ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 1470
Скачиваний: 38
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Некоторые праксиметрические методы являются способами исследования отдельных компонентов той или иной деятельности и входят составной частью в ее целостное изучение.
Таковы, например, динамометрия, хронометрия, циклография. Другие же методы носят комплексный характер и включают в себя целый ряд психологических и непсихологических методов (наблюдение, беседа, опрос, изучение документации, инструментальные измерения, психофизиологические и психомоторные методы, эрго-графия и т. д.). Характерным примером таких методов является профессиография.
22.2. Общие методы исследования отдельных движений и действий
Хронометрия – это «измерение времени трудовых процессов и их отдельных компонентов» [
17, с. 12]. Синоним –хронометраж.
Обычно хронометрия проводится для получения количественной оценки интенсивности и распределения во времени рабочих нагрузок. Выделяются периоды выполнения основных и вспомогательных движений (операций, действий), отвлечений, отдыха, ремонта оборудования или экипировки и других временных затрат.
Анализ этих данных преследует две цели: 1) суммарное распределение времени и усилий за один трудовой цикл (рабочий день, смену, вахту, технологический цикл и т. п.), 2) распределение временных и энергетических затрат при изготовлении единицы продукции.
Хронометраж может применяться как самостоятельное исследование, но чаще его данные используются в комплексе данных, полученных другими методами изучения деятельности
(например, динамометрия, тестирование, опрос, наблюдение и пр.). Конечными целями являются составление психологической характеристики изучаемой деятельности (психограммы), выявление причин технологических сбоев (брака, задержек и т. п.), гуманизация производства и т. д. Следует
упомянуть и о специфическом виде хронометрии – измерении времени реакции (ВР).
Циклография – это метод изучения движений человека путем фотографирования светящихся точек на перемещающихся частях его тела. В качестве светящихся точек обычно используют электрические лампочки.
Метод предложил в XIX в. И. Марей. Наш соотечественник Н. А. Бернштейн, открывший знаменитый принцип сенсорных коррекций и внесший огромный вклад в изучение психомоторной организации человека, усовершенствовал метод, предложив ряд модификаций. В частности,
кимоциклографию (от греч. kyma – 'волна') – съемку на передвигающуюся пленку и зеркальную
кимоциклографию – съемку перемещений в трех плоскостях одновременно путем совмещения регистрации движений тела и их зеркальных отражений.
По циклограммам можно восстановить траектории и амплитуды движений, их скорость и соотношения между отдельными движениями в сложных двигательных комплексах. Анализ циклограмм (циклограммометрия) дает возможность строить кривые зависимостей линейных и угловых скоростей, а также ускорений движущихся частей тела от времени. А зная массы этих частей тела, можно определить и силы, обусловливающие наблюдаемые движения.
Циклография – естественный элемент инженерно-психологических и эргономических исследований.
22.3. Специальные методы исследования трудовых операций и деятельности
Профсссиография – это «отрасль знаний, предметом которой является мир профессий» [144, с. 15].Профессиография – «часть профессиологии, цель которой – описание (составление профес-сиограмм) и классификация существующих профессий по различным (технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским и психологическим) критериям. Особое внимание профессиография уделяет медицинским и психологическим противопоказаниям к работе поданной профессии, фиксируемым в профессиограмме и психограмме» [285, с. 109].
В контексте экспериментальной психологии профессиогра-фию следует рассматривать как
метод исследования различных видов профессиональной деятельности в целях: 1) систематизации профессий и специальностей;
2) разработки системы требований
(психологических, медицинских, производственно-технических) к профессиям и исполнителям.
Эти системы требований облекаются в форму профессиональной характеристики (профессио- граммы).
Профессиограмма может быть комплексной или парциальной. В первом случае она содержит все существенные характеристики работы, во втором – только частично характеризует ее с точки зрения одной научной дисциплины. Если профессиограмма дает всестороннее описание работы, на основании которого каждая научная дисциплина, имеющая отношение к данному виду деятельности, может черпать из нее информацию, то такую профес-сиограмму называют
универсальной. Профессиограмма называется специальной, если направлена на конкретные цели, составлена для узкопрактического использования.
