Файл: Никандров В. В. Экспериментальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 1467

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Никандров В.В. Экспериментальная психология
Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с.
ББК88 Н62
Рецензенты:
доктор психологических наук Е. П. Ильин (Российский государственный педагогический университет им. А. И.
Герцена),
доктор психологических наук А. И. Худяков (Санкт-Петербургский государственный университет)
Печатается по решению
редакционно-издателъского совета
Санкт-Петербургского государственного университета
Никандров В. В.
Н 62 Экспериментальная психология. Учебное пособие. СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с. ISBN 5-9268-0217-2
В учебнике экспериментальная психология рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования и имеющая в качестве основного предмета изучения систему психологических методов. Психологическое исследование представлено как специфический процесс научного познания со своей логикой и фазами развития. В систематизированном виде приведена совокупность используемых в психологии методов. Рассмотрены как процессуально-практические, так и теоретико- методологические аспекты способов получения, обработки и интерпретации психологических сведений. Основное внимание уделено эмпирическим методам психологии.
Книга предназначена для профессиональных психологов любой специализации, а также для студентов, аспирантов и слушателей психологическихвузов и факультетов.
ISBN 5-9268-0217-2 © В. В. Никандров, 2003
© Издательство «Речь», 2003 © П. В. Борозенец, обложка, 2003

Содержание
Введение ..........................................................................................................................................5
Глава 1. ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ....................................5
Глава 2. ИЗ ИСТОРИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ .................................................10
Часть I ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ......................14
Глава 3. ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.........................................................14
Глава 4. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.......................................................18 4.1. ОБЩАЯ СХЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ................................................................18 4.2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ................................................................................................18 4.3. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ................................................................................................21 4.4. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ..................................................................................22 4.5. СБОР ДАННЫХ....................................................................................................................23 4.5.1. Общее понятие о данных .................................................................................................23 4.5.2. Классификация данных ....................................................................................................23 4.5.3. Процедура сбора данных .................................................................................................25 4.6. ОБРАБОТКА ДАННЫХ ........................................................................................................25 4.6.1. Общее представление об обработке...............................................................................25 4.6.2. Первичная обработка .......................................................................................................27 4.6.3. Вторичная обработка........................................................................................................30 4.6.3.1. Общее представление о вторичной обработке ........................................................30 4.6.3.2. Меры центральной тенденции...................................................................................32 4.6.3.3. Меры изменчивости (рассеивания, разброса) ..........................................................32 4.6.3.4. Меры связи .................................................................................................................33 4.6.3.5. Нормальное распределение......................................................................................35 4.6.3.6. Некоторые методы статистического анализа данных при вторичной обработке ........37 4.7. Интерпретация результатов................................................................................................38 4.7.1. Интерпретация как теоретическая обработка эмпирической информации ...................38 4.7.2. Объяснение результатов..................................................................................................39 4.7.2.1. Общее представление об объяснении......................................................................39 4.7.2.2. Виды объяснения в психологии .................................................................................40 4.7.3. Обобщение результатов...................................................................................................43 4.8. Выводы и включение результатов в систему знаний.............................................................44
Часть II МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ..................................................................................................46
Раздел А .........................................................................................................................................46
Общее представление о системе методов в психологии ...............................................................46
Глава 5. КАТЕГОРИЯ «МЕТОД» В СИСТЕМЕ СМЕЖНЫХ ПОНЯТИЙ ...........................................46
Глава 6. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ........................................................................................49
Раздел Б Неэмпирические методы ...............................................................................................57
Глава 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ (ПОДХОДЫ) ..............................................................58 7.1. Сравнительный метод .........................................................................................................58 7.2. Лонгитюдный метод.............................................................................................................58 7.3. Комплексный метод .............................................................................................................59
Глава 8. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ...................................................................................60 8.1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ...........................................................................................60 8.2. Качественные методы .........................................................................................................65
Глава 9. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ (ПОДХОДЫ) .........................................................68
Раздел В Эмпирические методы общепсихологического значения...............................................71
Глава 10. НАБЛЮДЕНИЕ...............................................................................................................73 10.1. Общее представление о методе наблюдения .................................................................73 10.2. Виды наблюдения..............................................................................................................76 10.3. Интроспекция – специфический метод психологии.............................................................81
Глава 11. ВЕРБАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ...........................................................88 11.1. Беседа ................................................................................................................................88 11.1.1. Сущность и специфика психологической беседы .........................................................88 11.1.2. Основные способы ведения и виды психологической беседы.....................................91 11.1.3. Особенности беседы с детьми.......................................................................................94 11.2. Опрос..................................................................................................................................95 11.2.1. Общие сведения об опросных методах.........................................................................95 11.2.2. Интервью.......................................................................................................................102


