ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АЛЕКСЕЙ НЕКРАСОВ
Наука. Основные особенности научного мышления.
Естественные и социально-гуманитарные науки
МОДУЛЬ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов
Наука
- потребности развития общества;
- материально-техническая база общества.
Общество
Внутренние законы науки
- преемственность;
- чередование относительно спокойных периодов развития и научных революций;
- сочетание процессов дифференциации и интеграции;
- углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.
Наука
(в форме научных представлений, понятий, теорий), приведённая в целостную систему на основе определённых принципов
Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)
Институт общества
Отрасль духовного производства
Система знаний
Опытно-конструкторские изыскания
Система научных исследований
Основная продукция
Понятия, законы, теории
модели развития научного знания
- истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников.
Постепенное развитие науки
1
модели развития научного знания
- периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».
Развитие науки через
научные революции
2
Господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи
(от гр. paradeigma — пример, образец)
модели развития научного знания
- за эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики;
- отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость.
Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания
3
модели развития научного знания
- строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использования теории и методов других наук.
Развитие через интеграцию научного знания
4
Функции современной науки
Наименование функции | Её содержание |
Культурно-мировоззренческая | Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своё мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры |
Познавательно-объяснительная | Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития |
Прогностическая | Прогнозирует последствия изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению |
Научное познание. Особенности
Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
объективность добываемого знания
развитость понятийного аппарата
рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью
проверяемость
использование специальных способов и методов познавательной деятельности
универсальность: предметом исследования может быть любой феномен
исследование изучаемого предмета со стороны закономерностей и причин
высокий уровень обобщения знаний
Уровни научного познания
выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей
Эмпирический
выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений
Теоретический
Формы научного познания
- отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Научный факт
1
(от лат. factum — сделанное, совершившееся)
Формы научного познания
- объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Эмпирический закон
2
Формы научного познания
- осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа;
- научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.
Проблема
3
(от гр. problema — задача, задание)
Формы научного познания
- научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании;
- в ходе проверки гипотезы:
Гипотеза
4
(от гр. hypothesis — основа, предположение)
отбрасываются как заблуждение
уточняются и конкретизируются
превращаются в теории
Формы научного познания
- наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности;
- система законов.
Теория
5
(от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование)
Логика и методология
Идеализированный объект
Исходные основания
Законы
и утверждения
Методы научного познания
Понимается как орудие, средство познания.
В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя)
(от гр. methdos — путь исследования)
объективность
строгость
Методы научного познания
- целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования;
- отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования;
- возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств.
Наблюдение
1
Методы научного познания
- исследование какого-либо явления путём активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении;
- наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования;
- создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов;
- материальные воздействия на объект или условия;
- измерения с применением соответствующих технических устройств.
Эксперимент
2
(от лат. experimentum — проба, опыт)
Методы научного познания
- процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Анализ
3
(от гр. analysis — разложение)
Методы научного познания
- процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей;
- связь анализа и синтеза.
Синтез
4
(от гр. synthesis — соединение)
Методы научного познания
- путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям;
- отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Индукция
5
(от лат. inductio — наведение)
Методы научного познания
- доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Дедукция
6
(от лат. deductio — выведение)
Методы научного познания
- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях;
- в современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Аналогия
7
(от гр. analogia — соответствие)
Методы научного познания
- воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
- потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. д.
Моделирование
8
(от фр. modele, от лат. modulus — образец, мера)
Методы научного познания
- один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними в выделении какого-либо свойства или отношения;
- в качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.
Абстракция
9
(от лат. abstractio — отвлечение)
Методы научного познания
- мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности;
- примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.
Идеализация
10
Методы научного познания
- связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления;
- описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей.
Исторический метод
11
Методы научного познания
- связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса;
- отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории.
Логический метод
12
Методы научного познания
- уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Формализация
13
(от лат. forma — вид, образ)
Методы научного познания
- использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.
Математизация
14
единство всех методов обеспечивает их объективную истинность
Классификация наук
Основа классификации | Виды наук |
1. Объект изучения |
|
Классификация наук
Основа классификации | Виды наук |
2. Направленность и непосредственное отношение к практике |
|