Понятно, что психологически главным содержанием профес-сиографии является сопоставление структуры данной профессии с индивидуальными структурами личности. Отсюда для психологии важнейшим элементом профессиограммы является психограмма, т. е. документ, в котором формулируются требования профессии к личности работника, т. е. перечень необходимых психологических способностей к этой профессии и перечень психологических
противопоказаний к ней.
Если качества, необходимые работнику, выражены количественно, то строят так называемый
квалификационный профиль (аналогом такого профиля служит профиль личности, получаемый при использовании ГОЛ).
Когда классификация и сравнение профессий проводятся с целью профориентации и взаимного приспособления человека и профессии, то говорят о
сравнительной
профессиографии [287, с. 252; 368, с. 551].
Анализ профдеятельности представляет собой целенаправленный и организованный процесс, в котором выделяют три этапа: 1) сбор информации о деятельности; 2) обработка и обобщение информации – составление профессиограммы; 3) исследование профессиограммы для решения практических или теоретических задач (классификация профессий, выбор критериев успешности деятельности, подбор тестов для оценки и прогнозирования и т. д.).
Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников.
Главные из них: 1) литература и документация, регламентирующая деятельность (инструкции, наставления, руководства и т. д.); 2) наблюдение за работой специалистов (как постороннее, так и включенное наблюдение); 3) беседы и опрос специалистов и руководителей; 4) объективная
Циклография – это метод изучения движений человека путем фотографирования светящихся точек на перемещающихся частях его тела. В качестве светящихся точек обычно используют электрические лампочки.
Метод предложил в XIX в. И. Марей. Наш соотечественник Н. А. Бернштейн, открывший знаменитый принцип сенсорных коррекций и внесший огромный вклад в изучение психомоторной организации человека, усовершенствовал метод, предложив ряд модификаций. В частности,
кимоциклографию (от греч. kyma – 'волна') – съемку на передвигающуюся пленку и зеркальную
кимоциклографию – съемку перемещений в трех плоскостях одновременно путем совмещения регистрации движений тела и их зеркальных отражений.
По циклограммам можно восстановить траектории и амплитуды движений, их скорость и соотношения между отдельными движениями в сложных двигательных комплексах. Анализ циклограмм (циклограммометрия) дает возможность строить кривые зависимостей линейных и угловых скоростей, а также ускорений движущихся частей тела от времени. А зная массы этих частей тела, можно определить и силы, обусловливающие наблюдаемые движения.
Циклография – естественный элемент инженерно-психологических и эргономических исследований.
22.3. Специальные методы исследования трудовых операций и деятельности
Профсссиография – это «отрасль знаний, предметом которой является мир профессий» [144, с. 15].Профессиография – «часть профессиологии, цель которой – описание (составление профес-сиограмм) и классификация существующих профессий по различным (технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским и психологическим) критериям. Особое внимание профессиография уделяет медицинским и психологическим противопоказаниям к работе поданной профессии, фиксируемым в профессиограмме и психограмме» [285, с. 109].
В контексте экспериментальной психологии профессиогра-фию следует рассматривать как
метод исследования различных видов профессиональной деятельности в целях: 1) систематизации профессий и специальностей;
2) разработки системы требований
(психологических, медицинских, производственно-технических) к профессиям и исполнителям.
Эти системы требований облекаются в форму профессиональной характеристики (профессио- граммы).
Профессиограмма может быть комплексной или парциальной. В первом случае она содержит все существенные характеристики работы, во втором – только частично характеризует ее с точки зрения одной научной дисциплины. Если профессиограмма дает всестороннее описание работы, на основании которого каждая научная дисциплина, имеющая отношение к данному виду деятельности, может черпать из нее информацию, то такую профес-сиограмму называют
универсальной. Профессиограмма называется специальной, если направлена на конкретные цели, составлена для узкопрактического использования.
Понятно, что психологически главным содержанием профес-сиографии является сопоставление структуры данной профессии с индивидуальными структурами личности. Отсюда для психологии важнейшим элементом профессиограммы является психограмма, т. е. документ, в котором формулируются требования профессии к личности работника, т. е. перечень необходимых психологических способностей к этой профессии и перечень психологических
противопоказаний к ней.
Если качества, необходимые работнику, выражены количественно, то строят так называемый
квалификационный профиль (аналогом такого профиля служит профиль личности, получаемый при использовании ГОЛ).
