе

объективность добываемого знания

развитость понятийного аппарата

рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью

проверяемость

использование специальных способов и методов познавательной деятельности

универсальность: предметом исследования может быть любой феномен

исследование изучаемого предмета со стороны закономерностей и причин

высокий уровень обобщения знаний

Уровни научного познания

выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей

Эмпирический

выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений

Теоретический

Формы научного познания
  • отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Научный факт

1

(от лат. factum — сделанное, совершившееся)

Формы научного познания
  • объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.


Эмпирический закон

2

Формы научного познания
  • осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа;
  • научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Проблема

3

(от гр. problema — задача, задание)

Формы научного познания
  • научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании;
  • в ходе проверки гипотезы:

Гипотеза

4

(от гр. hypothesis — основа, предположение)

отбрасываются как заблуждение

уточняются и конкретизируются

превращаются в теории

Формы научного познания
  • наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности;
  • система законов.

Теория

5

(от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование)

Логика и методология

Идеализированный объект

Исходные основания

Законы

и утверждения

Методы научного познания

Понимается как орудие, средство познания.

В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя)

(от гр. methdos — путь исследования)

объективность

строгость

Методы научного познания
  • целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования;
  • отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования;
  • возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств.

Наблюдение

1

Методы научного познания
  • исследование какого-либо явления путём активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении;
  • наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования;
  • создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов;
  • материальные воздействия на объект или условия;
  • измерения с применением соответствующих технических устройств.


Эксперимент

2

(от лат. experimentum — проба, опыт)

Методы научного познания
  • процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

Анализ

3

(от гр. analysis — разложение)

Методы научного познания
  • процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей;
  • связь анализа и синтеза.

Синтез

4

(от гр. synthesis — соединение)

Методы научного познания
  • путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям;
  • отдельные факты как бы наводят на общее положение.

Индукция

5

(от лат. inductio — наведение)

Методы научного познания
  • доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Дедукция

6

(от лат. deductio — выведение)

Методы научного познания
  • сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях;
  • в современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Аналогия

7

(от гр. analogia — соответствие)

Методы научного познания
  • воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
  • потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. д.

Моделирование

8

(от фр. modele, от лат. modulus — образец, мера)

Методы научного познания
  • один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними в выделении какого-либо свойства или отношения;
  • в качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

Абстракция

9

(от лат. abstractio — отвлечение)

Методы научного познания
  • мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности;
  • примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

Идеализация

10

Методы научного познания

  • связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления;
  • описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей.

Исторический метод

11

Методы научного познания
  • связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса;
  • отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории.

Логический метод

12

Методы научного познания
  • уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Формализация

13

(от лат. forma — вид, образ)

Методы научного познания
  • использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.

Математизация

14

единство всех методов обеспечивает их объективную истинность

Классификация наук

Основа классификации

Виды наук

1. Объект изучения
  • точные (о числах и количественных отношениях) (математика);
  • технические (о технике и механизмах) (механика, физика);
  • естественные (о природе) (химия, биология, география, генетика и др.);
  • общественные (об обществе) (история, философия, политология и др.);
  • гуманитарные (о человеке, его мышлении и познании) (психология, логика).

Классификация наук

Основа классификации

Виды наук

2. Направленность и непосредственное отношение к практике
  • фундаментальные (изучают «в чистом виде» законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления);
  • прикладные (служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач).