Файл: Вопросы и ответы для экзамена. История развития нефтегазовой отрасли.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1909 – создание Англо-Персидской компании, позже переименованной в British Petroleum.
*распад standard oil
1928 – соглашение Акнакарри. Каждая компания получала отдельную квоту на продажу нефти в сегментах рынка за пределами США.
Рост добычи нефти в СССР заставил компании рискнуть и вступить в ценовую войну.
1960 – чтобы защитить цены на нефть, была создана ОПЕК (Иран, Кувейт, Ирак, Саудовская Аравия, Венесуэла). Создание ОПЕК представляло собой первый коллективный акт суверенитета со стороны экспортеров нефти.
1974 – создание МЭА. Использование альтернативных энергоносителей, поиски других источников нефти и энергоснабжения.
4. Эволюция методов транспортировки нефти и газа
5. Эволюция методов бурения и добычи нефти и газа
Добыча нефти ведётся человечеством с древних времён.
Сначала применялись примитивные способы: сбор нефти с поверхности земли, водоёмов; обработка песчаника или известняка, пропитанного нефтью; колодезный.
Нефтесодержащие грунты измельчались и подогревались в котлах. Затем нефть выжимали в мешках при помощи пресса. В 1833–1845 гг. нефть добывали из песка на берегу Азовского моря. Песок помещали в ямы с покатым дном и поливали водой. Вымытую из песка нефть собирали с поверхности воды пучками травы.
Добыча нефти из колодцев производилась в Киссии, древней области между Ассирией и Мидией в V веке до нашей эры при помощи коромысла, к которому привязывалось кожаное ведро. Глубина колодцев достигала 27 м, их стенки обкладывались камнем или укреплялись деревом. Нефть добывали только у её естественных выходов при помощи колодцев, стенки которых закреплялись в лучшем случае известняковыми плитами. Чаще всего колодцы имели округлую форму и крепились досками, распираемыми обручами. Во избежание обвалов, взрывов и отравлений колодцы рыли ступенями.
В середине XIX века начались попытки вскрытия нефтяных пластов вместо колодцев буровыми скважинами. Черпалась нефть с помощью кожаных вёдер и сливалась в ямы. Из ям нефть разливалась по бурдюкам и развозилась на продажу. В конце XIX века нефтепромышленник Нобель пробурил на Челекене первые скважины, давшие промышленные притоки, а к 1900 году нефть здесь добывалась уже 23 фирмами.
Первые буровые станки, появившиеся сотни лет назад, по существу, копировали рабочего с ломом. Только лом у этих первых станков был потяжелее и по форме напоминал скорее долото. Он так и назывался – буровое долото. Его подвешивали на канате, который то поднимали с помощью ворота, то опускали. Такие машины называются ударно-канатными.
Гораздо быстрее и выгоднее другой способ бурения – роторный, при котором скважина высверливается. К ажурной металлической четырёхногой вышке высотой с десятиэтажный дом подвешена толстая стальная труба. Её вращает специальное устройство – ротор. На нижнем конце трубы – бур. По мере того как скважина становится глубже, трубу удлиняют. Чтобы разрушенная порода не забила скважину, в неё насосом через трубу нагнетают глинистый раствор. Раствор промывает скважину, уносит из нее вверх по щели между трубой и стенами скважины разрушенную глину, песчаник, известняк.
Первые упоминания о применении бурения для поисков нефти относятся к 30-м годам XIX века. На Тамани, прежде чем рыть нефтяные колодцы, производили предварительную разведку буравом. В 1846 году министерство финансов выделило необходимые средства и были начаты буровые работы. О результатах бурения говорится в докладной записке наместника Кавказа графа Воронцова от 14 июля 1848 года: «… на Биби-Эйбате пробурена скважина, в которой найдена нефть». Это была первая нефтяная скважина в мире.Первая нефтяная скважина в США была пробурена в 1859 году. Сделал это в районе г. Тайтесвилл (штат Пенсильвания) Э. Дрейк, работавший по заданию фирмы «Сенека ойл компани». После двух месяцев непрерывного труда рабочим Э. Дрейка удалось пробурить скважину глубиной всего 22 м, но она дала-таки нефть. В конце 80-х гг. прошлого века близ г. Новый Орлеан (штат Луизиана, США) было применено вращательное бурение на нефть с промывкой скважин глинистым раствором. В России вращательное бурение с промывкой впервые применили близ г. Грозного в 1902 году и нашли нефть на глубине 345 м.