Когда классификация и сравнение профессий проводятся с целью профориентации и взаимного приспособления человека и профессии, то говорят о
сравнительной
профессиографии [287, с. 252; 368, с. 551].
Анализ профдеятельности представляет собой целенаправленный и организованный процесс, в котором выделяют три этапа: 1) сбор информации о деятельности; 2) обработка и обобщение информации – составление профессиограммы; 3) исследование профессиограммы для решения практических или теоретических задач (классификация профессий, выбор критериев успешности деятельности, подбор тестов для оценки и прогнозирования и т. д.).
Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников.
Главные из них: 1) литература и документация, регламентирующая деятельность (инструкции, наставления, руководства и т. д.); 2) наблюдение за работой специалистов (как постороннее, так и включенное наблюдение); 3) беседы и опрос специалистов и руководителей; 4) объективная
регистрация деятельности (фотография, киносъемка, аудиозаписи, хронометраж и др.); 5) самонаблюдение психолога, выполняющего работу по соответствующей профессии и должности.
Обобщение данных профессиографии в виде профессиограмм может осуществляться в разных формах. Самая простая – описательная характеристика профессиональной деятельности. В ней отражаются общие особенности данной деятельности, основные действия и их операции, их последовательность и взаимообусловленность, необходимые спецподготовка, знания и навыки, режим труда и отдыха, характерные психофизиологические состояния
(монотония, утомление, напряженность, тревога, энтузиазм и т. д.), объем и характер информации, физические нагрузки, санитарно-гигиенические условия, технологические особенности и техническое оборудование. Главные недостатки описательной характеристики: субъективизм описаний; трудность выделения данных для составления профессиональных требований и выбора методик оценки и прогнозирования успешности профдеятельности.
Предпочтительнее количественная характеристика деятельности, которая дополняет описательную форму. Количественный анализ деятельности может вестись по двум направлениям: 1) в соответствии с технологией производства; 2) в соответствии с общей характеристикой совершаемых действий и операций (восприятие информации, принятие решений, общение, типичные движения и т. д.). Второй подход выигрышней, так как позволяет выявить сходные действия и операции в различных профессиях.
Примером успешной реализации второго направления анализа деятельности является широко распространенный за рубежом опросник PAQ (Position Analysis Questionnaire). По нему оцениваются 182 элемента деятельности, сгруппированные по следующим категориям: 1) вид предъявляемой информации (например, печатный текст); 2) процесс ее обработки (кодирование);
3) общение с коллегами (речевая коммуникация); 4) условия труда (уровень шума); 5) прочие характеристики деятельности (например, ответственность за других). Выраженность элементов в конкретной профессии оценивается экспертами по оценочным шкалам.
Популярен среди исследователей и практиков и такой метод получения профессиограмм, как метод критических инцидентов [442]. Сущность его в представлении специалистами в данной профессии реальных примеров высокой и низкой эффективности деятельности, зависящих только от качеств работника, а не от обстоятельств. Эти примеры и называются критическими инцидентами. Для простых видов деятельности набирают 50-100 случаев, для сложных несколько сотен (до 4000). По результатам метода инцидентов формируются критерии успешности деятельности, составляются оценочные шкалы и контрольные задания (тесты), вырабатываются рекомендации по обучению, совершенствованию оборудования и технологий.
Таким образом, профессиограммы могут принимать вид: 1) описаний; 2) перечня элементов;
3) набора заданий; 4) списка профессиональных требований.
Обобщение данных профессиографии в виде профессиограмм может осуществляться в разных формах. Самая простая – описательная характеристика профессиональной деятельности. В ней отражаются общие особенности данной деятельности, основные действия и их операции, их последовательность и взаимообусловленность, необходимые спецподготовка, знания и навыки, режим труда и отдыха, характерные психофизиологические состояния
(монотония, утомление, напряженность, тревога, энтузиазм и т. д.), объем и характер информации, физические нагрузки, санитарно-гигиенические условия, технологические особенности и техническое оборудование. Главные недостатки описательной характеристики: субъективизм описаний; трудность выделения данных для составления профессиональных требований и выбора методик оценки и прогнозирования успешности профдеятельности.
