Файл: В последние годы в российском обществе резко возросло значение социальноправовых ценностей, среди которых на первое место ставятся права и свободы человека и гражданина.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России активно складывается и развивается как особый вид деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Россия провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В последние годы в российском обществе резко возросло значение социально-правовых ценностей, среди которых на первое место ставятся права и свободы человека и гражданина. Среди них важное место занимают социально-экономические права и свободы, являющиеся основой всех политических и гражданских прав граждан.
Реализация социально-экономических прав особенно злободневна в местах лишения свободы, где предусмотрен значительный среди всех наказаний объем правоограничений граждан. До недавнего времени объем правоограниченнй был максимальным. Положение изменилось с принятием Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации 1997 г. В нем правовому статусу осужденных уделяется большое внимание, этим вопросам посвящена самостоятельная глава, которая определяет основы правового положения осужденных. Кроме того, впервые гарантировано право на социальное обеспечение осужденных, в том числе осужденных к лишению свободы.
Учитывая сказанное, актуальность исследования состоит в рассмотрении проблем правового регулирования и организации социального обеспечения осужденных к лишению свободы в связи с принятием нового Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Очевидно также, что необходимость исследования данной темы определяется еще и тем, что ранее в юридической литературе этому вопросу уделялось явно недостаточное внимание.
Проблемам правового статуса осужденных к лишению свободы посвятили свои работы видные ученые-юристы в сфере исполнения уголовных наказаний: заслуженный деятель науки РСФСР, доктор юридических наук, профессор Зубков А.И., заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Михлин А.С., доктор юридических наук, профессор Наташев А.Е., заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук профессор Пономарев П.Г., заслуженный юрист РСФСР доктор юридических наук, профессор Ременсон А.Л., заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Селиверстов В.И., заслуженный деятель науки РСФСР доктор юридических наук, профессор Стручков Н.А., заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Шмаров И.В.
До принятия кодекса право на социальное обеспечение распространялось на осужденных в ограниченном объеме, тем самым ставя осужденных-пенсионеров и инвалидов в неравные, более худшие условия существования по сравнению с остальными. Принятие Конституции РФ поставило на повестку дня вопрос о конституционности существующих ограничений в социальном обеспечении осужденных и действии ст.39 Конституции в полном объеме, следствием чего был создан важный прецедент» отменено правоограничение в пенсионном обеспечении осужденных, признанное не соответствующим Конституции.
Существенным фактором обновления российского уголовно-исполнительного законодательства явилась более тесная интеграция Российской Федерации в мировое сообщество, естественным результатом которого явилось вступление России в Совет Европы. Необходимость принятия нового уголовно-исполнительного законодательства было обусловлено тем, что оно должно было учесть положения международных правовых актов о правах человека, обращения с осужденными, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др., не предусматривающих ограничений в социальном обеспечении осужденных к лишению свободы.
Одновременно Россия приняла на себя обязательства более последовательно реализовывать в законодательстве и практике общепризнанные международные нормы, составляющие юридическую основу деятельности мирового сообщества, и прежде всего, положения, касающиеся обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на социальное обеспечение.
Сохранение максимума прав в области социального обеспечения осужденных, как это рекомендуется в основополагающих международных документах, является выражением принципов гуманизма и социальной справедливости в уголовно-исполнительном праве и праве социального обеспечения. Кроме того, право на социальное обеспечение способствует обеспечению минимального уровня существования осужденных в местах лишения свободы и при этом достижению профессионально-целевых интересов, таких как обеспечение режима в местах лишения свободы, оказание исправительного воздействие на осужденных, предупреждение совершения ими новых преступлений, более успешной адаптации осужденных после их освобождения.
В Конвенции о защите прав людей, осужденный это тот, который искупляет свое виновное действие наказанием, но он не лишается статуса человека и гражданина. Поэтому сохранение их социальных прав и сопровождение по ограничению их действий, является актуальным и необходимым для того чтоб обеспечить их социальный статус на равнее с другими.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании социально-правового сопровождения осужденных к лишению свободы
Задачи дипломной работы состоят в следующем:
-
рассмотреть правовой статус осужденных к лишению свободы
2) изучить порядок социально-правового сопровождения осужденных
3) определить содержание социального сопровождения осужденных
4) проанализировать трудовое сопровождение осужденных
5) охарактеризовать основные этапы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы
6) выделить основные аспекты психологического сопровождения осужденных к лишению свободы
Объектом исследования являются общественные отношения по социальному сопровождению и обеспечению лиц осужденных к лишению свободы.
Предметом исследования являются правовые положения, содержащиеся в нормативно-правовых актах, регламентирующих отношения по социальному сопровождению и обеспечению лиц осужденных к лишению свободы.
В работе анализируется эмпирический и практических материал деятельности ФКУ ИК -41 ГУФСИН России по Приморскому краю, нормативно-правовая база по социальному сопровождению осужденных
При написании дипломной работы применялись следующие методы: анализ, обобщения, нормативно-правовой анализ, синтез.