Первоначально вращательное бурение осуществлялось вращением долота вместе со всей колонной бурильных труб непосредственно с поверхности. в XIX веке появились первые предложения по созданию забойных двигателей, т.е. двигателей, размещаемых в нижней части бурильных труб непосредственно над долотом.
Впервые в мировой практике советским инженером М.А. Капелюшниковым в 1922 году был изобретен турбобур, представлявший собой одноступенчатую гидравлическую турбину с планетарным редуктором. Турбина приводилась во вращение промывочной жидкостью. В 1935–1939 гг. конструкция турбобура была усовершенствована группой ученых под руководством П.П. Шумилова.
В 1899 году в России был запатентован электробур, представляющий собой электродвигатель, соединенный с долотом и подвешенный на канате. Современная конструкция электробура была разработана в 1938 году советскими инженерами А.П. Островским и Н.В. Александровым, а уже в 1940 году электробуром была пробурена первая скважина.
В 1934 году Н.С. Тимофеевым на о. Артёма в Каспийском море было осуществлено кустовое бурение, при котором несколько скважин (порой более 20) бурятся с общей площадки. Впоследствии этот метод стал широко применяться при бурении в условиях ограниченного пространства (среди болот, с морских буровых платформ и т.д.).
С начала 60-х годов с целью изучения глубинного строения Земли в мире стали применять сверхглубокое бурение
6. Проблемы экологии в развитии нефтегазовой отрасли
В процессе освоения нефтяных месторождений наиболее активное воздействие на природную среду осуществляется в пределах территорий самих месторождений, трасс линейных сооружений (в первую очередь магистральных трубопроводов), в ближайших населенных пунктах. При этом происходит нарушение растительного, почвенного и снежного покровов, поверхностного стока и микрорельефа территории. Такие нарушения приводят к сдвигам в тепловом и влажном режимах грунтовой толщи и к существенному изменению ее общего состояния, что приводит к необратимым последствиям.
Добыча нефти приводит также к изменению глубоко залегающих горизонтов геологической среды. Происходят необратимые деформации земной поверхности в результате извлечения из недр нефти, газа и подземных вод, поддерживающих пластовое давление. Оседания могут вызывать оползневые явления и затопление пониженных участков территорий. В отдельных случаях, при наличии в недрах пустот, могут происходить внезапные глубокие оседания, которые по характеру протекания и вызываемому эффекту могут быть сравнимы с землетрясениями.
Большую опасность для окружающей среды представляют выбросы нефтяных углеводородов и разливы нефти (на каждый км2 в зоне месторождений и трасс нефтепроводов приходится до 0,02 т разлитой нефти в год).
Следует отметить, что нефтеперерабатывающая промышленность использует в производстве невозобновляемые сырьевые источники, что приводит к дополнительному нагреву поверхности атмосферы Земли, развитию парникового эффекта, уменьшению озонового слоя, предохраняющего био сферу Земли от поступления дополнительной солнечной энергии.
7. История и особенности добычи нефти на шельфе
В октябре 1924 года, выступая на Международном нефтяном конгрессе в Талсе (США), руководитель объединения «Азнефть» инженер Александр Серебровский сообщил, что в Советской России успешно осушена часть акватории бухты Биби-Эйбат Апшеронского полуострова и из пробуренной там скважины с глубины 285 м получен нефтяной фонтан с суточным дебитом до 300 тыс. пудов. Это стало первым примером успешной разработки морского месторождения в СССР. Успех 1924 года на нефтепромысле «Бухта Ильича» в Биби-Эйбатской бухте базировался на целом ряде предыдущих попыток начать разработку богатых нефтеносных залежей на шельфе Каспийского моря, которые были начаты еще в дореволюционной России. Первую такую попытку осуществил член Бакинского отделения Русского технического общества, горный инженер Витольд Згленицкий (1850–1904), однако она не увенчалась успехом.
В первые годы ХХ века в нефтяной отрасли России обозначились первые признаки кризиса, вызвавшие падение объемов добычи. Было принято решение о грунтовой засыпке части Биби-Эйбатской бухты. Согласно проекту, подготовленному группой специалистов под руководством гражданского инженера Максима Филиппео, участок моря в 300 десятин, подлежащий засыпке, предварительно нужно было огородить каменным молом, а затем осушить и засыпать грунтом. Весной 1921 года по решению правления «Азнефти» были продолжены работы по засыпке оставшейся акватории Биби-Эйбатской бухты. На засыпанной части бухты предполагалось заложить 25 скважин, в том числе 3 разведочные по краям площади, а остальные — в сводовой части складки. Весной 1922 года из пробуренной на глубину 460 м скважины ударил газовый фонтан. Первый приток нефти был получен 18 февраля 1923 года на буровой № 5 из скважины № 17 с глубины 460 м. К началу 1925 года нефтепромысел «Бухта Ильича» давал уже 10% от общего объема добычи бакинской нефти. Эти весомые результаты побудили руководство «Азнефти» усилить темпы разработки засыпанной нефтяной площади и активизировать работы по засыпке второй очереди в соответствии с ранее разработанным проектом. К 1932 году площадь участка осушенной территории в Биби-Эйбатской бухте достигла 300 гектаров.