Предпочтительнее количественная характеристика деятельности, которая дополняет описательную форму. Количественный анализ деятельности может вестись по двум направлениям: 1) в соответствии с технологией производства; 2) в соответствии с общей характеристикой совершаемых действий и операций (восприятие информации, принятие решений, общение, типичные движения и т. д.). Второй подход выигрышней, так как позволяет выявить сходные действия и операции в различных профессиях.
Примером успешной реализации второго направления анализа деятельности является широко распространенный за рубежом опросник PAQ (Position Analysis Questionnaire). По нему оцениваются 182 элемента деятельности, сгруппированные по следующим категориям: 1) вид предъявляемой информации (например, печатный текст); 2) процесс ее обработки (кодирование);
3) общение с коллегами (речевая коммуникация); 4) условия труда (уровень шума); 5) прочие характеристики деятельности (например, ответственность за других). Выраженность элементов в конкретной профессии оценивается экспертами по оценочным шкалам.
Популярен среди исследователей и практиков и такой метод получения профессиограмм, как метод критических инцидентов [442]. Сущность его в представлении специалистами в данной профессии реальных примеров высокой и низкой эффективности деятельности, зависящих только от качеств работника, а не от обстоятельств. Эти примеры и называются критическими инцидентами. Для простых видов деятельности набирают 50-100 случаев, для сложных несколько сотен (до 4000). По результатам метода инцидентов формируются критерии успешности деятельности, составляются оценочные шкалы и контрольные задания (тесты), вырабатываются рекомендации по обучению, совершенствованию оборудования и технологий.
Таким образом, профессиограммы могут принимать вид: 1) описаний; 2) перечня элементов;
3) набора заданий; 4) списка профессиональных требований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Слаеская К. А. Методологический аспект проблемы субъективного // Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1969. С. 317-347.
2. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.
3. Адлер Ю. П. Предпланирование эксперимента. М., 1978.
4. Амахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., 1999.
5. Амосов Н. М. Искусственный разум. М., 1969.
6. Амосов Н. М. Моделирование мышления и психики. Киев, 1965.
7. Амосов Н. М., Голованъ Э. Т., Заславский С. Я., Иванов-Myравский К. А., Старинен В. С. Об одном подходе к моделированию психических функций // Кибернетика и техника вычислений. Киев, 1964. С. 6–21.
8. Амосов Н. М., Голованъ Э. Т., Заславский С. Я., Старинен В. С. О возможномподходе к моделированию психической сферы человека // Вопросы психологии, 1965, № 2.
9. Ананьев Б. Г. О методах современной психологии // Психологические методы: в комплексном лонгитюдном исследований студентов. Л., 1976.
10.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
11.Ананьев Б. Г. Человек как предмет позуйния. Л., 1968.
12.Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1–2. М., 1982.
13.Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.
14.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
15.Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980.
16.Аркадьев А. Г., Браверман Э. М. Обучение машин распознаванию образов. М.,1964.
17.Архангельский С. Н. Очерки по психологии труда. М., 1958.
18.Асатурян В. И. Теория планирования эксперимента. М., 1983.
19.Атватер И. Я вас слушаю... М., 1988.
20.Балин В. Д. Психическое отражение: Элементы теоретической психологии.СПб., 2001.
21.Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования. Л., 1989.
22.Балин В. Д. Уточнение формулировки психофизиологической проблемы // Ананьевские чтения-98 /
Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1998. С. 25-26.
23.Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. Л., 1924.
24.БатуевА. С. Функции двигательного анализатора. Л., 1970.
25.БатуевА. С, Таиров О. П. Мозг и организация движений: концептуальныемодели. Л., 1978.
26.Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М., 1981.
27.БендатДж., ПирсолА. Применение корреляционного и спектрального анализа. М., 1983.
28.Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. М., 1987.
29.Бернштейн М. С. К методике составления и проверки тестов // Вопросы психологии. 1968, № 1.
30.Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947.
31.Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
32.Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования. М., 1973. С. 20-
37.
33.Берталанфи Л. Общая теория систем – обзор проблем и результатов // Системные исследования.
М., 1969. С. 24-41.
34.Бгтенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М., 2002.
35.Благуш П. Факторный анализ с обобщениями. М., 1989.
36.Бобров А. Е., Шурыгин А. Н. Алкогольный скрининг-тест: его валидность иструктура /
Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. Л., 1985. С. 86-
94.