11.2.2.1. Интервью как единство беседы и опроса..............................................................102 11.2.2.2. Процедура интервьюирования ..............................................................................102 11.2.2.3. Требования к интервьюеру ....................................................................................106 11.2.2.4. Виды интервью .......................................................................................................107 11.2.3. Анкетирование ..............................................................................................................109 11.2.3.1. Специфика анкетирования как опросного метода................................................109 11.2.3.2. Анкета .....................................................................................................................112 11.2.3.3. Виды анкетирования ..............................................................................................113 11.2.4. Сравнительный анализ интервью и анкетирования ...................................................114
Глава 12. ЭКСПЕРИМЕНТ ............................................................................................................115 12.1. Общая характеристика психологического эксперимента ..............................................115 12.1.1. Определение.................................................................................................................115 12.1.2. Основные элементы экспериментального метода .....................................................116 12.1.3. Уровни эксперимента....................................................................................................118 12.2. Процедурные особенности эксперимента ......................................................................118 12.2.1. Предъявление независимой переменной ...................................................................118 12.2.1.1. Виды НП..................................................................................................................118 12.2.1.2. Требования к процедуре предъявления НП .........................................................120 12.2.1.3. Планирование эксперимента .................................................................................120 12.2.2. Контроль дополнительных переменных ......................................................................124 12.2.2.1. Контроль внешних ДП ............................................................................................124 12.2.2.2. Контроль внутренних ДП........................................................................................125 12.2.3. Фиксация эксперимента................................................................................................127 12.3. Виды эксперимента .........................................................................................................129 12.4. Эксперимент как совместная деятельность исследователя и испытуемого ................137 12.4.1. Доэкспериментальное общение...................................................................................138 12.4.2. Экспериментальное взаимодействие ..........................................................................141 12.4.3. Послеэкспериментальное общение.............................................................................143
Глава 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ...................................................................144 13.1. Общее представление о психологическом тестировании .............................................144 13.2. Возникновение и развитие метода тестирования..........................................................145 13.3. Классификация психологических тестов ........................................................................146 13.4. Субъективные тесты........................................................................................................146 13.5. Объективные тесты .........................................................................................................150 13.6. Проективные тесты..........................................................................................................152 13.7. Компьютерное тестирование ..........................................................................................156 13.8. Требования к построению и проверке тестовых методик..............................................157
Глава 14. МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ ........................................................................160 14.1. Определение....................................................................................................................160 14.2. Немного истории ..............................................................................................................160 14.3. Понятие «МОДЕЛЬ» ........................................................................................................161 14.3.1. Общее представление о модели .................................................................................161 14.3.2. Функции моделей ..........................................................................................................162 14.3.3. Классификация моделей ..............................................................................................162 14.4. Специфика моделирования в психологии ......................................................................164 14.5. Основные направления моделирования в психологии..................................................165 14.5.1. Моделирование психики...............................................................................................166 14.5.1.1. Общие сведения о моделировании психики .........................................................166 14.5.1.2. Моделирование физиологических основ психики ................................................169 14.5.1.3. Моделирование психологических механизмов .....................................................179 14.5.2. Психологическое моделирование ................................................................................179
Раздел Г Эмпирические методы частнопсихологического значения ........................................181
Глава 15. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.........................................................................181 15.1. Метод семантического дифференциала ........................................................................181 15.2. Метод семантического радикала ....................................................................................181 15.3. Метод репертуарных решеток.........................................................................................182
Глава 16. ПСИХОМОТОРНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ............................................183 16.1. Методы исследования свойств нервной системы..........................................................183 16.2. Методы исследования моторики.....................................................................................184