Дипломная работа включает: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. Во введении подчеркивается актуальность темы, определены цель и задачи исследования, его объект, предмет, методы, структура работы. В первой главе анализируется правовой статус осужденных к лишению свободы, рассматриваются права и обязанности осужденных. Во второй главе анализируется социально-правовое сопровождение осужденных к лишению свободы. В заключении сформулированы выводы и предложения. Список использованных источников включает нормативные и литературные источники. Приложения к дипломной работе представляют собой характеристики на осужденных, положения, планы работы, порядок сопровождения, заявления в Пенсионный Фонд России.
1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Закрепление правового положения осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве необходимо оценивать с учетом положений Конституции РФ. Так, в ч.3 ст.55 Конституции РФ установлено, что права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из этого следует, что ограничение прав гражданина не могут устанавливаться подзаконными, в том числе ведомственными актами. Ограничения общегражданских прав осужденных не могут устанавливаться законами субъектов Федерации, поскольку в соответствии со ст.71 Конституции уголовно-исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. В уголовно-исполнительном законодательстве правовое положение осужденных закрепляется двумя путями:
1) установление нормативного определения правового положения осужденных;
2) регламентация прав, законных интересов и обязанностей.
Нормативное определение правового положения осужденных содержится в ст. 10 УИК РФ, где указывается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. С юридической точки зрения наказание представляет собой строго определенный правовыми нормами комплекс правоограничений.
Обычные права гражданина ограничиваются или видоизменяются, некоторых прав осужденный может быть вообще лишен посредством установления соответствующего запрета. В части 2 ст. 10 УИК РФ говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Из содержания указанной нормы вытекает, что наказание не ведет к лишению осужденного российского гражданства. Это положение имеет важное политическое, юридическое и воспитательное значение. Общество не исключает их из своего числа членов. Исполнение наказания не прерывает духовную связь осужденного с обществом. Он продолжает пользоваться правами и несет свои гражданские обязанности. Вместе с тем комплекс изъятий и правоограничений в правовом статусе осужденного, предусмотренных уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством, будет уточнять конституционные права и обязанности гражданина, в определенной мере ограничения их. При оценке правового положения осужденного к лишению свободы следует исходить из анализа правового статуса гражданина в трех сферах: социально-экономической, политической, личных прав и свобод.
Группа социально-экономических, конституционных прав включает в себя: право на труд, отдых, охрану здоровья, материальное благосостояние, жилище, образование, пользование достижениями культуры, право на свободу научного, технического и художественного творчества. Одним из наиболее важных прав в данной сфере является право на труд, то есть на получение гарантийной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, рода
занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Право на труд, закрепленное в ст. 37 Конституции, распространяется и на лиц, лишенных свободы. Законодательное решение его реального осуществления нашло отражение в ст. 103 УИК РФ, где установлено, что администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно-полезному труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья и, по возможности, специальности.
Следовательно, в условиях лишения свободы ограничена возможность выбора осужденными рода занятий. Осужденные имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч. 1 ст. 105 УИК РФ). Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж (ч. 3 ст. 104 УИК РФ). Неразрывно с правом на труд связано право на отдых. Это в соответствии со ст. 37 Конституции обеспечивается установлением для рабочих и служащих 8-часового рабочего дня с сокращением рабочего дня для некоторых профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.
Реализация права лишенных свободы на отдых имеет свои особенности. В соответствии со ст. 104 УИК РФ для осужденных в Ик-41 ГФСИН России по ПК допускается суммированный учет рабочего времени. Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней. Гарантией права осужденных на охрану здоровья, предусмотренного Конституцией (ст. 41), является закрепленное в ст. 101 УИК РФ положение о том, что в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуется лечебно-профилактические учреждения. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. В соответствии со ст.2 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» обеспечение охраны и здоровья осужденных - одна из задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 12 УИК РФ). Политические конституционные права и свободы обеспечивают гражданам реальные возможности в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения, гарантируют свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст.ст. 28-31 Конституции РФ). В условиях лишения свободы эти гражданские права осужденных значительно видоизменяются и определяются УИК РФ и иным законодательством Российской Федерации. Так, например, в соответствии со ст. 32 Конституции РФ лица, осужденные к лишению свободы, не могут избирать и быть избраны в государственные органы власти. Личные конституционные права граждан РФ гарантируют неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь, здоровье, на личную свободу и имущество, на свободу вероисповедания (ст.ст. 25, 39 Конституции РФ). Если говорить о личных конституционных правах лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, то в силу установленной изоляции их права существенно ограничены, сужены или видоизменены. Так, например, согласно ч. 5 ст. 82 УИК РФ осужденные, а также их помещения могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. В соответствии со ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания. Они имеют право на вежливое обращение со стороны персонала. Могут обращаться с предложениями, заявлениями(Приложение) и жалобами к администрации и вышестоящие органы УИС, в суд, прокуратуру, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных. Согласно ст. 15 УИК РФ предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной или письменной формах. Заявления и жалобы осужденных, адресованные в органы, указанные в ч. 4 ст. 12 УИК РФ, направляются через администрацию учреждений. Предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы, осуществляющие контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказание, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов и иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.