37.Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
38.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
39.Бойко Е. И. Механизмы умственной деятельности. Динамические временныесвязи. М., 1976.
40.Бойко Е.И.На. трудных рубежах //Основные подходы к моделированию психики и эвристическому программированию /Материалы симпозиума, Киев,1968. М., 1968. С. 49-60.
41.Бом Э. Руководство по психодиагностике. М., 1977.
42.Бонгард М. М. Проблема узнавания. М., 1967.
43.Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.
44.Боровков А. А. Математическая статистика: Оценка параметров. Проверкагипотез. М., 1984.
45.Браверман Э. М., Мучник И. Б. Структурные методы обработки эмпирическихданных. М., 1983.
46.БраткоА. А. Моделирование психики. М., 1969.
47.БраткоА. А., Волков П. П., КочергинА. Н., Царегородцев Г. И. Моделированиепсихической деятельности. М., 1969.
48.Бродент В. В. Введение в факторное планирование эксперимента. М., 1976.
49.Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970.
50.Будущее искусственного интеллекта/Ред.-сост. Е. Левитин, Д. А. Поспелов.М.,1991.
51.Бурбаки Н. Общая топология. Основные структуры. М., 1958.
52.Бурдун Г. В., Марков С. М. Основы метрологии. М., 1972.
53.БурлачукЛ. Ф. Психодиагностика личности. М., 1989.
54.Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике.СПб., 1999.
55.Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989.
56.Вассерман Л. И., Дюк В. А., Иовлев Б. В., Червинская К. Р. Психологическаядиагностика и новые информационные технологии. СПб., 1997.
57.Вахтомин Н. К. Генезис научного знания. Факт, идея, теория. М., 1973.
58.Бачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психическую сказку. М., 2001.
59.Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. М., 1996.
60.Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования. Л., 1964.
61.Веккер Л. М. О путях бионического моделирования психических процессов // Основные подходы к моделированию психики и эвристическому программированию. Материалы симпозиума, Киев, 1968. М.,
1968. С. 81-97.
62.Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 1-3. Л., 1974-1981.
63.ВенгерЛ. А., Мухина В. С. Психология. М., 1988.
64.Венда В. Ф. Системы гибридного интеллекта. М., 1990.
65.
1 ... 27 28 29 30 31 32 33 34 35
Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М., 1958.
66.Винер И. Новые главы кибернетики. М., 1963.
67.Волков И. П. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. Л.,
1970.
68.Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе / Под ред. Н.
Н. Обозова. Л., 1984.
69.Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950.
70.Вундт В. Основы физиологической психологии. М., 1912.
71.Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудногодетства // Собр. соч. М.,
1983. Т. 5.
72.Выготский Л. С. Мышление и речь. М.-Л,, 1934.
73.Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
74.Вычислительные машины и мышление. М., 1967.
75.Гаазе-Рапопорт М. Г. От амебы до робота. Модели поведения. М., 1987.
76.Гайда В. К. Приемы измерений и статистические способы обработки их результатов в психологическом исследовании // Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под общ. ред. А.
А. Крылова. Л., 1987.
77.Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л., 1982.
78.Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий. М., 1965.
79.Ганзен В. А. Методические указания по курсу «Системные методы в психологии». Л., 1987.
80.Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
81.Ганзен В. А. Системный подход в психологии. Л., 1983.
82.Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования. СПб., 1991.
83.Ганзен В. А., Фомин А. А. О понятии типа в психологии // Вестник СПбГУ. Сер. 6.1993, вып. 1 (№ 6).
С. 49-56.
84.Ганзен В. А., Хорошилов Б. М. Проблема системного описания качественныхизменений психологических объектов. Деп. ВИНИТИ. 1984. № 6174-84.
85.Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1962.
86.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1996.
87.Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
88.Глинский Б. А., Грязное Б. С, Дынин Б. С, Никитин Е. П. Моделирование какметод научного исследования. М., 1965.
89. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х т. М., 1992.
90. Голдман С. Теория информации. М., 1957.
91. Гордон
В.
М.,
Зинченко
В.
П.
Системно-структурный анализ познавательнойдеятельности//Эргономика. М., 1974. Вып. 8.
92. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.
93. Грановская Р. М., Березная И. Л. Интуиция и искусственный интеллект. Л.,1991.