Файл: Роль музыки в жизни людей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 410

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Якутский филиал Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №38 с углубленным изучением отдельных предметов»

РЕФЕРАТ

на тему: «Роль музыки в жизни людей»

Выполнила: Чикалёва Алена

учащаяся 11 «Б» класса

г. Якутск 2023 г.

Содержание
Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Роль музыки в жизни человека……………………………………..….5

Глава II. Музыкальный образ произведения как осуществление исполнительской интерпретации…………………………………………….….7

2.1 Восприятие образа музыкального произведения………………………..…7

2.2 Переживание музыкального произведения……………………...…………8

2.3 Осуществление исполнительской интерпретации………………………...11

Глава III. Музыкальный стиль исполнителя………………….…….………….17

Заключение…………………………………………………………………….…24

Список использованной литературы…………………………………………...27

Введение
Актуальность. Первый вопрос, возникающий при обращении к музыкальному искусству – какова роль музыки в жизни общества. В сущности, она совпадает с ролью художественной культуры в целом. Связь музыкального искусства с жизнью общества осуществляется в трех взаимосвязанных аспектах. Во-первых, она отражает реальную действительность, во-вторых, дает ей художественную оценку и, в-третьих, осуществляет творческую функцию, преобразуя социальную жизнь человека. Музыка, как любой вид искусства, одухотворяет человеческую жизнь, активизирует в ней эстетическое начало. Она не только обогащает повседневное существование человека, но и возвышает его над бытом, способствуя созданию высшего слоя духовной жизни человека и общества.

Музыку можно рассматривать как одну из форм познания и как форму отражения действительности в сознании человека. Человек же является главным объектом музыкального отражения, поскольку музыка способна передавать богатое и разнообразное психологическое содержание, прежде всего эмоциональные переживания и манеру мышления человека. Но музыка также отражает общественную жизнь, окружающую нас действительность и отражает их в специфических музыкальных образах. Тема моей работы – этапы становления музыкального образа в интерпретации вокалиста.

Музыкальный образ отличается известной сложностью и, можно сказать, непонятностью. Природа музыкального образа по-настоящему не раскрыта ни в эстетике, ни в музыкознании. Мы лишь приближаемся к пониманию природы музыкального образа, подходим к этому ближе и ближе, но это движение к истине напоминает движение к горизонту – по мере продвижения к ней, она постоянно от нас отодвигается.


Музыкальный образ характеризуется отсутствием конкретной жизненной предметности. Музыка ничего не изображает, она создает особый предметный мир, мир музыкальных звучаний, восприятие которого сопровождается глубоким переживаниями.

Объект исследования: музыкальный образ как осуществление исполнительской интерпретации.

Предмет исследования: этапы становления музыкального образа.

Цели: выявить специфические особенности музыкального образа, позволяющие рассматривать музыку как особый вид искусства; определить средства музыкальной интерпретации образа.

Задачи: изложить роль музыки в жизни человека, исследовать музыкальный образ как осуществление исполнительской интерпретации, рассмотреть музыкальный стиль исполнителя.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава I. Роль музыки в жизни человека

музика исполнитель эмоциональный произведение

С древних времен, начало которых даже самые дотошные человеческие науки установить не в состоянии, первобытный человек пытался сначала чисто чувственно приноровиться, адаптироваться к ритмам и ладам меняющегося, развивающегося и звучащего мира: «Еще в то время, когда только формировалось человеческое сообщество, когда человек был совершенно незащищен среди враждебного ему окружающего мира, когда в нем было много «звериного», он при малейшей опасности «весь превращался в слух». [1] Это зафиксировано в самых древних предметах, мифах, легендах, сказаниях. Это же можно наблюдать и сегодня, если внимательно наблюдать, как ведет, как чувствует себя ребенок буквально с первых часов жизни: мы вдруг замечаем, что ребенок одних звуков приходит в беспокойное, ненормальное, взволнованное состояние до криков и плача, а другие звуки приводят его в состояние умиротворения, спокойствия и удовлетворения. Теперь-то наука доказала, что музыкально-ритмизированная, спокойная, размеренная, духовно богатая и разносторонняя жизнь будущей матери в период беременности благотворно сказывается на развитии эмбриона, на его будущем.

Музыка – явление настолько сильное, что пройти мимо человека незамеченной оно просто не может. Даже если в детстве она была для него закрытой дверью, то в отрочестве он все равно распахивает эту дверь и бросается в рок или поп-культуру, где жадно насыщается тем, чего был лишен: возможностью дикого, варварского, но подлинного самовыражения. Но ведь потрясения, которое он при этом испытывает, могло бы и не быть – в случае «благополучного музыкального прошлого».



Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции. В связи с этим все более утверждается в системе эстетического развития личности тезис о важности музыкального воспитания личности, его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических идеалов личности. Участие музыки в воспитательных процессах было во все времена, а сейчас приобрело особую актуальность потому, что дифференциация наук, узкая профессионализация создают опасность превращения людей в «однобоких», ограниченных специалистов.