16.3. Методика миокинетической психодиагностики ..............................................................188
Глава 17. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ .............191 17.1. Социометрия....................................................................................................................191 17.2. Групповая оценка личности.............................................................................................193 17.3. Референтометрия............................................................................................................194 17.4. Методика фидлера ..........................................................................................................194
Глава 18. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ .....................................................................196 18.1. Общее представление о психотерапии..............................................................................196 18.2. Гипнотерапия ...................................................................................................................197 18.3. Аутогенная тренировка....................................................................................................198 18.4. Рациональная (разъяснительная) психотерапия...........................................................198 18.5. Игровая психотерапия .....................................................................................................199 18.6. Психоэстетотерапия ........................................................................................................200 18.7. Наркопсихотерапия..........................................................................................................200 18.8. Телесная психотерапия...................................................................................................201 18.9. Социальная психотерапия ..............................................................................................201
Глава 19. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ..........................................203
Глава 20. БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ....................................................................................204 20.1. Общие сведения о системе биографических методов ..................................................204 20.2. Психобиография ..............................................................................................................205 20.3. Каузометрия .....................................................................................................................205 20.4. Формализованная биографическая анкета ....................................................................205 20.5. Психологическая автобиография....................................................................................206
Глава 21. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ....................................................................208 21.1. Психофизиологические методы как объективные способы изучения психики.............208 21.2. Методы исследования работы вегетативной нервной системы ...................................209 21.2.1. Измерение кожно-гальванической реакции.................................................................209 21.2.2. Методы исследования работы сердечно-сосудистой системы..................................211 21.2.3. Методы исследования работы дыхательной системы ...............................................213 21.2.4. Методы исследования работы пищеварительной системы .......................................214 21.2.5. Методы исследования работы глаз .............................................................................214 21.3. Методы исследования работы соматической нервной системы...................................216 21.4. Методы исследования работы центральной нервной системы ....................................216 21.4.1. Электроэнцефалография (ЭЭГ)...................................................................................216 21.4.2. Метод вызванных потенциалов ...................................................................................217
Глава 22. ПРАКСИМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ............................................................................218 22.1. Общее представление о праксиметрии..........................................................................218 22.2. Общие методы исследования отдельных движений и действий ..................................218 22.3. Специальные методы исследования трудовых операций и деятельности ..................219
ЛИТЕРАТУРА ...............................................................................................................................221


Введение

Глава 1. ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
В настоящее время сложилась весьма непростая ситуация с определением границ
экспериментальной психологии (ЭП) и ее места в системе психологических знаний. Ею утрачен статус самостоятельной науки. Ни в справочной, ни в монографической литературе нет сведений
о предмете экспериментальной психологии. Чаще всего она рассматривается как область психологических знаний, добытых эмпирическими методами. Таким образом, исследования в рамках ЭП перекрывают весь фактоло–гический материал психологии. Тем самым теряется специфика и целостность ЭП как части психологической науки, и она предстает в лучшем случае некоторым объединением родственных исследований, в худшем – «лоскутным одеялом».
В немногочисленных определениях экспериментальной психологии отсутствуют указания на ее предмет, но, как правило, фиксируется ее дробный характер. Таково определение из
«Психологического словаря»: «Экспериментальная психология – общее наименование областей и разделов психологии, в которых эффективно применяется метод лабораторного эксперимента»
[310, с. 407].Еще явственнее эти ноты звучат в другом словаре: «Экспериментальная психология
– общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов» [314, с. 458]. То же понимание экспериментальной психологии обнаруживаем у П. Фресса: «Экспериментальная психология представляет собой знания, приобретенные в психологии посредством применения экспериментального метода» [388, с. 99].
Созвучное определение находим еще в одном словаре, хотя здесь и говорится о необходимости разработки методов в рамках экспериментальной психологии: «Экспериментальная психология –
1) область психологического знания, связанная с экспериментальными исследованиями психики...
В экспериментальной психологии разрабатываются методы организации и проведения психологического эксперимента, а также методы обработки и анализа его результатов; 2) экспериментальный раздел общей психологии» [312, с. 137].
Аналогичное видение ЭП как антологии эмпирических исследований формируется и различными сборниками, озаглавленными
«Экспериментальная психология».
В них представлены, как правило, отдельные исследования, выполненные с помощью различных эмпирических методов и с равным успехом могущие быть включенными в другие разделы психологии (например, в общую психологию, в психологию личности, в психофизиологию, в возрастную психологию и т. д.). Таковы классические издания под редакторством С. Стивенса