Первое крупноблочное основание системы Межлумова было сооружено в 1946 года в районе Гюрганы всего за три месяца вместо восьми по прежней технологии строительства.В следующем году здесь же было начато строительство морских эстакад при помощи специального высокопролетного крана, передвигавшегося по рельсовому пути на свайном основании. Таким образом, в Каспийском море впервые в мире советские нефтяники применили индустриальные методы обустройства морских нефтяных месторождений.
После окончания Великой Отечественной войны «Азнефть» вела разведочное бурение по нескольким перспективным направлениям, среди которых был и район Черных Камней, окруженный грядой подводных скал и находившийся в 42 км к востоку от побережья Апшеронского полуострова. С давних времен было известно о том, что нефть здесь естественным образом выходит на водную поверхность по трещинам на дне моря. В середине 1948 года начались работы по забивке в морское дно свай, однако из-за сложного каменистого дна такой подход был признан неэффективным. Тогда созрело необычное решение — создать в этом месте основание для буровой из специально затопленных судов, отслуживших свой срок. На таком корабельном основании были построены первая буровая установка и небольшое помещение для буровиков. Летом 1949 года началось бурение первой скважины. А 7 ноября из скважины с километровой глубины был получен первый нефтяной фонтан с суточным дебитом 100 т, свидетельствующий об открытии нового богатого месторождения в Каспийском море. На то время оно оказалось крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти.В феврале 1951 года первый танкер, заполненный нефтью месторождения Нефтяные Камни, встал под разгрузку к причалу нефтеналивного порта Дюбенди. Бурение морских наклонно направленных скважин впервые в нашей стране было освоено на Нефтяных Камнях. Здесь же была разработана и внедрена в практику эффективная технология эксплуатации подводных месторождений нефти.
В течение следующего десятилетия открытия в Баренцевом, Печорском, Карском морях и на сахалинском шельфе следовали одно за другим. А в 1988 году последовала сенсация мирового значения — в центральной части Баренцева моря было открыто громадное Штокмановское газоконденсатное месторождение с запасами 3,94 трлн м3 природного газа и 56,1 млн т конденсата. В следующем году на шельфе Печорского моря, в 60 километрах от берега, нефтяным фонтаном с дебитом 400 т нефти в сутки из скважины № 1 было открыто Приразломное нефтяное месторождение.
Однако в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века работа по освоению национального континентального шельфа прервалась почти на десятилетие. Очередная глава ее истории была открыта уже в начале XXI века.
Берег и шельф
Геологи исследуют как сушу, так и акватории морей и океанов. Если месторождение находят близко к берегу — в прибрежной зоне, то с суши в сторону моря строят наклонные разведочные скважины. Месторождения, которые находятся дальше от берега, относятся уже к зоне шельфа. Шельфом называют подводную окраину материка с таким же геологическим строением, как у суши, и границей его является бровка — резкий перепад глубины. Для таких месторождений используют плавучие платформы и буровые установки, а если глубина небольшая — просто высокие сваи, с которых ведется бурение.Для добычи углеводородов на морских месторождениях существуют плавучие буровые установки — специальные платформы — в основном трех видов: гравитационного типа, полупогружные и самоподъемные.
8. Нефтяное дело в Древности, Средних веках и в Новое время в России и за рубежом до XIX века
Древнейшие времена:
Примерно за 6 тыс лет до нашей эры шумеры, жившие в междуречье Тигра и Евфрата, встретились с веществом, выступившем не поверхность земли в виде вязкой массы, похожей на смолу. Это был нефтяной битум, который в условиях недостатка дерева и камня стали эффективно использовать для возведения построек. Нефть считалась целебной - ей пытались лечить нарывы и боль в суставах, применяли ее для бальзамирования.
Никакой отрасли не существовало. Был исключительно промысел.
Добыча производилась ямным и колодезным способами. В местах выхода нефти на поверхность – ямы – глубина до 2-3 м – скапливалась нефть, которую вычерпывали ведрами и бурдюками.