Таким образом, музыка таит в себе огромные возможности, влияющие на человека, и этим воздействием можно управлять, что делали и делают заинтересованные в этом люди.

Глава II. Музыкальный образ произведения как осуществление исполнительской интерпретации
2.1 Восприятие образа музыкального произведения
Важнейшая задача исполнителя – это почувствовать и воспринять произведение, осознавать его характерные особенности.

Если мы хотим стилистически правильно познать и интерпретировать музыкальное произведение, мы должны понять, к чему оно принадлежит, с чем оно связано. Мы должны знать, что отделяет данный вид произведений от всех других видов.

Важнейшим компонентом музыкальной культуры является восприятие музыки. Вне восприятия нет музыки, т.к. оно является основным звеном и необходимым условием изучения и познания музыки. На нем базируется композиторская, исполнительская, слушательская, педагогическая и музыковедческая деятельность.

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении…


Слушание музыкального образа, т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обуславливает все остальные грани музыкального восприятия.

Образ – субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности. Он представляет собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т.д.). В информационном отношении образ представляет собой необычно ёмкую форму репрезентацию окружающей действительности. Развитие восприятия музыкального образа должно опираться на всё более полное раскрытие жизненного содержания музыки в единстве с активацией ассоциативного мышления учащихся.

Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующую на анализатор или систему анализаторов. Иногда термином восприятия обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения. Восприятие есть непосредственное отражение предмета в совокупности его свойств, в объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств, предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.

Музыкальное произведение, чтобы стать доступным для восприятия, должно еще прозвучать, «ожить»: оно как заново рождается, воссоздается при исполнении, причем воссоздается в индивидуализированном виде, в определенной интерпретации.
2.2 Переживание музыкального произведения
Что бы ни говорили о роли и значении исполнителя, как бы ни ограничивали свободу его действий, исполнять – это значит, так или иначе творить. Исполнитель может вдохнуть жизнь в произведение, а может и омертвить его, надолго отбив охоту слушать его и наслаждаться им.

Исполнитель может возвысить исполняемое, а может и принизить его.

Естественно, что подлинно художественное исполнение требует ясного представления музыкального образа. Мы не можем осмысленно передать то, чего сами не понимаем. Трудно хорошо исполнить произведение, не чувствуя и не зная его стилевых особенностей, его характерных родовых черт. Нельзя допускать, чтобы в результате исполнения получилось нечто бесформенное, расплывчатое, неопределенное, стилистически неоправданное; нельзя довольствоваться каким-то одним, пусть даже и основательно продуманным подходом ко всем исполняемым произведениям.


В известной степени разные композиторы говорят на разных языках; они не только воплощают разные идеалы и отражают в своих произведениях различные стороны жизни, но и сам аппарат отражения различен. Ибо манеры и способы выражения организованы по-разному в зависимости от условий, особенностей окружающей жизни, индивидуальных качеств личности.

Говоря о психологической ценности искусства как такового, крупнейший отечественный психолог Л.С. Выготский выделил главный эффект, который, по его мнению, должен присутствовать при восприятии любого произведения художественного творчества, вне которого оно как факт искусства просто не существует. Произведение искусства, как он считал, вносит стройный порядок в нашу душу, в наши чувства. А становится это возможным благодаря реализации закона эстетической реакции, выведенного Л.С. Выготским для понимания искусства всех времен и народов.

Понимание музыки сложный процесс. Ее восприятие, как это очевидно, оказывается лишь необходимым условием этого процесса. Но столь же очевидным представляется факт, что собственно процесс понимания музыки никак не может быть ограничен. Постижение музыкального смысла продолжается и в течение многократного прослушивания, и подробного изучения музыкального текста, его исполнительского прочтения или музыковедческого его сознания. Очевидно, что музыку понимают и композиторы, и исполнители, и слушатели, и музыковеды-ученые, критики, преподаватели, лекторы; соприкасаясь с музыкальным текстом, они, подобно исполнителю, делают его смысл доступным для других. Бесспорным представляется, однако, тот факт, что каждый раз речь идет о разных уровнях понимания, причем, разных не только глубиной постижения, но и самим характером проникновения в музыкальные глубины.

Таким образом, глубина постижения музыкального сочинения не имеет предела. Возникает вопрос: есть ли предел тому минимуму глубины, ниже которого вообще нельзя говорить о понимании?

Вероятно, следует допустить, что если впечатление от музыкального произведения может быть охарактеризовано как наслаждение, т.е. как мощная положительная эмоция, имеющая много общего с ощущением радости, связанная с эффектом катарсиса, то – совершенно независимо наличия других факторов – можно говорить и о наличии определенного уровня понимания музыкального творения. Возможно, именно этим понимание музыки отличается от аналогичных процессов, связанных с иными видами искусства, для которых гедонистический фактор процесса восприятия не столь очевиден. Возникает даже вопрос – можно ли вообще говорить о каком бы то ни было понимании музыки, коль скоро отсутствует эффект наслаждения?